Безумная конспирология: кто строит теории о кознях Кремля
Усилиями значительного количества американских и европейских журналистов, экспертов, блогеров Россия уже больше года представляется в образе всесильного мирового антагониста. Правительство напрямую или через "посредников" взламывает почтовые аккаунты политиков, влияет на исход выборов, вы
Усилиями значительного количества американских и европейских журналистов, экспертов, блогеров Россия уже больше года представляется в образе всесильного мирового антагониста. Правительство напрямую или через "посредников" взламывает почтовые аккаунты политиков, влияет на исход выборов, выкладывает компромат на своих недругов и т.д. Если верить экспертам по национальной безопасности в США, возможности России поистине безграничны. Некоторым из них чуть ли не за любым мировым происшествием видятся козни российской власти. И даже в такой среде особняком стоят одержимые люди, для которых попытки найти следы России во всем становятся навязчивой идеей. Малек Дудаков знакомит с одним из таких персонажей — Луизой Менш.
Консервативная феминистка
Луиза Менш — один из самых громких обличителей России в соцсетях и медиапространстве Америки в последние месяцы. На этой неделе она оказалась в центре крупного скандала из-за публикации недостоверной информации. Ее источник просто выдумывал "факты". Но для начала необходимо остановиться на том, кто такая Менш и как она стала самым известным антироссийским конспирологом.
Луиза Менш родилась в Лондоне в 1971 г., и уже с юных лет она показывала определенное пристрастие к выдумыванию различных занимательных "нарративов". Например, в течение 1990-х гг. она зарабатывала на жизнь тем, что писала различные романтические мелодрамы, ориентированные на женскую аудиторию, с говорящими названиями: "Желание", "Страсть" и т.д. Тогда же она начала увлекаться политикой, во многом под влиянием своей матери, которая несколько лет была депутатом Палаты общин от партии британских либеральных демократов. Свою политическую карьеру Менш начала в 2006 г., когда согласилась стать кандидатом на парламентских выборах от Консервативной партии. Она попала в специально сформированный тогдашним лидером консерваторов Дэвидом Кэмероном список "новых лиц", способных освежить состав партии.
Менш победила в своем округе Кирби в 2010 г., на 2 года став британским парламентарием. За это время она большего всего прославилась показанной твердостью во время слушаний по поводу скандала о редакционной политике медиахолдинга News of the World. Журналисты издания, входящего в этот холдинг, обвинялись во взломе компьютеров и мобильных телефонов знаменитостей для получения доступа к их личной информации. В Палату общин были приглашены медиамагнаты Джеймс и Руперт Мердоки — владельцы холдинга News of the World. Во время слушаний Менш задавала им острые и жесткие вопросы и в один момент даже поинтересовалась, почему Мердоки не уволились после начала скандала.
Уже через несколько лет она ушла в отставку с должности депутата парламента и переехала с семьей в США, где некоторое время занималась написанием колонок в крупные американские и британские издания. В то время Менш была большим критиком современного феминистического движения. Называя себя "консервативной феминисткой", она пыталась показать изъяны и перегибы в деятельности многих современных активистов феминистических групп.
Новости Менш
В начале 2016 г. Менш занялась созданием нового онлайн-медиа, которое получило название Heat Street. Концепцией Heat Street стала модель небезызвестного издания Gawker, закрытого из-за многочисленных судебных исков. Менш намеревалась сделать крупный новостной хаб, который бы собирал новости, слухи и разговоры из интернета, структурировал их и представлял своим читателям. Heat Street во многом олицетворял сегодняшний мир постправды. Журналисты издания не должны были тратить много времени на проверку публикуемых ими фактов — ведь они представляют не столько их самих, сколько их отражение в мире социальных медиа. С другой стороны, Heat Street должно было оставаться всегда в повестке дня и стать удобным подспорьем для всех, у кого нет времени следить за историями и скандалами в самих соцсетях.
По своей идеологической направленности Heat Street был довольно правым изданием. Оно почти открыто поддерживало политиков от Республиканской партии и много критиковало либералов. Забавно, что часть инвестиций на его создание поступила от семьи Мердоков, которые имеют большой опыт вкладывания средств в новые консервативные медиа. В прошлом натянутые отношения Мердоков с Менш не помешали им сотрудничать при создании онлайн-медиа.
С начала 2016 г. Менш выступала против Дональда Трампа, поддерживая его конкурентов — сначала сенатора от Флориды Марко Рубио, а затем сенатора от Техаса Теда Круза. В мае 2016 г. она даже сделала смелое предсказание о том, что Круз в итоге победит на праймериз — за счет того, что делегаты на партийной конвенции не захотят поддерживать "расиста и популиста" Трампа. Впрочем, ее предсказание не сбылось.
В ходе предвыборной кампании Менш пыталась занимать центристскую позицию, критикуя как Трампа, так и Клинтон. В то же время, когда история вокруг "русских хакеров" начала набирать обороты, она стала активно высказываться против действий руководства России — в первую очередь во внешней политике. Доставалось от нее и Трампу, который периодически мог одобрительно отозваться о России или предложить восстановить отношения Москвы и Вашингтона.
За сутки до президентских выборов 8 ноября Менш от своего имени опубликовала на Heat Street большую статью о том, что ФБР начало расследовать связи членов команды Трампа с представителями России. По информации ее источников, ФБР получило разрешение суда на прослушивание Trump Tower в связи с тем, что несколько сотрудников кандидата в президенты США могли неофициально общаться с российскими властями. В дальнейшем информация Менш была подтверждена несколькими более серьезными изданиями — The Washington Post и The New York Times, и на сегодняшний день считается правдивой. Как стало известно уже позже, под внимание спецслужб попал советник по энергетической политике Трампа Картер Пэйдж, который в прошлом не раз посещал Россию и общался с руководством государственных нефтяных и газовых компаний.
Политические сочинения
Впрочем, Менш почти сразу после этого отошла от политики публикации относительно достоверной информации, полученной из разных источников, и стала сочинять все более и более неправдоподобные конспирологические теории. В январе этого года, еще до инаугурации Трампа, Менш покинула Heat Street и основала новое издание — Patribotics. На главной странице этого медиа упоминается его основная цель — "раскрытие войны против США, объявленной Владимиром Путиным".
В своих соцсетях, где она набрала сотни тысяч подписчиков, и на Patribotics Менш сообщает о всевозможных "скандалах" о Трампе и о кознях России против США и в целом западного мира. Стоить упомянуть лишь несколько самых показательных историй из фэнтезийного мира Менш:
Берни Сандерс (либеральный сенатор от Вермонта и бывший кандидат на праймериз демократов в 2016 г.) и Шон Хэннити (консервативный комментатор Fox News) — оба российские агенты.
Бывший глава аудиторского комитета Палаты Представителей Джейсон Чаффетц получил 10 млн долларов от Кремля, а лидер большинства в Сенате Митч Макконел использует российские деньги для поддержки близких к Трампу кандидатов на выборах в Конгресс.
Эдвард Сноуден — российский агент в американских спецслужбах, чьей целью была дискредитация правительства США и кража военных секретов, которые были использованы при взломе почты Клинтон.
Эндрю Брайбарт — основатель популярного консервативного издания Breitbart, умерший в 2012 г., — на самом деле был убит по заказу из России.
Зачем? Чтобы на место нового главного редактора Breitbart заступил Стив Бэннон — по мнению Менш, агент Кремля. Она также уверена в том, что Бэннон обвиняется спецслужбами в шпионаже и может быть приговорен к смертной казни.
Судебная панель Нью-Йорка готовится начать расследование деятельности Трампа и его помощников в контексте следствия по делу о "российском следе" на выборах.
Беспорядки на расовой почве, прокатившиеся по Фергюсону, штат Миссури, в 2014 г. были профинансированы из России.
Президентство Трампа закончилось 9 мая. Верховный суд готовится объявить импичмент Трампу и вице-президенту Майку Пенсу за то, что воспрепятствовали правосудию, уволив директора ФБР Джеймса Коми, и совершили измену, вступив в "сговор" с Россией. А спикер Палаты Представителей Пол Райан вскоре будет задержан за то, что он получал деньги от бывшего посла России в Вашингтоне Сергея Кисляка и передавал их аппарату Республиканской партии. Соответственно, следующим президентом вскоре станет сенатор Орен Хэтч, который уже готовится к инаугурации.
За прошедший год Менш успела обвинить в работе на Кремль как минимум 210 человек и организаций — включая крупных журналистов, блогеров, политиков и госслужащих. Кто-то попал в ее список из-за личной неприязни. Например, за то, что они критиковали комментарии Менш в соцсетях. Кого-то Менш пыталась уличить в связях с Россией на основе информации из своих "засекреченных" источников.
Связная "Кейтлин"
Один из подобного рода источников получил широкую известность на этой неделе. Сейчас Менш и ее последователи — в частности, журналист Клод Тейлор — пытаются обвинить Трампа в том, что его модельное агентство занималось проституцией. Нанимались 14-летние девочки-подростки из России. И теперь это находится под расследованием властей Нью-Йорка. Они даже начали в Twitter специальный хэштег по такому поводу — "PIMPOTUS", в котором обыгрываются два слова: "pimp" (в переводе с английского "сутенер"), и "POTUS" — президент Соединенных Штатов.
Кроме того, Тейлор обвинил бывшего мэра Нью-Йорка и члена команды Трампа Руди Джулиани в покрывательстве его нелегального бизнеса, отмывании денег и сделках с российской мафией.
Свою информацию Менш и Тейлор опубликовали, сославшись на анонимные источники в прокуратуре Нью-Йорка. По словам самой Менш, в аппарате одного из нью-йоркских прокуроров Эрика Шнейдермана работает некая сотрудница по имени "Кейтлин", которая передает ей всю необходимую информацию. Впрочем, дотошные журналисты более серьезных изданий смогли связаться с этой "Кейтлин" и узнали, что она никак не связана со Шнейдерманом и специально предоставила Менш заведомо ложную информацию. Таким образом "Кейтлин" захотела вывести Менш "на чистую воду", устав от того, что та постоянно публикует не подтвержденные ничем конспирологические теории.
По словам "Кейтлин", Менш и Тейлор совершенно не интересовались достоверностью ее данных и сразу обещали их опубликовать. После того, как история получила огласку, Тейлор поспешил удалить свои статьи по теме и извинился перед читателями. Менш же продолжает упорно верить в то, что Трамп до того, как стать президентом, покровительствовал проституции и уверяет, что у нее есть и другие источники, кроме "Кейтлин".
Мир фантазийной журналистики
Менш далеко не единственная, кто занимается раздуванием конспирологических теорий, пытающихся самым разным образом связать Трампа и Россию. Вокруг нее образовался узкий круг единомышленников, занятых примерно той же деятельностью. В него входят, в частности, уже упомянутый выше Тейлор, бывший сотрудник АНБ Джон Шиндлер, анонимные авторы онлайн-издания Palmer Report и др. Вместе они перепечатывают истории друг друга, одновременно добавляя к ним свои подробности, доводят их до абсурдного состояния и затем переключаются на новую тематику. И так их работа продолжается уже более полугода.
В принципе, в подобного рода продаже аудитории неподтвержденных конспирологических теорий нет ничего нового. Многие журналисты и редакторы своих онлайн-изданий занимаются этим годами, если не десятилетиями. Достаточно вспомнить основателя портала Infowars Алекса Джонса, который перемежает свои репортажи о реальном положении дел в США статьями про пришельцев, заговоры членов Бильдербергского клуба и иллюминатов. Однако до последнего времени большинство колумнистов типа Джонса оставалось далеко за пределами дискурса мейнстримовой журналистики, работая только лишь на свою нишевую аудиторию.
В случае Менш ситуация усугубляется тем, что мейнстримовые медиа предоставляют для ее идей свою площадку. Например, еще в марте Менш написала большую авторскую колонку для The New York Times, посвященную тому, как, по ее мнению, должно проходить расследование комитета Конгресса "российского следа" на президентских выборах в США. Некоторые конспирологические теории Менш, преподнесенные в виде "неопровержимых сенсаций", перепечатывались как крупными СМИ, так и многими политиками от Демократической партии, в том числе и федерального уровня. Ну а для большинства избирателей, не особенно вникающих в постоянные скандалы, связанные с администрацией Трампа, какие-то идеи Менш вполне могут показаться достоверными, даже если они и были полностью выдуманными.
Менш в этой ситуации выглядит не столько как нечистоплотный журналист, сколько как публицист, которому нравится выдумывать "нарратив" и затем его активно развивать, вне зависимости от того, является ли это правдой. Многие считают, что она могла уже просто помешаться на теме России и теперь просто проецирует на свои статьи и публикации в соцсетях параноидальный бред.
В любом случае, поучительная история Менш и ее единомышленников наглядно показывает то, чем опасны конспирологические теории, поддерживаемые через медиапространство. Если статьи Менш довольно легко опровергаются, то, скажем, с заметками The Washington Post или The New York Times о России все гораздо сложнее. А ведь они тоже в массе своей опираются на "анонимные источники среди разведывательного сообщества", которые также могут оказаться выдумщиками. Попытки многих мейнстримовых медиа продолжать голословно обвинять Россию то во "взломе выборов" (что бы это ни значило), то в "разрушении демократических институтов Америки" приводят к тому, что некоторая часть комментаторов (вроде Менш) начинает воспринимать это так серьезно, что они готовы видеть "русский след" везде. И находить его быстрее, пока другие медиа еще не успели сообщить.
Источник: ruposters.ru
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции