Юрий Кнутов: Обострение до предела
Президент США Трамп объявил о выходе страны из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. При этом США обвиняют Россию в нарушении Договора. МИД РФ осудил подобные планы США, а секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев в ходе встречи с помощником президента США по нацбезопа
Президент США Трамп объявил о выходе страны из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. При этом США обвиняют Россию в нарушении Договора. МИД РФ осудил подобные планы США, а секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев в ходе встречи с помощником президента США по нацбезопасности Болтоном отметил важность сохранения Договора о РСМД в силе. Военный эксперт, директор музея войск ПВО Юрий Кнутов считает, что политики США, заявляя о намерениях выйти из ДРСМД, пытаются решить несколько своих задач.
«Трамп заявил о намерении выйти из ДРСМД перед выборами в Конгресс. То есть, цель республиканцев – поднять свой рейтинг, так что с одной стороны это внутриполитическое заявление. С другой стороны имеются и военно-политические цели. США оценили угрозы на случай, если Россия применит новые виды оружия, о которых заявил Владимир Путин во время своего выступления перед Федеральным собранием – это ракеты «Сармат», «Авангард» и другие. Это набор средств, которые могут нанести США непоправимый урон. Поэтому Вашингтон решил так: если война и будет, то она должна происходить не на территории США, а, например, в Европе. США в это время будут из-за океана наблюдать и помогать европейским государствам, и таким образом обезопасят себя.
Безусловно, решение выйти из Договора ставит мир на грани войны, и прежде всего, это коснется Европы. Почему Великобритания поддержала США в намерениях выйти из ДРСМД, а Германия отреагировала довольно болезненно? Потому что Европа попадает под возможность ответного удара. Но вообще-то США уже давно начали потихоньку выходить из Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Вашингтон разместил в Польше и Румынии две базы, на которых находится наземные варианты комплекса противоракетной обороны «Иджис». Хотя согласно Договору РСМД, крылатые ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования иметь запрещено. Мы в свое время уничтожили 1846 ракет, а США – 846, при том, что мы еще уничтожили комплекс «Ока», который не попадал под Договор. У американцев на сегодня цели такие: либо навязать вариант 1987-го года, когда мы уничтожаем своих ракет в два раза больше, чем США, и они получают одностороннее преимущество, либо разорвать Договор и давить на Россию с позиции силы.
Конечно, ситуации в 1987-м и в нынешнее время несравнимы. На сегодня у нас есть системы противовоздушной обороны: С-300, С-400 и С-500. Причем С-300, несмотря на то, что он уже является «пройденным этапом» в подобном вооружении, способен бороться и с крылатыми ракетами, и с ракетами средней дальности. А уж про С-400 и С-500 и говорить нечего. У нас есть лазерное оружие «Пересвет», есть средства радиоэлектронной борьбы, также разрабатываются системы микроимпульсного оружия.
Но проблема в другом. Если у крылатой ракеты время подлета 20 минут, то у баллистической ракеты средней дальности – пять минут. За эти пять минут мы должны успеть среагировать. Сейчас этих ракет слишком много «напичкано», где гарантия того, что не произойдет непреднамеренного пуска? Если эту ракету не успеют сбить, и ее падение приведет к колоссальным жертвам, последует ответный удар без выяснения «отношений». Длительность полета стратегической ракеты – 30 минут. За это время можно успеть разобраться, что это, откуда, попросить тех же американцев подать на ракету сигнал самоликвидирования – такой же момент «работает» с нами. Но что можно сделать за пять минут? Ничего. В этом весь ужас ситуации, которую сейчас создают США. И делают они это, как я уже сказал, целенаправленно.
Как мы можем этому противостоять? Например, у нас есть ракета «Сармат»: она сейчас в разработке и на испытаниях, и в ближайшее время будет принята на вооружение. Эта ракета настолько уникальна, что способна преодолеть любую американскую ПРО, даже через южный полюс. У американцев вдоль Южной Америки не только противоракетной, но и противовоздушной обороны нет. То есть, «Сармат» может безнаказанно поразить любую цель в США.
Допустим, мы создали 20 ракет «Сармат», а американцы потратили колоссальные средства на развертывание баллистических ракет средней дальности. Но если американцы будут знать, что у нас есть 20 «Сарматов», которые могут нанести по территории США неприемлемый удар, то они никогда не решатся применить свои ракеты в Европе. Мы должны идти по этому пути: не увеличивая российский военный бюджет, создавать такое вооружение, которые американцы не смогут сдерживать. Именно в этом случае США не пойдут на эскалацию действий. Более того, через какое-то время они будут вынуждены идти на переговоры с Россией. Но проблема еще в том, что Трамп проводит «политику силы»: он против равноправных договоров, его интересуют только те варианты, которые выгодны США.
Также меня возмущает, что США связывают решение по выходу из ДРСМД с позицией Китая. Каким образом Китай касается российско-американских отношений? Это то же самое, если Россия потребует уничтожения баллистических ракет Израиля ради переговоров с США. Американцы, на мой взгляд, специально заняли такую позицию и заранее выдвинули неприемлемые условия, чтобы сделать Россию виноватой в разрыве Договора. При этом американцы задумались о пересмотре Договора по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) – это еще более «страшная» вещь. Если США выйдут и из него, то угроза мировой ядерной войны возрастет многократно».