Александр Асафов: Любой следующий президент Украины будет пытаться уничтожить Донбасс

Автор: Редакция Новоросинформ

Российский политолог рассказал о важности украинских выборов для США, вероятности нового «»майдана» и перспектив Донбасса при новом президенте. ИА «Новороссия»: Россия официально отказалась направлять наблюдателей на украинские президентские выборы. Означает ли это, что Москва может эти выборы не пр

Российский политолог рассказал о важности украинских выборов для США, вероятности нового «»майдана» и перспектив Донбасса при новом президенте.

ИА «Новороссия»: Россия официально отказалась направлять наблюдателей на украинские президентские выборы. Означает ли это, что Москва может эти выборы не признать и насколько вероятен такой сценарий?

Александр Асафов: Отсутствие российских наблюдателей также, как и запрет российским журналистам освещать тему с выборами, также, как и другие недружественные действия со стороны Украины, которые нарушают международное законодательство в принципе могут быть поводом непризнания итогов президентских выборов. Насколько высока вероятность этого непризнания, я затрудняюсь сказать. На данный момент сложно сделать вывод, учитывая определенные высказывания российских государственных деятелей. Но я считаю, что признавать результаты этих так называемых выборов, легитимизируя нацистский режим, пришедший к власти в результате государственного переворота, по крайней мере не дальновидно. Поскольку именно этот режим на государственном уровне, закрепленном в том числе в официальных документах, указах, ведет с Россией войну. О чем, собственно, ее представители, включая президента, постоянно говорят. И не только в своих СМИ, но и на различных международных площадках.

Кроме того, признание подразумевает наличие каких-то дипломатических отношений, которые у нас с Украиной фактически отсутствуют. И в принципе без подобных дипломатических актов вполне можно обойтись, учитывая текущий уровень наших взаимоотношений. Наоборот, признание выборов будет расценено как слабость, и тогда американцы и, соответственно, их инструмент в виде украинской власти лишь усилят процесс создания проблем для России по всем возможным направлениям, начиная от военных провокаций вроде той, которая уже была в Керченском проливе, и заканчивая различными манипуляциями на международном уровне.

Стоит упомянуть, что и сейчас украинское государство ведет свою войну против России. Это война не имеет открытого характера, прямых боестолкновений, однако спецслужбы этого государства ведут фактически диверсионную деятельность на территории России различными способами по методичкам своих иностранных кураторов. Как, например, случаи телефонного «минирования» на территории России объектов инфраструктуры, торговых центров, институтов, телеканалов и т.д. в большинстве своем исходят с территории Украины посредством айпи телефонии и традиционных телефонных звонков.

Это лишь малая часть неприятностей, которые Украина, ее спецслужбы, ее политики пытаются создать для России. Не прекращаются провокации вокруг Крыма, не прекращается и политическое давление со стороны симпотизантов и кураторов украинского государства, которое ими используется для получения преимуществ в режиме недобросовестной экономической и иной конкуренции. Поэтому от того, что Россия не признает следующего президента Украины, она ничего не теряет, но и не приобретает.

Еще один немаловажный аспект. Поскольку жители, которые вынуждены так или иначе соприкасаться с нынешним украинским государством, проживая на ее территории, либо когда представители этого государства обстреливают дома мирных жителей Луганской и Донецкой народных республик, такое признание могут трактовать как маркировку ситуации со стороны России как нормальную стабильную, то они могут воспринять это как определенное предательство. В том числе предательство и своих надежд на защиту со стороны России, защиту своих человеческих прав, жизни и свободы. Поэтому я не думаю, что стоит украинскому государству делать подарок. Но повторюсь — вероятность признания или непризнания выборов не известна. На данный момент я не могу ее определить.

ИА «Новороссия»: Сразу после выборов заканчивается действие Договора о дружбе между Россией и Украиной, который Украина демонстративно не продлила. То есть заканчивается договор, которым Россия признавала в том числе границы Украины. Какие могут быть в этой связи изменения в политике Москвы и зависят ли они собственно от победителя выборов?

А.А.: Отдельно надо сказать, что все 39 зарегистрированных кандидатов в президенты являются участниками так называемого «антироссийского консенсуса», и среди этих фигур, несмотря на то, что некоторые даже посещают Москву, нет ни одного пророссийского кандидата. Там нет не только ни одного пророссийского кандидата, а нет ни одного человека, который не разделяет традиционные для Киева милитаристские устремления по силовому возвращению Крыма, по принудительному силовому покорению Донбасса и настроен на какое-то конструктивное сотрудничество.

Самые демократичные из них готовы лишь снизить градус антироссийской риторики для того, чтобы получить экономические, финансовые преимущества, выраженные в скидках на поставляемый газ и гарантиях сохранения транзита через украинскую газотранспортную систему.

Что касается убеждений, то поскольку все кандидаты так или иначе управляемые внешним актором, они не являются для России компромиссными, приемлемыми или дружественными фигурами. Каждый из них выступает за сохранение существующего курса. Более того, курс страны никто менять не собирается, несмотря на то, что иногда они обещают нечто иное и даже ездят в Москву встречаться с представителями российского государства.

Курс украинского государства определяется не в Киеве и американцам Украина нужна именно в том статусе, в котором она находится. Они не заинтересованы в улучшении российско-украинских отношений, поэтому любой из зарегистрированных кандидатов в случае победы будет продолжать возможно с меньшей интенсивностью, возможно с большей, то, что сейчас делает Порошенко.

Что касается договора о дружбе, то этот документ уже давно утратил силу. Из-за его прекращения действия выходящий во второй тур кандидат Порошенко будет, конечно, делать такое пиар событие: «Вот теперь остаточно никакой дружбы с «оккупантом, страной-агрессором» не будет». Но в большом международном политическо-дипломатическом смысле это не значит ровным счетом ничего. И те надежды, которые транслируют некоторые эксперты и представители жителей Донбасса и регионов Украины, что раз теперь этот договор не действует, то возможна реализация других сценариев по отношению к Украине. Например, скорое признание ДНР и ЛНР и включение их в состав России. На мой взгляд, именно прекращение действия Договора о дружбе не является причиной для таких действий.

Что касается методов России, которые могут измениться или останутся прежними в зависимости от фигуры следующего президента, я тоже не считаю, что это на что-либо повлияет, потому что они все находятся в понятной политической позиции по отношению К России.

ИА «Новороссия»: То есть больших изменений в отношении к Киеву ждать не стоит?

А.А: Я думаю, что планы у российского руководства есть, и они реализуются. Возможно, не так интенсивно, как хотелось бы мне, но я надеюсь, что определенные детали, которые стали достоянием общественности в недавнее время, как, например, предоставление российского гражданства по упрощенной схеме в виде грядущей раздачи паспортов людям, не являются журналистским предположением, а реально существуют и будут реализованы.

Чем скорее это произойдет, тем, в первую очередь, лучше для живущих под обстрелами мирных жителей Донецкой и Луганской народных республик. Поскольку они получат не только и не сколько возможность уехать от войны, а получат доступ к базовым правам человека — право на свободу перемещения, право участия в выборах, которого их лишило украинское государство и, конечно, доступ к современным социальным и финансовым услугам, образованию, здравоохранению и т.д. Безусловно этими шагами нужно идти, и хотелось бы, чтобы они происходили гораздо быстрее, чем происходят сейчас.

ИА «Новороссия»: Порошенко в последний день агитации с гордостью показал журналистам комнату, откуда он общается с Госдепом США и получает непосредственно из Вашингтона указания по военным действия и политическим решениям. В этой связи такой вопрос – имеют ли вообще значение собственно результаты голосования или же все будет решаться в Вашингтоне, а все эти потуги с пиар-войнами – это спектакль?

А.А.: Все обстоятельства ведения электорально-выборной кампании на Украине являются лишь оформлением иных процессов, действительно являются такой витриной для этого самого спектакля.

Поскольку американцам не очень важно, какая фамилия будет у следующего президента Украины, сохраняется небольшая интрига. Но американцам важно, чтобы выборы были похожи на настоящие, чтобы была общественная дискуссия, конкуренция кандидатов, чтобы люди делились на сторонников того или иного кандидата, хотя по сути все представляют единое целое.

Им нужны эти выборы для того, чтобы следующий президент Украины, как бы его не звали, был бы он мужчиной или женщиной, комиком или шоколадным олигархом, чтобы он был легитимизирован через выборы. Его власть таким образом была бы подтверждена, и он мог дальше ездить по международным площадкам, создавая неприятности для России и занимаясь крупным международным попрошайничеством.

В принципе, можно было просто назначить президента, поручив это Курту Волкеру во время очередного визита. Но тогда у других стран будут сомнения в легитимности и суверенитете украинского государства, поэтому для американцев выборы важны в этом смысле.

Для Порошенко же в случае проигрыша будет сложно сохранить не только влияние, не только свое имущество и капиталы, но в том числе жизнь и здоровье, потому что в случае прихода к власти любого другого кандидата по доброй украинской политической традиции первым делом будет расследоваться его деятельность, как на посту президента, так по другим направлениям.

ИА «Новороссия»: На сколько возможен новый «майдан» в случае победы Порошенко?

А.А.: Противники Порошенко на протяжении последних лет неоднократно пытались устроить новый «майдан». Это было под разными предлогами, имеющими социальную, антикоррупционную, военную или иную тематику. Но ни одна из попыток не была удачной. Этим занимались и Саакашвили, и Тимошенко, и представители радикальных нацистских группировок. Без внешнего финансирования и внешнего менеджмента такого, который был в 2014 году, никакой серьезный общественно-политический процесс, никакое восстание просто физически невозможно.

Считается, что Порошенко поддерживается лишь часть общества, но тем не менее запрос если не на улучшение, то на прекращение падения уровня жизни существует, и он связан с сохранением Порошенко у власти. Поэтому безусловно будут протесты, какие-то небольшие митинги с претензиями конкурентов, но не более того.

ИА «Новороссия»: В случае победы Порошенко будет ли «Минск» окончательно будет похоронен? И какие могут быть новые форматы по урегулированию в Донбассе?

А.А.: Фактически «Минск» уже не действует длительное время, но он остается единственной, пожалуй, площадкой, на которой можно если не обсудить, то по крайней мере поставить вопросы.

Поиск новых форматов – это дело украинской стороны. Они постоянно хотят как-то переделать «минский» формат, включить в него США, европейцев для того, чтобы это превратилось в единый орган по осуждению народных республик Донбасса и России. Но я не думаю, что ситуация с переговорами сильно поменяется, кто бы на Украине к власти не пришел.

Беседовал Тихон Гончаров.

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров