«Ромашка» Порошенко
Киев устроил «любит — не любит» из денонсации договора с Москвой о дружбе Предложение Петра Порошенко о разрыве договора о дружбе с Россией подверг резкой критике депутат Верховной рады Вадим Рабинович. «Снять договор с Россией сегодня — это значит потерять с каждого украинца еще
Предложение Петра Порошенко о разрыве договора о дружбе с Россией подверг резкой критике депутат Верховной рады Вадим Рабинович.
«Снять договор с Россией сегодня — это значит потерять с каждого украинца еще 500 гривен и поднять цены», — заявил депутат на одном из украинских каналов.
«В этом году больше всего у нас поступило инвестиций из России. Закрыть железнодорожное сообщение? Конечно, закройте! Сюда ездят 18 тыс. из России, 230 тыс. уезжают туда. Давайте сделаем еще хуже украинцам», — сказал он.
«Если бы договор с Европой помог нам встать на ноги, я считаю, что он идеален для страны. Если сегодня этот договор привел к тому, что мы вывозим пеньку, лес и мед, а в Россию продолжаем по-прежнему продавать все новое, то это бред. Нас убивают до конца», — подытожил депутат.
Оставим в покое Рабиновича. У него такое амплуа: ругать власть и подчеркивать необходимость восстановления отношений с нами. Позиция нормального человека. Но на постмайданной Украине такая точка зрения считается экзотикой.
Понятно, что их даже едва ли можно назвать «пророссийскими», скорее, они просто работают на определенном электоральном поле, пытаясь завоевать симпатии «нормальной» Украины. И такие люди нужны, в том числе и «майданному режиму»: должна же быть какая-то легальная оппозиция.
Эта оппозиция тоже готовится к парламентским и президентским выборам. И по мере их приближения мы все чаще слышим громкие заявления политиков типа Рабиновича. И заявления с другой стороны — о необходимости разорвать все договора с Москвой, дипотношения, ввести визовый режим, запретить железнодорожное и автобусное сообщение и наглухо закрыть границу. Чтобы, как говорил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, через нее только медведи ходили.
У меня складывается впечатление, что Украине позарез нужны такие, как Омелян, как раз для провозглашения наиболее безумных инициатив. Чтобы была понятна степень адекватности того, о чем говорит этот человек, напомню, он недавно предлагал украинцам, которые лишатся лишатся возможности видеться с родственниками в России после разрыва транспортного сообщения, привезти их на Украину.
«Я считаю, на Украине намного лучше ситуация с экологией и безопасностью», — заявил Омелян.
С другой стороны, какими бы безумными ни выглядели идеи украинских политиков, от них не знаешь, чего ожидать.
Помните, как еще в 2015-м многие считали инициативу тогдашнего премьера Яценюка «изгнать российский флаг из украинских аэропортов» чистейшим безумием. И ведь изгнали же. Украинцы, впрочем, адаптировались — летают через Белоруссию, и белорусские авиакомпании, говорят, неплохо на этом нажились, так что тут и вовсе возникает вопрос: а не выполняли ли украинские политики чей-то заказ?
Впрочем, большинство украинцев ездят в Россию на заработки на поездах и автобусах. Теперь их и этого хотят лишить. Но можно не сомневаться, что и это вряд ли сильно повлияет на число желающих работать в России. На Украине работы просто нет.
Около трех миллионов (это официальная цифра, в реальности — намного больше) украинцев работают в России. И переводят деньги семьям. Если кто не в курсе, трудовые мигранты зарабатывают треть от всех доходов госбюджета Украины (для сравнения: узбеки перечисляют в свою страну лишь около четверти от доходов госбюджета). Украинские СМИ сообщают, что «заробитчане» перечислили в страну в три раза больше валюты, чем МВФ, Евросоюз и США вместе взятые.
И тут государство решило подгадить, запретив переводы через российские системы. Кому только они подгадили больше: людям или стране? Люди то, если надо будет, прямо в кубышках деньги повезут. А кто-то не досчитается налогов.
По словам украинского политолога Вадима Карсева, нынешняя волна финансового кризиса на Украине и отсутствие денег в казначействе — следствие того, что гастарбайтеры перестали в прежних объемах присылать на родину деньги.
Остаются и семьи туда перевозят. А Омелян предлагает делать наоборот. Интересно, хоть один идиот найдется?
«Можно спорить и даже ругаться, но сейчас экспорт рабочей силы стал главным источником получения валюты в Украине. …Если бы не было денег гастарбайтеров, то курс доллара в Украине был бы давно более 50 грн за доллар», — считает украинский экономист Александр Охрименко.
Но все это не останавливает украинские власти, стремящиеся окончательно оборвать последние связи между нашими странами. Даже себе в убыток. Напомню, между нашими странами уже давно не ходят российские поезда, а для «Укрзализницы» разрыв сообщения – это потеря основной части дохода от перевозок в Россию.
И да, в Киеве еще заявляют, что будут бороться с «черными» автобусными перевозчиками — тоже украинскими.
Кстати, Рабинович абсолютно прав: Европа и не собиралась делать Украину своим торговым партнером. Партнер — это равный, а Украина нужна была ЕС как рынок сбыта для своей продукции.
И почти сразу после вступления в силу экономической части «ассоциации», украинские политики начали жаловаться, что Европа оккупировала украинский рынок, закрыв свой путем недружественных квот. А вы всерьез думали, что вас на Западе держат за партнеров?
При этом товарооборот между Россией и Украиной неуклонно увеличивается.
На это «майданные» власти придумывают все новые и новые безумные ответы. Так, Турчинов в конце июля выступил с инициативой ввести уголовную ответственность за экономическое сотрудничество с Россией. К счастью, это осталось словами. Это лишь одна из безумных инициатив, часть из которых таки доходят до стадии законов, и никогда нельзя предугадать, дойдет ли дело до реализации больной фантазии омелянов-турчиновых, или это останется темой для дискуссии на многие годы.
Вот и дискуссия о Договоре о дружбе. О его денонсации говорили с первых дней после «Майдана». Если включить «майданную логику», то действительно: какая может быть дружба со «страной-агрессором», с «оккупантами»? Но договор никуда не делся, продолжает существовать, несмотря на то, что большая часть его положений давно не работает.
Да, внутренней аудитории надо периодически изображать «борьбу за независимость», иногда можно и какие-то абсолютно ничего не значащие шаги совершить. К примру, в конце августа Украина закрыла свое представительство при уставных органах СНГ. Ну, закрыли и закрыли. На присутствии Украины в Содружестве это не отразилось никак. Зато можно объявить об очередной «перемоге».
Кстати, с договором о дружбе с Россией та же история. В Киеве хотели бы переписать отдельные его положения, не выгодные им.
Это как? Типа крем объесть, а корж выкинуть? Нет, уж, звиняйте, так не бывает.
Тогда же замглавы украинского МИД Елена Зеркаль и вовсе предложила заключить новый договор, который предусмотрит правовые инструменты решения споров между странами, построенные на совсем иных основаниях и выходить из совсем иных реалий, чем это было в 90-х.
Что за совсем иные реалии? Это те, в которых Россия — «агрессор»?
Украина справедливо опасается идти на полную денонсацию нынешнего договора, от которого получает массу выгоды. Например, пункт о признании границ, который позволяет ей вопить об «аннексии» Крыма. Если этот пункт денонсировать, получится, что мы границ друг друга не признаем, а значит, нет никакой «аннексии»…
Но никакая частичная денонсация или пересмотр в договоре не предусмотрены. Нельзя быть беременной наполовину. Или оставляем все как есть, или рвем. Или предлагаем новое. Что-то мне подсказывает, что ни о чем новом с нынешними киевскими властями мы не договоримся.
Рвать полностью Киеву и хочется, и колется.
И тут Киев выдумал гениальную формулу: договор не денонсируем, но не продлеваем. Ни мира, ни войны, в общем.
Однако дело в том, что договор и не требует пролонгации. Он автоматически продлевается на 10 лет. Значит, еще целых десять лет можно будет обвинять Россию в его невыполнении и угрожать расторгнуть соглашение тогда, когда власти нужно разогреть электорат. На нынешний избирательный цикл тема отработала.
Дмитрий Родионов
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции