Белгородчина выстоит: ополчение снова в строю
-
Фото: Георгий Медведев
"Скажите, а нас захватят?" – с тревогой спрашивает женщина в центре Белгорода, узнав в нас журналистов, которые в эти дни работают по Шебекино. Вопрос на мгновение обескураживает, но тут же оправляемся и уверенно отвечаем: нет, конечно! После нескольких дней работы на этом направлении, увидев то, как сплотились люди, а самое главное – мужчин, поднявшихся на защиту Отечества, собравшись в ополчение, никаких сомнений уже нет: врагу не пройти.
Как в Донбассе…
Блок-пост, на котором мы останавливаемся, тут же возвращает нас в Донбасс 2014 года. Совершенно всем, за исключением, быть может, того факта, что одеты ополченцы не столь разношёрстно, как это было девять лет назад. Сегодня количество военторгов позволяет подойти к вопросу более основательно, нежели тогда. У ребят – бронежилеты и шлема, разгрузки и тактическая одежда. Но и тут не без ностальгического момента: из-за укрытия на глаза появляется юноша: сверху – китель от формы, поверх броник, оружие за плечом, но ниже пояса – обычные синие джинсы и кеды.
Как и в Донбассе, у парней, ещё не столкнувшихся с врагом лицом к лицу, в крови играет азарт и боевой пыл. Его, конечно, станет поменьше после первых боёв, и кто-то даже покачает головой назидательно, дескать, не знаете вы ещё, что такое настоящая, большая война.
Но спорить с этим можно, и легко. Не знали мальчишки и мужчины, не служившие даже срочку, что такое война и здесь, в Донецке и Луганске. Жадно ловили новости с экрана большого телевизора, установленного под ДонОГА, откуда безостановочно шли трансляции из эпицентра сражений в Славянске, и были твёрдо уверенны: только ступи враг им шаг навстречу – выбьют ему все зубы.
И выбили. В Иловайске и Шахтёрске, под Донецком и Горловкой, в Ясиноватой, Донецком аэропорте и Дебальцево. Выбили, погнав врага вспять. Увы, тогда не получилось довести всё до конца, теперь приходится продолжать. И продолжать уже не только здесь, но и на других направлениях, точно так же начиная путь с самого начала: с ополчения.
Хочется верить и знать, что этим людям не придётся пройти все ужасы войны, её тяготы и лишения, хоронить боевых товарищей, и всё, что происходит, пусть так и останется для них. Но если судьба распорядится иначе, для автора этих строк нет сомнений, что они с честью выполнят возложенный на них долг.
В шахтёрах и учителях, таксистах и продавцах Донбасса тоже многие сомневались, ожидая, что побегут при первом же выстреле. Но эта разношёрстная масса поставила на колени профессиональную армию Киева, с её танками, авиацией и артиллерией.
Стоим за Россию
С бойцами, несущими службу на блок-посте, много общаемся о личном. В их рассказах о семьях, о родителях, жёнах и детях – в немалой степени проявляется мотивация. Она практически идентична для всех: защитить дом. Дом – как понятие личное, так и общее – Россию, ведь наша Родина – это и есть большой дом.
«А мне сын, представляешь, четырнадцать лет пацану, говорит: я никуда не уеду! Если придётся умирать, то дома», - рассказывает один из бойцов.
Практически все, с кем общаемся, жители Шебекино. Война уже пришла на их родные улицы, во дворы, где мальчишки гоняли ещё недавно в футбол, в скверы, где прогуливались родители, в парки и кинотеатры, магазины и торговые центры. Всё то, что вчера ещё казалось таким привычным и естественным, сегодня пылает в огне, а вражеские снаряды продолжают обрушиваться один за другим.
Вспоминаются рассказы о Великой Отечественной войне, как горели наши города и сёла, а нацистские полчища топтали чернозём, грозя уничтожить всё русское. Вспоминается, когда видим на горизонте пылающий Шебекинский округ: вся линия затянута дымом, а вдалеке безостановочно грохочет канонада, в которой сливаются звуки разрывов чужих и залпы орудий наших. И так же, как в Великую Отечественную, колонны беженцев уходят в тыл, а мужики, самого разного возраста, встают плечом к плечу.
Кто-то может возразить, дескать, невелик героизм – стоять на «блоке», покуда на передовой идёт сражение. Но белгородское ополчение уже проявило себя, доказав отвагу: именно эти люди пришли на помощь местной администрации, взяв на себя вопросы эвакуации местного населения. Раз за разом, порой без какой-либо брони, отправляясь в самый эпицентр обстрелов, дабы спасать стариков и детей. Вывозили по одному, отзываясь на обращения, и набивали полные машины людей, просто подбирая их на улицах.
По Шебекино начинается очередной обстрел, и прямо туда, под шквал снарядов с блок-поста срывается в очередной раз машина: кто-то обратился за помощью и просит вывезти его из города.
Уйти нельзя остаться
Момент, на который мы с коллегой тут же обращаем внимание, - достаточно немалое количество личных автомобилей у ополченцев далеко не бюджетного сегмента. Общаясь с некоторыми бойцами, по контексту диалога понимаем: люди далеко не из тех, кто испытывает финансовые трудности, и скорее – наоборот.
Эти мужчины вполне имели возможность собрать свои вещи, вместе с семьями отправившись в эвакуацию куда-нибудь подальше, не испытывая сложностей, и даже не в пункты временного размещения, а самостоятельно решив все вопросы. Но вместо этого – отправили из зоны обстрелов жён и детей, а сами остались. И остались, как было уже упомянуто выше, не «для галочки», а действительно по зову сердца, отдавая свой долг России.
И, как было также сказано выше, уже доказали свою отвагу. Не просто несут службу в прифронтовой зоне, обеспечивая безопасность, охраняя город и помогая людям, но и отправляясь в самые горячие точки Шебекинского округа и всей Белгородской области, если их присутствие там необходимо.
Ещё один момент, на который невозможно не обратить внимание, это участие правоохранительных органов. Некоторые жители признаются, что были приятно удивлены, когда увидели, как сотрудники ГИБДД не просто не эвакуировались, хотя могли, учитывая все формальности ситуации. Вместо этого – надели броню, взяли в руки оружие и вместе с ополчением встали на защиту Шебекино. Патрулируют улицы, не допускают эксцессов, эвакуируют местное население. И точно так же – под постоянной угрозой.
Проблемы требуют решений
Увы, без проблем в этой истории – не обойтись. И самая главная, на которую обращают внимание все без исключения ополченцы: оружие. Конечно, сегодня они – не разношёрстная масса 2014-го года, и вооружены не арматурой и коктейлями Молотова, как собирались останавливать украинские танки бойцы в центре Донецка, но вопрос централизованного обеспечения ополченцев открыт.
Мнения по этому поводу звучат самые разные, и «за», и «против». Сами же добровольцы видят для себя ситуацию едва ли не катастрофической в таких условиях. Мы же, наблюдая за всем со стороны, обнаружили реальную силу, полноценную боевую единицу, которая способна стать надёжной третьей или второй линией обороны Белгородчины. И пусть лучше это оружие никогда им не пригодится и будет возвращено на места хранения под роспись, нежели случится трагический момент, когда все эти добровольцы останутся последним заслоном на пути врага, но отбиваться будет нечем.
Некоторые из парней говорят, а народ их поддерживает: снабжение, питание, ГСМ и обмундирование – все эти потребности вполне могут быть закрыты собственными силами, при поддержке волонтёров, неравнодушных россиян и представителей бизнеса, который, к слову, уже очень активно отреагировал на вызовы, брошенные Украиной.
Подобный процесс уже происходил, всё те же девять лет назад, всё здесь же, в Донбассе. Но добывать вооружение и технику в первых боях – увы, не та уже ситуация, и не тот уже совершенно характер и формат войны.
Полноценная подготовка и обучение на различные воинские учётные специальности, достаточное снабжение армейское, и снова, снова, снова – оружие. Готовые подразделения уже сформированы, с чёткой структурой, с иерархией, с командирами и личным составом. Они - уже добровольцы, и уже в строю, и могут принести гораздо больше пользы нашей Родине, если им дадут такую возможность.
Пока же основная их задача – обеспечивать безопасность, порядок и эвакуировать людей, оказывая им помощь. И с этой задачей ополчение справляется на отлично. И хотя времена остаются непростыми, глядя на этих людей становится ясно: Белгородчина может быть спокойной. Русское ополчение всегда побеждало!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Противника на территории Белгородской области нет – ГладковТрагедия войны: репортаж из пункта размещения беженцев в Белгороде