Здравозахоронение по-украински: почему страна катится в пропасть локдауна

Автор: Редакция Новоросинформ

Сегодня на Украине традиционные пожелания здоровья по тому или иному случаю звучат вовсе не формально, а совершенно искренне и, простите за каламбур, болезненно актуально. Ибо в стране, которая находится в шаге от тотального локдауна из-за пандемии коронавируса, ежедневно обновляет рекорды по смертн

Сегодня на Украине традиционные пожелания здоровья по тому или иному случаю звучат вовсе не формально, а совершенно искренне и, простите за каламбур, болезненно актуально. Ибо в стране, которая находится в шаге от тотального локдауна из-за пандемии коронавируса, ежедневно обновляет рекорды по смертности и где система здравоохранения разлагается, как несвежий труп, — вся надежда только на Бога и собственный иммунитет.

Мрачная картина. Но совершенно реальная. Чтобы не было обвинений в голословности, приведём свежие факты. Накануне министр здравоохранения Украины Максим Степанов в Facebook сообщил, что в стране третий день подряд обновляется суточный рекорд по смертям от COVID-19 (23 марта скончались 342 человека, 24-го — 362). Ещё он «похвастался» беспрецедентным ростом числа новых случаев заражения ковидом: только за минувшие сутки — 16 669 новых выявленных больных. Это самый высокий показатель с начала пандемии в стране и на 17,6% больше, чем за предыдущий день.

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль назвал происходящее третьей волной пандемии и пригрозил тотальным локдауном, который уже введён в 11 (из 25) регионах страны. Кстати, некоторые инсайдерские телеграм-каналы сообщают, что в Офисе президента Владимира Зеленского всерьёз задумались и над введением комендантского часа. Количество заболевших уже достигло отметки 1,6 млн человек, а это даже не эпидемический пик.

Пандемия коронавируса на Украине обнажила все язвы системы здравоохранения, чью агонию не увидит только слепой или бесконечно равнодушный человек.

Но агония — это финальная стадия, предшественница скорой смерти. А любое явление имеет предысторию или, выражаясь языком медиков, анамнез.

Доктор Смерть и её наследие

Максим Степанов, ставший 30 марта 2020 года главой Минздрава Украины, спустя два месяца после назначения с пылом и негодованием поведал об уничтоженной его предшественницей Ульяной Супрун системе здравоохранения:

«Я нахожусь на посту министра охраны здоровья уже два месяца, поэтому могу обоснованно утверждать: системы охраны здоровья на Украине нет. Остались только обломки советского прошлого и фрагменты абстрактных нереализованных проектов будущего. Отсутствует нормальная нормативная и ресурсная база, а система полностью уничтожена».

Своей главной задачей Максимов тогда назвал работу над ошибками предыдущего правительства.

Сделаем ремарку: ошибками можно назвать неправильные действия, принятые решения, приведшие к отрицательному результату вследствие искреннего заблуждения, отсутствия навыков или специальных знаний. То, что творила возглавлявшая Минздрав Супрун, имеет другие определения — предательство, диверсия, отсроченный геноцид украинского народа. Как угодно. Но не ошибки.

Эта гражданка США, появившаяся на небосклоне украинского политикума аккурат перед «майданом», молниеносно сделала в «незалежной» политическую карьеру, став украинской чиновницей в нарушение закона. Она исполняла обязанности министра здравоохранения с 2016-го по 2019 год.

Главным «свершением» Супрун стала медицинская реформа, которая большинством украинских пациентов и врачей была воспринята негативно.

Реформа, по сути, сокращала масштабы оказания бесплатной медицинской помощи украинцам и избавляла их от «проклятого советского прошлого». При Супрун успели провести первый этап преобразований и начать второй, при котором закрывался ряд больниц и медучреждений (как следствие, медперсонал оказывался на улице), прежде всего в провинции. До конца реализовать начинание не удалось, вмешался коронавирус, и инфекционные больницы уцелели. Но начало было положено.

Горе-министерша реализовала принцип «деньги ходят за пациентом», когда оплата медикам начисляется по факту вылеченных пациентов, а при их недостатке медперсонал попадал под сокращение.

На «худые плечи» местных бюджетов была возложена закупка лекарств, которые не приобретаются централизованно, оплата коммунальных услуг, переоснащение больниц, закупка медицинского оборудования и ремонт помещений.

Все медучреждения, рассчитывающие получить оплату за пациентов и оказанные им медуслуги, должны были заключить контракт с Национальной службой здоровья (НСЗ). Однако входных требований для этого было прописано столько, что далеко не все поликлиники и больницы (прежде всего, опять-таки провинциальные) могли себе это позволить. А значит, они остались за бортом финансирования из госбюджета. Много ли денег в местном бюджете? Вопрос преимущественно риторический.

Примечательно, что Степанов на второй день своего пребывания в министерском кресле ещё был полон намерений продолжать реформы Супрун и называл именно эти шаги приоритетом своей деятельности. Только спустя два месяца он напишет:

«Все наработки псевдореформаторов сводятся к тому, что десятки тысяч врачей оказались под угрозой увольнения, а тысячи больниц — на грани закрытия. Результатом их действий также стал дефицит лекарств, медицинского оборудования и отток украинских врачей за границу».

К слову, за свою неуёмную «реформаторскую» и просветительскую деятельность Супрун получила прозвище Доктор Смерть (по аналогии с пресловутым нацистом Йозефом Менгеле) и крепкую народную нелюбовь.

В апреле минувшего года (разгар второго реформаторского этапа) половина жителей Украины уже отметит существенное ухудшение качества медицины. Это выяснится в результате опроса социологической группы «Рейтинг».

Трудовая миграция медиков

Ещё одним симптомом «тяжёлой болезни» украинского здравоохранения является массовый переезд квалифицированных медработников за границу, преимущественно в Польшу.

Так, в канун Нового года экс-депутат Верховной рады Алексей Журавко обратил внимание на шокирующие цифры оттока медкадров:

«На сегодняшний день (декабрь 2020-го. — Прим. ред.) только в одну Польшу из Украины переехали около 2 тысяч врачей и 3 тысяч медсестёр и санитарок, пишет польское издание Rzeczpospolita со ссылкой на агентства по трудоустройству. И это притом, что уже сейчас в Украине не хватает около 24,7 тысячи медиков».

А украинское издание «Обозреватель» заявило, что некоторые врачи в стране зарабатывают меньше санитарок. При этом молодые медики, кроме семейных врачей и врачей экстренной помощи, работают за минималку. Как следствие, выпускники высших учебных заведений после интернатуры часто уезжают на работу за границу.

«Зарплата врача в государственной клинике может колебаться в пределах 6–7 тысяч гривен. При этом санитарка, которая работает, в отличие от врача, по суткам, может зарабатывать даже больше квалифицированного хирурга», — отмечает «Обозреватель».

В ежегодном отчёте Центра имени Разумкова «Украина 2020–2021: неоправданные ожидания, неожиданные вызовы» была приведена ещё более страшная статистика:

«От начала 2020 года Украину покинули более 66 тысяч врачей и медицинских работников. Еще более 5000 врачей специализированного звена и почти 34 тысячи медработников, большинство из которых пенсионного и предпенсионного возраста, уволились».

При этом, по данным МОЗ, по состоянию на начало 2021 года на Украине не хватало 33 707 врачей и более 35 тысяч специалистов среднего медперсонала.

Может быть, власти Украины не знают об этой проблеме? Прекрасно знают! Помимо беспощадных статистических отчётов, об этом громко говорят и сами медики. В декабре по стране прокатилась волна флешмобов (#врятуйлікаря) и акций протестов против мизерных зарплат.

«Мой должностной оклад — 5385 гривен. С такой зарплатой, как сейчас, мы прожить не можем. Мне очень хочется надеяться, что вы как народные депутаты будете заботиться о будущем нашей страны, о том, какой будет наша нация. Надеюсь на ваш ум, на ваше человечное отношение к медицинским работникам», — процитировали «Українські новини» врача детской противотуберкулёзной больницы Владимира Кудимова.

Власти послушали интеллигентные возмущения медиков, почитали миграционную статистику и… урезали здравоохранению бюджет на 2021 год: вместо 296 млрд гривен (посчитанных и обоснованных Минздравом) выделили 161 млрд.

Так им. Ибо нечего.

Вакцинация: миссия невыполнима

Представьте теперь, что на все эти язвы системы здравоохранения соляной кислотой льётся пандемия коронавируса, волна за волной.

Финансирование урезано донельзя, нехватка медиков близка к катастрофической, социальные проблемы обострены до предела, а ковидные госпитали переполнены.

Казалось бы, вывести страну из штопора могла бы своевременная вакцинация и формирование коллективного иммунитета. Но и здесь не задалось.

Вакцина от «страны-агрессора» была гордо отвергнута и названа гибридным оружием против Украины.

Попытки украинского руководства договориться о поставках с западными союзниками провалились. За китайский препарат Sinovak отвалили астрономическую сумму, но поставки застопорились.

В результате украинский Минздрав обратил внимание на индийский препарат Covishield, который Дели бесплатно раздавал бедным соседям вроде Бангладеш и Афганистана. Украина стала первой страной, которая с восторгом купила препарат, являющийся репликой скомпрометировавшей себя в Европе вакцины от AstroZeneca.

А дальше началась украинская национальная забава под названием «Попробуй вакцинируй». Потому что большинство врачей страны наотрез отказались прививаться сомнительным препаратом.

Тогда правительство устроило пиар-кампанию, предложив медиаперсонам вознаграждение за показательную вакцинацию и приказав СМИ замалчивать любую дискредитирующую вакцину информацию.

Когда и это не помогло, руководство страны, стиснув зубы и обнажив мускулистые торсы, кинулось на камеру вгонять в себя индийский дженерик.

Но население в массе оказалось упрямым, а больше половины украинцев в результате опроса все равно выразили недоверие к вакцинации.

Тогда депутат Верховной рады от правящей партии «Слуга народа» Дмитрий Гурин предложил… увольнять всех украинских медиков, которые отказались вакцинироваться.

Занавес. Любые комментарии излишни. Show must go on…

А пока власть Украины борется с собственным народом, врачами и здравоохранением страны, неумолимая статистика по смертности и росту заболеваний, которая приводилась в начале статьи, свидетельствует о приближающейся национальной катастрофе.

Потому что за сухими цифрами отчётов всегда стоят живые люди. За сотнями умерших — тысячи их оплакивающих; за тяжело больными — родственники, которые от беспокойства не находят себе места; за острой нехваткой медиков всех уровней — бесконечно уставшие от непомерной нагрузки и безденежья врачи, медсёстры и санитарки.

Если размышлять о действиях руководства Украины по методичному развалу одной из важнейших государственной отраслей, на ум приходит одна из евангельских фраз Христа: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят».

Но они ведают. А это гораздо страшней…

Автор: Анна Семёнова

 

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров