Анатолий Степанов: Конфликт между украинскими раскольниками — это победа Православия
Украинский раскольник, так называемый «патриарх Киевского патриархата» Филарет накануне сделал заявление, которым признал неканоничность псевдорелигиозной структуры «ПЦУ», а также заявил о том, что глава «новой украинской церкви» Епифаний не является даже священником. «Если Вселенский патриарх снял
Украинский раскольник, так называемый «патриарх Киевского патриархата» Филарет накануне сделал заявление, которым признал неканоничность псевдорелигиозной структуры «ПЦУ», а также заявил о том, что глава «новой украинской церкви» Епифаний не является даже священником.
«Если Вселенский патриарх снял с меня анафему в 2018 году, снял. А до 2018 года я был под анафемой, или нет? Если я был под анафемой, то это означает, что все эти епископы (ПЦУ. – прим.ред.) недействительны. И Епифаний не только не является митрополитом – он даже не священник. Если Вселенский патриарх снял с меня анафему в 2018 году, то весь епископат – недействителен», — сказал Филарет с эфире «Украинского радио».
Также по словам Филарета, «ПЦУ» «не признана другими церквями канонической, а признана только одним Вселенским патриархом. Томос имеет по названию, а по содержанию она не автокефальна. И канонической церковью ПЦУ не признают 13 поместных церквей».
«Так какая же она («ПЦУ». — прим.ред.) каноничная, когда с митрополитом Епифанием никто не служит, кроме Вселенского патриарха?», — сказал он.
С чем может быть связано такое поведение Филарета и что данная ситуация может означать для Православия на Украине, об этом в комментарии для ИА «Новороссия» рассказал историк, писатель, председатель Международной общественной организации «Русское собрание» Анатолий Степанов.
«Ситуация в так называемой «ПЦУ» на Украине изначально запрограммирована, потому что попытка создать церковь из раскольничьих организаций без их полноценного покаяния была заведомо обречена на провал. То, что сейчас происходит с «ПЦУ» — это закономерно.
Анализируя действия и заявления Филарета, в первую очередь хочу отметить, что среди всех украинских раскольников, пусть это звучит парадоксально, ближе всех к Православию оказывается нынешний смутьян, так называемый «патриарх» Филарет (Денисенко). Объясню свою мысль: так называемый «патриарх» ранее был все же законным епископом, то есть его законным, каноничным образом рукополагали и в иеромонахи, и хиротонировали в епископа и потом, законным же образом анафематствовали. Позже анафема была снята незаконным образом патриархом другой церкви (что нельзя признать канонически правильным).
Предполагаю, что Филарет при всей его колоссальной гордыне все-таки, находясь уже вблизи порога вечности, понимает свою незаконность, свою неканоничность и может быть эти действия, связанные с попыткой ликвидировать так называемую «Православную церковь Украины», объясняют его поведение и высказывания.
Хотя, может быть, он уже находится в плену у врага рода человеческого и руководствуется исключительно своей гордыней.
Сегодняшние действия Филарета не могут не привести к серьезнейшему кризису и так на ладан дышащей «ПЦУ» и это справедливое возмездие. Никогда так быстро не совершался суд Божий, как в случае с «ПЦУ». Ведь исторически совсем недавно, в конце прошлого года, с помпой был проведен так называемый «собор «ПЦУ», а потом, с помпой она была признана в Стамбуле. Но только после всего этого наступил «пшик», потому что ни одна православная церковь, кроме Константинопольского патриархата, не признала законность этой псевдоцерковной структуры. Она как была раскольничьей, так и остается. И вот, видимо понимая это, понимая всю обреченность ситуации, и видимо будучи обиженным лично (потому что его все-таки не сделали патриархом) Филарет и поднял свой нынешний бунт, который грозит полной ликвидацией «Православной церкви Украины».
Как к этому относиться? С сожалением. С сожалением о судьбе этих людей, особенно о судьбе простых людей, которые не понимают видимо богословских тонкостей, и видя общий антураж, напоминающий Православие, ходят в эти церкви, крестят своих детей, отпевают своих умирающих стариков, венчаются, принимают якобы таинство. Однако всего этого на самом деле не происходит и люди находятся в страшном заблуждении, в страшном отдалении от церкви. Можно также пожалеть и так называемых «священников», которые получали якобы рукоположение в этих раскольничьих структурах. Им всем не закрыт путь покаяния и возвращения в истинную церковь, каковой конечно является Украинская Православная церковь Московского патриархата. УПЦ сейчас до сих пор подвергается преследованиям, которые может быть немного ослабли с уходом в политическое небытие господина Порошенко, но все-таки на местах мы видим время от времени сообщения о том, что периодически все же происходят нападения на храмы, на прихожан — это, к сожалению, продолжается.
Однако то, что происходит сейчас на Украине среди раскольников — это победа Православия, потому что этот «грандиозный проект», поддержанный всей мощью государственного аппарата украинского государства, поддержанный всей мощью Константинопольского патриархата, который традиционно считался первым среди равных, провалился. Он продолжает самоуничтожаться и трещит по швам. Сейчас его кончина в общем уже очевидна и это произошло, если посмотреть, в исторически короткое время. Эта «ПЦУ» не просуществовала и года, а уже возникает такой серьезнейший кризис – это закономерно. Повторю, это победа Православия, это урок всем тем, кто пытается какими-то политическими хитросплетениями, силовыми мерами создать богочеловеческий инструмент, как церковь Христова — это никогда не получалось и никогда не получится. И это не может не радовать в данных происходящих на Украине событиях».