Выйдет ли Россия из Совета Европы?
Я помню, с каким волнением в конце 80-х прошлого века мы все произносили эти отдававшие чем-то невыразимо прекрасным словосочетания: палата лордов, Белый дом, Совет Европы. Это были далёкие храмы истинной цивилизации, частью которой нам так отчаянно хотелось быть. Запад — край чудес, куда мы только
Триста сортов колбасы, украшавшие собой прилавки самого захудалого магазина, одежда на любой выбор, лакированные иномарки, казавшиеся тогда архитектурным достижением многоэтажные коробки из бетона, стекла и стали — это действительно был конец истории, не истории вообще, а только нашей, состоявшей из дефицита, убогих хрущёвок, облезлых домов культуры, пионерского горна и облупившейся «девушки с веслом» в городском парке. А за порогом расстилался мир изобилия и правды, настоящая, а не подложная версия того, как должно быть устроено человеческое общежитие.
В целом понимание того, что и Запад — это совсем не та ярмарка чудес, какой она представлялась, а реформы чуть было не привели страну к полной катастрофе, окончательно сформировалось во второй половине 90-х. Тем не менее сотрудничество с Западом на разных международных площадках представлялось неоспоримым благом. Россия была представлена во влиятельных структурах, определявших судьбу и европейского континента, и планеты в целом.
Но после Косова выяснилось, что и это было иллюзией. С позицией нашей страны по ключевым вопросам никто считаться не собирался и не считал необходимым. Потом была Мюнхенская речь Владимира Путина, ставшая декларацией о восстановлении суверенитета России. Никто из тех, кто крайне пренебрежительно отнёсся к выступлению российского лидера, даже не подозревал, что конец однополярного мира, в котором всеми делами заправляли США и их союзники, не за горами.
Сегодня с тем, что Россия является полноправным игроком на международной арене, уже никто не спорит. У нас в активе эффективные действия по защите Южной Осетии и Абхазии от грузинской агрессии, возвращение Крыма, помощь Донбассу, фактически выигранная война в Сирии, Евразийский союз и много ещё чего «по мелочи».
Напомню, что российская делегация в Парламентской ассамблее Совета Европы в 2014 году была лишена права голоса из-за позиции по Крыму и Украине. Попытки Москвы привести руководство организации в чувство никакого успеха не имели да тех пор, пока в прошлом году не было принято решение о блокировании части взносов. Здесь европейские чиновники тут же обрели ясное понимание того, как необходимо участие России в межпарламентском сотрудничестве. На этой неделе в ПАСЕ должен был быть заслушан доклад, в котором содержались предложения об изменении регламента ассамблеи. Они должны были исключить возможность ограничивать в правах национальные делегации.
Но сроки рассмотрения доклада опять перенесли на неопределённый срок. По словам главы Комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого, это с высокой долей вероятности означает, что в 2019 году россиян в Страсбурге не будет. Ну, не будет и не будет — невелика беда. В конце концов, ПАСЕ уже превратилась в площадку, на которой регулярно устраивают вакханалии с безобразными выходками бабуины из одной соседней страны, а антироссийский тренд стал едва ли не основным в работе этой милой организации. Но не будет нас — не будет и наших денег, без которых ассамблее вновь придётся верстать бюджет с изрядным дефицитом.
Когда стало понятно, что на российский взнос рассчитывать не приходится, нервы не выдержали у генерального секретаря Совета Европы Турбьёрна Ягланда, который заявил о возможном исключении России за неуплату из Совета Европы. Заявление это могло бы сойти за шантаж, если бы в Москве хоть сколько-нибудь дорожили членством как важной формой сотрудничества с внешним миром. Но формат ПАСЕ находится в глубоком кризисе, и участие в нём давно уже представляет собой бесплодные и очень недешёвые хлопоты, от которых не грех и отказаться.
Леонид Слуцкий крайне скептически отозвался о попытке генсека СЕ угрожать России. В его понимании, это что-то вроде желания сыграть на опережение в ситуации, когда выход России ещё не является неизбежным, но его вероятность приближается к критической отметке. По словам депутата, деструктивные действия Совета Европы и его институтов заставляют всерьёз задуматься о приостановлении членства в этой организации.
Вчера на сайте одного из российских информационных агентств проводилось голосование по трём вопросам:
1. Следует ли России выйти из Совета Европы;
2. Может быть, достаточно лишь приостановить членство;
3. Надо добиваться возвращения российской делегации в ПАСЕ.
За полный разрыв отношений в тот момент, когда я видел итоги, проголосовало 53%, за частичный — 31%, за продолжение сотрудничества — какое-то очень незначительное число. Это, конечно, не полноценная социология, но точное указание на то, какие чувства испытывает российское общество к западным структурам. Мне кажется, что они это вполне заслужили. До свидания, ребята! Ну или прощайте!
Андрей Бабицкий
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции