Александр Чаленко: Один народ Олеся Бузины
Прежде всего, Олесь Бузина — является нашим русским мучеником. Говорят, что кровь мучеников любое дело скрепляет. А дело, за которое отдана жизнь, является стоящим, а значит — никогда не будет разрушено. Есть такой румынско-американский культуролог, философ — Мирча Элиаде, у него в легенде о мэтре,
Прежде всего, Олесь Бузина — является нашим русским мучеником. Говорят, что кровь мучеников любое дело скрепляет. А дело, за которое отдана жизнь, является стоящим, а значит — никогда не будет разрушено.
Есть такой румынско-американский культуролог, философ — Мирча Элиаде, у него в легенде о мэтре, каменщике, Маноле — по заданию румынского князя нужно построить великолепный храм. Когда стали возводить стены днем, ночью эти стены падали. По легенде — приснился такой сон, в котором говорится, о том, что если хочешь достроить монастырь — нужно замуровать первого человека, который принесет завтрак. Это была жена Маноле. Условно говоря, самая жестокая мысль у Мирче Элиаде — кровь мученика, которая своей жертвой цементирует идею, но для того, чтобы что-то строилось и крепло дальше.
На основании идеи Мирче — и у нас, в нашем деле, лежит кровь мучеников, которые делают стены нашего Русского мира нерушимыми. Олесь Бузина — один из них, из тех мучеников, что отдали свою жизнь за наше дело.
Олесь — очень необычная фигура для Киева, для Малороссии. Он — человек, который всегда выступал за триединство русской нации, ее восстановление. За возрождение большой исторической России.
Родом Олесь из укроиноязычной семьи, с детства говорил на украинском языке, несмотря на то, что родители были советскими работниками, коммунистами. В 14 лет он прочитал роман Булгакова «Белая гвардия», который произвел на него неизгладимое впечатление. Мне он рассказывал, что после прочтения, он стал ассоциировать себя с белогвардейским движением, с Российской Империей. Это проявлялось везде — приезжаем из Москвы, он спрашивает — какие книги купил, я показываю, того же — Мирча Элиаде. А он на это, как на барахло смотрит — и из рюкзака высыпает гору мемуаров белогвардейских офицеров.
Он очень любил белое движение, пошил сам себе белогвардейскую форму, мог часами рассказывать про нее. Всегда очень хорошо знал — где какие раньше были награды. Олесь считал себя украинцем, но в то же время русским. Чувствовал себя малороссом, он был одним из тех, кто в наше время ввел в обиход историческое понятие «Малороссия». Российская Империя была для него самым лучшим, что было для той земли, которая сегодня называется украинской — потому что она вошла в ее состав.
Он всегда гордился, что многие украинские деятели сделали умопомрачительную карьеру в составе нашей Большой России, Российской Империи. Если Россия — чужая и отношения не имеет никакого к Украине –то как объяснить, что люди с Украины часто в политических процессах были на первых ролях?
Для Бузины — мы один народ, Империю строили вместе, он этим гордился. По его убеждениям — Киев до присоединения к России был маленьким провинциальным городом. Затем — стал строиться при Николае I, в 19 веке — улицы, коммуникации, опять же — благодаря Российской империи. Во всей совокупности строилась и Малороссия, и Новороссия. До этого — подобного воссоединения не было. Присоединение к России было прекрасным и полезным.
Естественно, таких взглядов в современной Украине ему не могли простить. Он, изначально, являлся первым местным критиком украинизации. Первым начал ниспровергать идолы «украинства». Когда, во время перестройки, упало влияние советских вождей, произошел развал СССР, альтернативно началась «шевченкомания» — государственные деятели стали возлагать цветы поэту Шевченко, а не Ленину. Олесь Бузина в ответ написал труд о том, что из себя представлял на самом деле Шевченко и прочие новые личности из «украинизации».
В итоге, против его позиции выступили и украинские деятели культуры, и националисты, которые подали на него в суд.
Олесь находился в Киеве, я уже был в эмиграции, я ему говорил, что ему стоит перебираться в Москву, но он отвечал — что занимает позицию мира между одним народом. Я говорил, что не важно — какую позицию он занимает, важно, что думают поэтому поводу его противники и враги. Если они считают, что ты — «негодяй», «культурный ниспровергатель идолов», «враг украинского народа» — значит им нужно убить, уничтожить. То, что еще не убили — это просто их недоработка, они убьют тебя.
В последний раз при нашем общении, я ему звонил — спросить, о том, что ходят слухи: Олесь Бузина приедет в Россию для съемок в документальном фильме на историческую тему про Украину. Он ответил, что не нужно не спешить с выводами, договоренности нет.
Через неделю его убили.
В лице Олеся Бузины мы потеряли сильного, достойного человека, который мог бы стать нашим «Акуниным», широкой фигурой в современном культурном и литературном пространстве. Но он остался мучеником, который вложил свою жизнь в стены нашего общего великолепного храма — Русского мира — и сделал его сильней.