Вынужденная диета: рост цен в ДНР не успевает за ростом зарплат
На днях я услышала радостный голос коллеги в телефонной трубке. «Нам подняли зарплату», — сообщил он. Всё правильно: в ДНР, несмотря на военное лихолетье, стабилизировалась внутренняя обстановка, стали расти зарплаты и пенсии. Не намного, но рост уверенный, и это, несомненно, радует. Другое дело, чт
На днях я услышала радостный голос коллеги в телефонной трубке. «Нам подняли зарплату», — сообщил он. Всё правильно: в ДНР, несмотря на военное лихолетье, стабилизировалась внутренняя обстановка, стали расти зарплаты и пенсии. Не намного, но рост уверенный, и это, несомненно, радует. Другое дело, что растут также и цены на продукты питания, не говоря уже об услугах ЖКХ и транспорте. Услуг пока не будем касаться, потому что всё же именно питание является фундаментом нашей жизнеспособности, можно сказать, основой жизни.
«Нам, как и всему бюджету, повысили зарплату на 17%. В честь этого иду делать покупки в «Молоко» (донецкий супермаркет. — Прим. ред.), — сказала идущая с большой сумкой соседка. — По республиканскому каналу передали, что в ДНР подорожали сахар, масло и другие товары. Хочу удостовериться, на сколько».
Соседка — педагог со средней зарплатой около 15 тысяч рублей. Хотя есть учителя, которые с учётом вычитанных часов в школе получает и более, около 20 000 рублей.
«Ещё чуть, и будет почти как в Ростовской области зарплата», — заметила я.
«А как же, — ответствовала соседка. — Вот в два раза вырастет и сразу будет, как в Ростове (в Ростове средняя заработная плата около 30 000–32 000 рублей. — Прим. ред.).
Как повышение цен «съело» рост зарплат
В магазинах ДНР есть всё, разве что за исключением какой-нибудь экзотики. И дефицита не наблюдается. Соответственно, сейчас, заходя в магазин, не вспоминаешь, что где-то война, люди сидят в подвалах и считают количество съеденной крупы или выпитой воды. Такое было в 2014 году. Я помню, тогда встретила на улице старушку, которая после выдачи гуманитарной тысячи рублей, за которой она отстояла длинную очередь, не смогла купить через неделю привезённую во двор уценённую картошку, потому что от всей тысячи остался у неё один рубль.
Но то время, слава богу, прошло. И настало другое, почти что изобильное. Вот только цены… Они обладают способностью упорно расти вверх.
В ДНР не скрывают, что цены поднялись, причём на социально значимые товары. Это хлеб, мука, рис, молоко, яйца, сахар, макароны, овощи и др.
В республике запрещено ставить на эти товары наценку более 15%, если они от местных производителей. Наценка 25% ставится только на товары из РФ.
«У нас цена растёт в основном на товары, которые не относятся к социально значимым. Они могут возрасти в цене более чем на 50%», — рассказывает продавец одного из столичных супермаркетов.
Но цены всё равно завышаются на всю пищевую продукцию. «Зайдите на крытый рынок. Там на растительное масло, социально значимый продукт, цена ещё выше, чем в магазине. Может и на 50% быть», — говорит одна из покупательниц.
Продавцы же на рынке говорят о том, что цену повышают поставщики, а они вынуждены повышать, соответственно, стоимость. Постепенно также дорожает молочная продукция, хлебобулочные изделия. Но больше всего выросла стоимость сахара: в три раза за год. Сахару не уступают крупы, особенно рис и гречка.
«Да. Цены ещё те, — делится Алла, жительница Донецка. — К примеру, подорожала гречка, килограмм стоит от 70 рублей. В Ростове, по слухам, от 40 рублей. На яйца цена выросла — 69–80 рублей. Очень подорожало растительное масло — около 100 рублей и выше. Хорошо, что капуста, свёкла и морковь не сильно подскочили в цене. Вот, собственно, и всё, что я беру».
На вопрос о мясной продукции я получила ответ, что, дескать, не по карману, да и, вообще, веганство здоровее.
К слову, мясная продукция в ДНР отменного качества, но опять же цены… Одна из самых дешёвых — голень куриная (от 103 рублей), самые дорогие — говядина и свинина (от 230–400 рублей).
«Ну и что… Можно подумать, на мясе свет клином сошёлся, — говорит мне женщина на рынке — Я вот, например, часто беру муку. В ДНР она очень даже ничего и стоит недорого, пятикилограммовый пакет чуть больше 100 рублей. Часто пеку разные мучные изделия, плюс овощи и каши. В общем, здоровое питание. Летом дача выручает. А мясом пусть питается наше правительство. Оно ему нужнее, у них же очень ответственная работа и отдача нужна соответствующая».
Что ж, как говорится, кто работает, тот ест. Во всяком случае, голодных не видно, хотя цены и не ростовские.
Одна загвоздка. Прогнозировать, как дальше поведут себя цены, никто не может. Об этом так и заявил министр доходов и сборов ДНР: «Прогноза, как поведут себя цены, однозначного мы дать не можем. К сожалению, слишком многое зависит не от нас». «Но рост будет контролируемый», — уточнил он.
Полные прилавки и проблемы малого бизнеса
Что радует, так это уверенное развитие пищевой промышленности спустя почти семь лет после начала войны. Думается, излишне говорить, в каком катастрофическом положении оказались предприятия пищевой промышленности с началом военных действий. На языке цифр это можно описать примерно так: из 199 имевшихся предприятий пищевой промышленности в 2014 году оставалось всего 58.
В 2016 году ситуация с этой отраслью также не сильно улучшилась, о чём свидетельствовала выдержка из отчёта Министерства экономического развития республики за этот год: «Остаётся высокой доля старых пищевых предприятий с низким технико-технологическим уровнем производства, не требующим высокой квалификации персонала».
Только 2017-й стал годом коренного перелома для пищевиков. Стартовал рост мини-производителей различной пищевой продукции: кондитерских изделий, тортов и пирожных длительного хранения, растительного масла, рыбной и мясной продукции. Количество таких мини- и микропищевых производств увеличилось до 140 (70% от уровня 2013 года).
Но, несмотря на то, что эта цифра стала рекордным рубежом, по ряду причин, в том числе и из-за обнищания жителей республики, дальше дело не пошло. Прирост количества действующих предприятий пищевой отрасли за последний год был минимален — 2,9%. Вначале, проанализировав цифры, власти республики решили, ориентируясь на внутреннего потребителя, пойти по пути снижения себестоимости продукции. Надо отметить, что выход был выбран верный. О разумном снижении цен говорил ещё ныне покойный глава ДНР Александр Захарченко. К сожалению, начинания в отношении уменьшения цен пока не получили должного развития. Тем не менее ассортимент пищевой продукции в ДНР резко возрос. И этот пищевой бум случился благодаря, как сейчас говорят, малому бизнесу. Именно благодаря этим рабочим «пчёлам» ДНР стала самостоятельно обеспечивать себя мучными изделиями, майонезом, кетчупом, соусами, мясными продуктами и колбасами. Так, например, в республике было налажено производство сухарей и печенья, мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных длительного хранения.
Ряд малых производства занимается выпуском какао, шоколада и сахарных кондитерских изделий, растительного масла и животных жиров, производством мясной продукции, консервированием рыбы, ракообразных и моллюсков, а также переработкой молока, производством масла и сыра.
Пока золотой фонд ДНР — малые производители — почти не ощущают правительственной поддержки. По словам одного донецкого производителя, малый бизнес по-прежнему выживает.
«Я до войны ездил в Сингапур, эта страна лучшая на сегодняшний день по уровню развития малого бизнеса. К нему относится около 90% всех предприятий. А теперь представьте, сколько это рабочих мест?! И всё потому, что власти серьёзно к этому относятся, создают условия для его развития. А чем мы хуже? Мы ведь не ленивые и не дураки», — улыбаясь, добавил он.
Есть люди, которые работают в республике, несмотря ни на что, и при этом еще создают рабочие места для других и пополняют бюджет. Это настоящие подвижники, инициативные люди, которые хотят работать, а не только проедать гуманитарную помощь. Но, к сожалению, это скорее вопреки, а не благодаря поддержке государства.
По словам одного жителя Донецка, хозяина мини-пекарни, выпускающей бездрожжевой хлеб, «в развитии малого бизнеса должны быть заинтересованы все. В первую очередь государство, банки (кредиты), торговые работники, сами жители (будет большое предложение, будет меньше и цена)». Будем надеяться, что когда-нибудь это произойдёт, благо не оскудела ещё земля Донецкая и есть ещё люди, которые могут что-то производить.
Автор: Наталья Залевская