Знания школьников Донбасса хромают на костылях – учителя

  • Знания школьников Донбасса хромают на костылях – учителя
    Фото: globallookpress.com/Robert Michael
Автор: Редакция Новоросинформ

Ученики беззаботно проводят последний месяц лета и отдыхают перед новым учебным годом, а преподаватели уже начинают свою работу с множества как привычных, так и новых вопросов: как работать в этом году, кого учить и появится ли в их труде смысл. Почему школьники в ДНР не готовятся к экзаменам, сколько раз в год они открывают учебники и почему их нельзя оставить "на второй год", рассказали местные учителя в беседе с корреспондентом ИА "Новороссия".

Ни для кого нет плохих оценок

Не учитывать сказавшиеся на качестве образования пандемию и начавшуюся фазу активных боевых действий нельзя, однако учителя считают, что проблемы в школах начались задолго до всего этого.

"Сначала у нас был ковид, потом была дистанционка, потом возобновились боевые действия, поэтому уровень образования оставляет желать лучшего. Но дело не только в этом. У нас уже давно уровень такой, что ученики не то что российский ЕГЭ не могут сдать, вообще неизвестно, что они могут сдать", – рассказала учитель математики одной из школ ДНР Татьяна.

Она заявила, что прежде всего проблема в невозможности ставить школьникам заслуженные ими оценки. По словам Татьяны, администрация школ не позволяет учителям ставить двойки и единицы ученикам из-за указаний "сверху".

"Родители к нам приходят на собрания и говорят: "Вы же все равно тройку поставите". То есть они в этом уверены, потому что знают: никто у нас не оставляет детей на второй год и двойки не ставит, потому что это запрещено "сверху". Сначала идут разборки с родителями, если мы поставим ребенку "два" или "один", потом они направляются к директору, если не получается у него договориться с учителем, то дело доходит до районо, там уже преподавателю приходится ставить оценку под страхом потери рабочего места", – возмутилась Татьяна.

Учитель добавила, что подобная история происходит и со многими "отличниками". Если ребенок с родителями решил, что он закончит школу с медалью или с "красным аттестатом", то так оно и будет, и учитель не сможет ему поставить ниже "пятерки", даже если ребенок по уровню знаний конкретного предмета или вообще всех – троечник:

"Мне как-то сказали: "Она же хорошая девочка, давайте не будем ей ставить "четыре", учителя по всем предметам выставили "пятерки". А мне все равно, хоть хорошая девочка, хоть хороший мальчик, не могу я поставить ребенку отличную оценку, если он на нее не знает. Но пришлось ставить".

Татьяна вспомнила историю, как подобная "хорошая девочка"-отличница пришла сдавать экзамен по английскому языку вовсе не подготовленная, не решив до тестирования ни одного "пробного" задания, но получила свой желанный "красный аттестат" и медаль, потому что они были готовы и "ждали" ее в одном из кабинетов Министерства образования:

"Три года назад пришла на экзамен по английскому языку девочка-отличница. По моему предмету у меня к ней вопросов не было – она всегда хорошо учила математику, готовилась, на экзамен ко мне пришла подготовленной, но то, что она сделала на английском… Зашла в кабинет, получила листок с заданием и просидела так около часа, пока к ней не подошел учитель и не спросил, почему она ничего не пишет. Оказывается, наша отличница ждала, что ей принесут готовые задания, чтобы списать, а она сама ни одного экзаменационного задания при подготовке не сделала. Хоть бы шпаргалку взяла, а так вообще ничего, абсолютно не готова, потому что знала, что ее уже ждет медаль и красный аттестат, что никуда они от нее уже не денутся, так зачем же тогда готовиться?" – задалась вопросом Татьяна.

Принципиальных наказывают

Другой учитель, Лариса, подтвердила слова Татьяны о существующем "запрете сверху" ставить плохие оценки, но добавила, что не все учителя следуют ему, приговаривая про себя "кто мне указ":

"Многие учителя не могут нормально работать. Есть такие люди, которые боятся потерять свое место, они не ставят двойки-единицы, завышают сами критерии оценивания, идут на поводу родителей, школьной администрации и так далее. Никто не любит скандалов, потому что прежде всего накажут преподавателя. Меня это все мало волновало, я учитель, вижу, что ребенок недотягивает до тройки по разным причинам, принципиально не завышала оценку, кто бы там не пытался на меня надавить. Если уж он начал работать – выполнять задание, пришли его родители со мной пообщались, мы разобрались в проблемах, тогда мне не составит труда поставить ему три или, может, даже больше, потому что человек работает", – отметила учитель русской литературы.

Все же Лариса не стала отрицать, что отличники в школах определены заранее, иногда даже не за год до окончания школы, и привела в пример сдачу экзамена в России. Она сказала, что, если бы в ДНР хотя бы один раз провели экзамен по всем правилам ЕГЭ, не закрывая глаза на то, что кто-то списывает, может, дети и начали бы серьезно готовиться, а пока они чувствуют себя "слишком расслабленно".

Слова предыдущих двух учителей подтвердила и преподаватель по русскому языку Элина. Она отметила, что в какую бы школу наши корреспонденты не обратились, если бы учителя были искренними, сказали бы то же самое, а еще добавили бы о заниженных критериях оценки учеников, которые сильно разнятся с официальными требованиями Министерства образования:

"Знания наших школьников пока хромают, я бы даже сказала хромают на костылях. Никто из них не может без занятий с репетитором сдать даже наш республиканский экзамен, потому что программа его далеко не всегда соответствует программе обучения. Очень много вопросов из подготовительных заданий на уроках мы просто не успеваем затронуть, поэтому часто учебный год приходится строить исходя из ориентировочных заданий к итоговому тестированию, а не из предложенной министерством программы обучения", – сказала учитель.

Программа обучения не соответствует ни экзамену, ни учебникам

Учителя рассказали, откуда взялся рассинхрон между программой обучения и программой для сдачи республиканского экзамена:

"Министерство не делает нам программы, один раз проработали свои для экзамена, но не для обучения. Они их просто копируют из российских, бывает, их полностью даже не прочитывают, но мы-то их читаем. Постоянно сталкиваемся с тем, что программы, которые нам сбрасывают, не проработаны вообще. Мы начинаем свои рабочие составлять, появляются нестыковки, начинаем задавать вопросы – сначала директору, потом в районо. Последние ничего нам ответить не могут, потому что там никто ничего понять не может! И знаешь, что нам говорят? "Проявите творчество!"

"То есть, если учитель ставит двойки, значит, он не может заинтересовать детей, они не хотят изучать предмет, он плохой учитель. Если учитель не может разобраться в программе, которую ему сверху спустили, значит, он не творческий учитель, соответственно, тоже плохой", – рассказала Татьяна.

Лариса дополнила слова своей коллеги, рассказав, что, кроме проблем с несоответствием программы, нет нужных учебников.

"Есть Министерство образования, которое всегда было монополистом на издание учебников, рабочих программ для учителей. Смотрим в сторону России – там федеральные округа, которые могут иметь свою программу и свои учебники, которые подходят для образовательных стандартов определенного округа, и они разные, не один на все школы, а есть возможность выбора.

Возвращаемся к нам. Учебники, которые есть у нас, одинаковые для всех школ, издаются в "Просвещении", Москва, а программы у нас Южного федерального округа. Понимаешь? (смеется, задавая вопрос) Вот ты училась литературе, помнишь, какой был учебник?

– Я его за весь год открыла, может быть, два раза.

– Вот! Почему? Потому что принципы анализа литературного произведения в нем отличаются от тех, которые были у нас в программах прописаны", – отметила учитель литературы.

Надежда на Россию

Несмотря на свое негодование, все три преподавателя отметили, что не так давно в Ростове-на-Дону прошел съезд учителей из ЛДНР, откуда преподаватели вернулись очень воодушевленные, как сказала Элина, "с горящими глазами". Татьяна добавила, что в Минобрнауки ДНР приехали сотрудники из России и выразила надежду на то, что они смогут решить существующие проблемы.

"Если мы хотя бы приблизимся к нынешним реалиям российского образования, то сможем говорить о дальнейшем будущем республики. На это пока остается надежда".

Мы пообщались с тремя учителями, двое из них ушли с работы совсем недавно – Татьяна год назад, Лариса по окончании этого учебного года, потому что, как они сами признались, больше не могут работать в такой обстановке. Элина же с уверенностью заявила, что хочет "спокойно доучить этот год" и уйти. Она верит, что с приходом России многое поменяется в лучшую сторону, из-за чего ее решение может измениться и ей не придется покидать школу, в которой она проработала не один десяток лет. На вопрос, почему в ДНР страдает образование, три учителя ответили, что все – от Министерства и до самих учеников – работают спустя рукава, будто ни у кого нет мотивации развивать место, в котором мы учимся, лечимся, работаем и живем.

"Пока не появится осознание проблемы, мотивации что-то менять тоже не будет, я надеюсь, что все же это изменится и, надеюсь, скоро", – заключила Татьяна.

Подготовила Ирина Миронина

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров