Андрей Лазарчук: Вторжение Украины в Донбасс может ускорить интеграционный процесс
-
Давид Худжец
Во время второго Международного фестиваля фантастики «Звезды над Донбассом» в Донецке мы пообщались с одним из участников, знаменитым русским писателем-фантастом Андреем Лазарчуком. Он современный автор, пишущий в жанре философской фантастики — турбореализма. ИА «Новороссия»: Андрей Геннадьевич, Вы
Во время второго Международного фестиваля фантастики «Звезды над Донбассом» в Донецке мы пообщались с одним из участников, знаменитым русским писателем-фантастом Андреем Лазарчуком. Он современный автор, пишущий в жанре философской фантастики — турбореализма.
ИА «Новороссия»: Андрей Геннадьевич, Вы следите за событиями в Донбассе?
Андрей Лазарчук: Конечно, слежу, как без этого.
ИАН: Как, по-вашему мнению, будет дальше развиваться ситуация в Донбассе?
А.Л.: Я думаю, что скоро Россия объявит о признании независимости республик и заключит с ними договора о взаимопомощи. Вряд ли республики примут в состав России, это было бы слишком вызывающе. Но если Украина решится на какие-то очень наглые действия, то разговор о вхождении республик в состав России можно будет возобновить. Скорее всего, будет рассматриваться вариант независимости на уровне Абхазии или Южной Осетии. Резкое вторжение Украины может ускорить интеграционный процесс.
ИАН: В идейном плане, как вы думаете, Донбасс пойдет по своему пути развития, будет создавать свою идеологию, миф?
А.Л.: Донбасский миф уже существует, он развивается, пускает корни. Это, кстати, очень хороший процесс — правильный. А какой, это очень долго объяснять, я готов посидеть и написать какой-то текст, а изложить это в нескольких коротких фразах гораздо труднее.
ИАН: В дальнейшем, место Донбасса в составе России или в качестве автономной республики?
А.Л.: Скорее республика с ограниченной независимостью. России сейчас очень хочется пробовать разные социальные модели. Лучшей площадки для обкатки новой Российской структуры уже не придумать. Поскольку это уже четкий, западный и одновременно антизападный фронтир. Это как экспериментальная идейная зона. Я вижу наиболее вероятный ход развития именно таким.
ИАН: Насколько для вас важно происходящее на фестивале? Приехать в Донбасс, это для вас большое событие?
А.Л.: Я бываю в республиках с 2014 года. В один из приездов мы попали под обстрел, и я немного пострадал. Мне нравится то направление эволюции, которое здесь происходит. Сам по себе фестиваль для республик — очень хороший промоушен. Это действительно прозвучит на весь мир!
ИАН: Скажите, авторы фантастического жанра пытаются создать какую-то модель будущего?
А.Л.: Это одно из направлений, которое действительно рассматривает фантастика.
ИАН: Вам нравится, куда идет мир в глобальном смысле?
А.Л.: Во-первых, это не нравится никому. Все старики возмущаются, что во времена нашей молодости деревья были зеленее и всё в таком же роде. Мы не можем повлиять на развитие мира, на его эволюцию, она происходит по своим каким-то неизвестным нам законам и причинам. Но я подозреваю, что всё, что мы сейчас воспринимаем, это то, что через какое-то время этот мир спасется. У меня как раз есть эссе на эту тему, называется «Зелёные стены, или как спасти мир, не прибегая к традиционным способам». Мир будет спасен от абсурда, от того состояния нарастающей атомизации, которая сейчас происходит. Сейчас эти общества действительно распадаются: от того, что было 40 лет назад, от этих обществ уже не осталось практически ничего кроме названия. Идя по тому же пути, по закону диалектического материализма мы рано или поздно выйдем примерно в эту же точку, только уровнем выше.
ИАН: Почему фантастика не поднимает актуальных вопросов?
А.Л.: Никто сейчас не поднимает актуальных вопросов, ни фантастика, ни большая литература, ни кинематограф. Наверное, потому что никто не понимает, что же на самом деле происходит. Можно написать физиологический очерк, но толку от этого не будет никакого, поэтому что во-первых, его никто не прочтет, во-вторых, его никто не поймет, а если кто-то и поймёт, то неправильно. Поэтому почти никто не пишет о современности. Фантастика — это один из методов «остраннения». Но это всё, так или иначе, описывает реальный мир. Через «остраннение» легче рассмотреть проблемы. Беда в том, что фантастика сейчас действительно буксует. При огромном количестве текстов практически не появляется ничего такого, что позволяет понять существо дел. В таком мире мы живем. У нас переизбыток информации, причем 98% этой информации ложная. Ложная, мусорная и тенденциозная. У нас нет фильтров, чтобы понимать, что есть что.
ИАН: Что бы вы хотели пожелать жителям Донбасса?
А.Л.: Желаю Донбассу быть принятым в состав России! Конечно, со временем уйдет вся эта романтика фрондерства, уйдут высокие и низкие эмоции, настанет всем привычная «серая» обыденная жизнь. Вот такой жизни я и желаю Донбассу!
Вопросы задавали: Анна Хотеева & Давид Худжец