Похищения и тайные тюрьмы СБУ

Автор: Редакция Новоросинформ

правозащитная группа (ХПГ), одна из старейших организаций Украины в сфере защиты прав человека, опубликовала доклад «Насильственные исчезновения на Украине и пропажи без вести во время военного конфликта на востоке Украины в 2014–2018 годах». Исследование суммирует данные, собранные разл

правозащитная группа (ХПГ), одна из старейших организаций Украины в сфере защиты прав человека, опубликовала доклад «Насильственные исчезновения на Украине и пропажи без вести во время военного конфликта на востоке Украины в 2014–2018 годах». Исследование суммирует данные, собранные различными правозащитными структурами, о незаконных похищениях, осуществлённых украинскими силовиками на подконтрольной Киеву территории Донецкой и Луганской областей.

Цифры эти, надо сказать, огромные, даже по официальным украинским источникам.

— По информации Управления НПУ (Национальной полиции Украины. — Прим. Лайфа) Донецкой области, направленной в ответе на информационный запрос ХПГ, с апреля 2014 года до начала 2017-го на подконтрольной территории Донецкой области пропало без вести 2727 человек, судьба 1053 из них неизвестна, — говорится в докладе ХПГ. — По данным Луганской областной ВГА (военно-гражданской администрации. — Прим. Лайфа), приведённым в ответе на информационный запрос ХПГ, с начала проведения АТО на контролируемой территории разыскивается 1205 человек, найдено 633 человека, судьба 572 остаётся неизвестной.

Фото: © AP Photo/Evgeniy Maloletka

Итого, только по официальным данным, число пропавших в двух областях страны с 2014 года составило 3932 человека, судьба 1625 из них до сих пор не известна. Напомним ещё раз, речь идёт о территориях, взятых в 2014 году Киевом под контроль в ходе наступления на народные республики. То есть пропадали эти люди при украинской власти.

— В базе данных общественной организации «Мирный берег» собраны данные о 2878 пропавших без вести за всё время военного конфликта на востоке Украины, в том числе 1425 военных, 1453 гражданских, среди последних — 56 детей. На конец мая 2018 года в базе данных 1148 пропавших, из них военных — 150, гражданских — 998, в том числе 33 ребёнка. Неопознанных погибших — 152, — приводит ХПГ далее в своём докладе данные неправительственных украинских организаций.

Правозащитники без обиняков называют и виновных в похищении людей.

— В мае — сентябре 2014 года в период интенсивного вооружённого противостояния насильственные исчезновения наблюдались и со стороны украинских военных формирований, преимущественно добровольческих батальонов… Были зафиксированы случаи пыток пленных сепаратистов (даже с летальными исходами), похищения людей с последующим требованием их выкупа, захвата автомобилей, мародёрства… Задержание силовиками людей, которые казались подозрительными, с одновременным применением насилия в их отношении стало обыденным явлением, — сообщает ХПГ.

Фото: © AP Photo/Evgeniy Maloletka

Больше других «прославился» батальон патрульной милиции «Шахтёрск», созданный в июне 2014 года донецким преступным авторитетом Русланом Онищенко (Абельмаз). Он был расформирован 17 октября 2014 года за многочисленные случаи мародёрства. Бойцы во главе с Онищенко перешли в роту милиции «Торнадо», которая также была расформирована министром внутренних дел за различные преступления в июне 2015 года, а Онищенко с целым рядом своих подчинённых отправился за решётку.

Впрочем, это особый пример (уж слишком открыто и вызывающе вели себя бойцы Онищенко), а гораздо больше добровольцев из различных частей ответственности как раз избежали. «По большинству дел, связанных с конфликтом, виновные до сих пор не привлечены к ответственности. Это касается… нарушений прав человека, совершённых правительственными силами… Нарушения прав человека, предположительно, совершённые украинскими военнослужащими (особенно членами специальных подразделений, созданных на добровольных началах) и СБУ, по-прежнему не расследуются», — отмечается в докладе, опубликованном Управлением Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по правам человека.

Часто такие похищения мирных жителей выполнялись бойцами добровольческих батальонов для нужд СБУ. Военная контрразведка, действующая в зоне АТО, продолжила незаконные задержания и похищения и далее. Тем более что, отмечают правозащитники, СБУ сформировала сеть нелегальных тюрем для задержанных.

Украинские военнослужащие во время обмена пленными между самопровозглашёнными Донецкой и Луганской народными республиками и Киевом на нейтральной территории между Майорском и Горловкой. Фото: © РИА Новости/Стрингер

— ММПЛУ (Мониторинговая миссия ООН по правам человека на Украине. — Прим. Лайфа) в своём 14-м докладе за период с февраля по май 2016 года сообщала, что по состоянию на март 2016 года ей были известны имена 15 мужчин и одной женщины, которые содержались в Харьковском областном управлении СБУ. Список из 26 тайно содержащихся под стражей передали украинским государственным органам правозащитники из Human Rights Watch и Amnesty International, и большинство фигурантов этого списка были отпущены в течение двух недель, — сообщается в докладе ХПГ. — Примеры насильственных исчезновений и содержания под стражей приводятся в 16-м докладе миссии Управления Верховного комиссара ООН по правам человека о ситуации с правами человека на Украине за период с 16 августа по 15 ноября 2016 года. Там речь идёт об удержании людей, похищенных после решения суда об освобождении, в Мариупольском и Харьковском областных управлениях СБУ и на частных квартирах.

Такие частные квартиры, кстати, идеально подходят в качестве мест для пыток похищенных.

Как правило, задержанным отказывают в адвокатах, тем более что отсутствие уведомления о задержании позволяет долго скрывать его в тайне.

Здание Главного управления Службы безопасности Украины в Киеве. Фото: © РИА Новости/Стрингер

Оценивая общее число похищенных жителей, которые далее использовались СБУ в том числе для обмена на пленных, находившихся в ЛНР и ДНР, правозащитники говорят про «несколько тысяч человек».

— Вынуждены констатировать, что Служба безопасности Украины осуществляет насильственные исчезновения уже в течение долгого периода… Использование пленных в политических целях можно квалифицировать как заложничество, что, согласно международному гуманитарному праву, является военным преступлением, — резюмируют в ХПГ, отмечая, что новое законодательство предполагает расширение прав СБУ в сфере содержания людей под стражей вне контроля иных государственных ведомств.

Владислав Мальцев

life.ru

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции

 

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров