Александр Чаленко: Громкие анонсы Рябошапки — очковтирательство для граждан Украины
Серьезной борьбы против коррупции на Украине сегодня не происходит и в обозримом будущем не предвидится, а «громкие анонсы» о предстоящих делах против чиновников — ничто иное, как попытки «замылить» глаза людям, которые перед президентскими и парламентскими выборами поверили в команду нынешнего пре
Серьезной борьбы против коррупции на Украине сегодня не происходит и в обозримом будущем не предвидится, а «громкие анонсы» о предстоящих делах против чиновников — ничто иное, как попытки «замылить» глаза людям, которые перед президентскими и парламентскими выборами поверили в команду нынешнего президента Украины Зеленского. Об этом заявил журналист Александр Чаленко, комментируя слова генпрокурора Рябошапки о предстоящих в скором времени «резонансных делах» против украинских топ-чиновников.
«Действительно, все мы помним, что Зеленский обещал (и это был один из краеугольных камней его кампании) борьбу с коррупцией и то, что все коррупционеры будут сидеть. Причем недвусмысленно намекал, что сидеть будут во главе с Порошенко. В то же время мы прекрасно помним, что летом этого года Порошенко бежал с Украины на двух самолетах, вылетела вся его семья — от внуков до жены, но потом они быстро возвратились. Отмечу, что по материалам украинских журналистов, сейчас в Жулянах стоят два самолета, которые готовы в любой момент снова стартовать с Порошенко и его семьей.
Я очень хорошо знаю Порошенко — этот человек никогда не вернулся бы на Украину, если бы не был точно уверен в том, что не будет арестован, что не будут возбуждены уголовные дела, где он будет проходить не свидетелем, а обвиняемым. Исходя из этого, что мы имеем? Произошла договоренность о том, что дело возбуждено не будет.
А с кем он договорился? Украинская пресса пишет, что он договорился с Игорем Коломойским, который в свое время нанял Зеленского на выборы. Порошенко возвратился потому, что договорился с Коломойским.
Для Порошенко этот момент был важным, потому что он возглавил список, избрался в Верховную раду, и было бы странно что он не присутствовал на заседании парламента — это означало бы, что он боится, что он фактически признает свое непосредственное участие в преступлениях. А в итоге – все разговоры остались разговорами.
Это минус президентской администрации, минус Зеленскому, что произошла такая договоренность.
В связи с этим, говорить, что сейчас происходит какая-то серьезная борьба с коррупцией — было бы смешно. Да, арестовали Грымчака — в прошлом правительстве «заместителя министра по вопросам оккупированных территорий», но кто такой Грымчак? Это мелкая сошка. Это никто — мелкий взяточник.
А все крупные фигуранты на виду: Порошенко, всякие «Свинарчуки», Луценко и остальные — садить их можно спокойно и очень быстро.
Если захотеть это сделать. Однако, видимо, Зеленский не хочет, поэтому я сейчас не верю ни в какие коррупционные расследования и так далее.
На мой взгляд, заявление этого прокурора — просто очковтирательство. Уже четыре месяца нет никаких грандиозных арестов, как, например, боролись в Италии в 70-80-е годы, громкие аресты, когда премьер-министр допрашивался, или как, например, в Северной Корее — закончилась каденция президента, его следующее правительство садит за коррупцию. На Украине ничего подобного нет. Говорить о том, что будет происходить что-то подобное — не приходится.
Все эти заявления для того, чтобы снизить накал вопроса, и немного успокоить тех, что ждал этого от президентской администрации: «Да, они (дела) там есть, но мы не можем назвать фамилии, но все скоро случится» — если не можешь дать конкретики — это первый показатель того, что никаких дел там на самом деле нет.
Отвечая на вопрос о том, смогут ли в таком случае в дальнейшем сосуществовать в политическом пространстве Украины команда Зеленского и команда Порошенко, Чаленко не исключил такого исхода событий.
«Почему нет? На Украине в принципе всегда сосуществовали многие группы. В отличие, например, от России. В России авторитарно-бюрократическая вертикаль, где устанавливаются общие правила игры, и кто их не соблюдает, просто выпадает из игры — его могут посадить или просто навсегда закроют ему дверь в политику. На Украине же такой жесткой вертикали нет — государство расколото и ее невозможно создать. Потому что всегда есть мощная оппозиция, которая не дает установиться этой авторитарно-вертикальной ветви. А раз ее нет, нет общих правил игры, всегда господствуют несколько олигархических групп. Сейчас олигархическая группа Порошенко слаба, хотя в основном всегда силы у противоборствующих сторон были равны. У Зеленского же сейчас даже конституционное большинство в Раде, он верховный главнокомандующий, он переподчинил себе нацгвардию.
А кто Порошенко? Сбитый летчик, за которого проголосовала только Львовская область, фракция небольшая, авторитетом он не пользуется, у него огромнейший антирейтинг. Однако он ожидает. У Порошенко всегда союзником было время.
В 2005 году, когда его отправили в отставку, он на тот момент был, наверное, самым непопулярным политиком в стране, к которому всегда относились как к какому-то комичному персонажу, все над ним смеялись и ненавидели. Его даже не взял Ющенко, у которого у самого был плохой рейтинг, в список «Нашей Украины — народной самообороны» 2007 году на досрочных выборах, потому что к нему было настолько негативное отношение, что если бы он был в списке, то рейтинг из-за него «Нашей Украины» просел бы. А тут время прошло – он стал президентом. И сегодня Порошенко хочет, чтобы прошло время. Он надеется на то, что со временем запредельный рейтинг Зеленского начнет падать. Действительно, как показывает опыт, если у тебя большой рейтинг то, со временем он начинает проседать из-за завышенных ожиданий, из-за того, что что-то начинаешь делать не так и так далее. Рано или поздно у Зеленского рейтинг начнет падать. И расчет Порошенко на то, что при падении рейтинга Зеленского оппозиции станет легче. Это не значит, что его самого рейтинг начнет возрастать — он слишком негативный. Может быть у кого-то из оппозиционных сил рейтинг начнет повышаться и Порошенко попробует к нему примкнуть. Но кто это будет, какая политическая сила – я не знаю», — заявил эксперт.