Выбор Казахстана: погромщики в героях и Тайчибеков за решёткой

  • Выбор Казахстана: погромщики в героях и Тайчибеков за решёткой
    globallookpress.com
Автор: Редакция Новоросинформ

Новый, 2021 год в Казахстане должен был начаться с рассмотрения дела местного пророссийского блогера Ермека Тайчибекова, но судья, увидев откровенные ляпы обвинительного заключения, вернул его прокурору, чтобы тот подготовился получше. И заодно продлил срок содержания политического узника под страже

Новый, 2021 год в Казахстане должен был начаться с рассмотрения дела местного пророссийского блогера Ермека Тайчибекова, но судья, увидев откровенные ляпы обвинительного заключения, вернул его прокурору, чтобы тот подготовился получше. И заодно продлил срок содержания политического узника под стражей. А через несколько дней после этого (10 января) в стране прошли выборы, в ходе которых правящий елбасизм одержал убедительную победу, потому что всех сколько-нибудь серьёзных противников оного тоже в своё время пересажали по тюрьмам. Годы идут, а с 1991-го у южных границ России ничего не меняется.

Гунны против казаков

В первые дни 2021 года в бывшей советской республике (название которой появилось на карте мира благодаря бурной деятельности пламенных большевиков, хотя её нынешние элиты и часть одурманенного ими народа ищут легитимность в Тюркском каганате и ордах гуннов) произошло очередное знаменательное событие: Гульмире Назарбаевой, дочери Болата Назарбаева, младшего брата самого Елбасы, вручили знак высшей степени отличия Союза судей «Уш би». Он обычно производится «из мельхиора с частичным золочением», но для дамы сделали исключение, изготовив награду из чистого золота, что во время церемонии вручения было подчёркнуто особо. И всё это произошло вовсе не потому, как подумали потом некоторые, что эта достойная во всех отношениях женщина имеет прямое отношение к клану Назарбаевых. Нет, почётного знака Гульмира удостоилась «за особые успехи при отправлении правосудия, многолетний труд, безупречную репутацию, за заслуги в развитии судебной системы». Ну а то, что клан Назарбаевых собрал людей исключительно выдающихся, ярких и талантливых, на которых за это в Казахстане сыплются всевозможные материальные блага, почёт и власть, — это так звёзды легли. Особенно после того, как республика обрела подлинную независимость от России, веками не дававшей её лучшим людям развернуться по полной и встать во весь рост. Теперь этого досадного сдерживающего фактора нет, и всё можно, ибо, как известно, потомков гуннов и правопреемников Тюркского каганата ничего сдерживать не должно.

Они и не сдерживаются. Даже если не обладают ни властью, ни деньгами, а по дорогам рассекают не на дорогущих внедорожниках, а топают пешком. Но с национальной гордостью топают, причём, как правило, уязвлённой. Что и произошло в городе Кокшетау, на самом севере Казахстана, ещё недавно считавшемся русским. Шёл по этому городу немолодой казак. По всей видимости, с внучками в храм на праздник Рождества. В казачьей справе (униформе), чтобы, значит, как положено. И тут на пути его останавливает такой вот национально уязвлённый с включённой камерой на телефоне и давай прикапываться: «Э! А почему в форме? А к чему эти двуглавые орлы? А если я буду на коне разъезжать?»

«Пожалуйста, не вопрос, — отвечает немолодой казак. — Это наша историческая родина, где мы можем ходить так, как нам нравится».

«Это не твоя историческая родина! — не унимается уязвлённый потомок древних гуннов. — Это Кокшетау, казахская земля».

«Земли всем хватит», — резюмировал казак, не желая продолжать этот увлекательный обмен мнениями.

Вот так. Как пишут в социальных сетях, «у чувака забомбило». Казалось бы, любому нормальному человеку после просмотра этого видео должно быть предельно ясно, кто прав, а кто нет, кто тут мамкин нацист, а кто в адеквате. Но Казахстан, как известно, земля уникальная, а потому критерии нормальности здесь несколько иные. И через какое-то время перед прогрессивной и весьма возмущённой общественностью оправдывался на камеру… нет, совсем не тот добрый прохожий, который прикопался на улице к пожилому человеку с двумя внучками, а объект его внимания. Который в гражданском костюме, чтобы, значит, более не возмущать ничьих тонких чувств, на фоне лазурно-жёлтого флага Казахстана рассказывал, что зовут его Иван Иванович Егоров, что ничего дурного своим походом в церковь в казачьей справе он сделать не хотел, что живёт он в Кокшетау всю жизнь, а до этого тут жили его предки, что он, на самом-то деле, большой патриот Казахстана и, если нужно, готов жизнь отдать за лазурно-жёлтый флаг и елбасизм… И после этого вы удивляетесь, что в казачестве с каждым годом всё больше пожилых седоусых дедов, а лихой молодёжи всё меньше?

Впрочем, не будем наступать на больную мозоль человеку, попавшему в неудобную историю во вполне себе казахстанском формате. Напомним лишь, что Кокшетау был основан 29 апреля 1824 года как укреплённая станица сибирским казаком и выпускником Омского казачьего войскового училища Михаилом Казачининым под названием Кокчетав. Об этом в Казахстане более не принято говорить — величие Тюркского каганата не даёт заметить подобные мелочи…

Как не даёт заметить это величие вкупе с генетической памятью о величавой поступи коней Аттилы тот факт, что в целом Рудный Алтай, Семиречье и Южная Сибирь когда-то были исконно русскими землями, которые вершители революционных преобразований прирезали к степной республике, дабы у её скотоводческого населения появился-таки свой собственный пролетарский слой. Поначалу, правда, всё больше с русскими именами и фамилиями, но правление Елбасы воочию показало, что и это дело вполне поправимое.

Письмо о героях и голоде

И вот уже преемник великого Нурсултана Назарбаева Касым-Жомарт Токаев в своей статье с оригинальным названием «Казахстан понад ус…» (ой, простите, «Свобода превыше всего»), своеобразном ответе на полусмелые заявления об исторической правде «единороссов» Вячеслава Никонова и Евгения Фёдорова, по-казахстански расставил все точки над i.

В материале, само собой, не обошлось без традиционного три раза «ку» — «достижения стали возможны благодаря лидерству Елбасы, мудрости и единству нашего народа, кропотливому труду всех соотечественников… можно сказать, что Елбасы стал вечным символом нашей независимости». А далее Касым-Жомарт, словно древний акын, буквально спел следующее: «Вечная триада нашего суверенитета — наша необъятная земля, простирающаяся от Алтая до Атырау, от Алатау до Сарыарки, наша священная земля, унаследованная от предков, — наше главное богатство, она не была нам «подарена» кем-либо… отечественная история началась не в 1991-м или 1936 годах, наши предки жили здесь во времена Казахского ханства, в эпоху Золотой Орды, Тюркского каганата, гуннов, саков». Так что, товарищи большевички, можете перестать нервно ёрзать в своих гробах — никто ваши русские «подарочки» казахским трудящимся возвращать не собирается. А чтобы всяким неповадно было, Токаев к вышесказанному добавил: «Необходимо вести воспитательную работу сдержанно, официально и публично противостоять провокационным действиям некоторых иностранцев, которые сомневаются в нашей территориальной целостности и критикуют добрососедские отношения. Хочу ещё раз подчеркнуть, что мы должны быть готовы защищать национальные интересы».

И ещё много чего интересного сказал. Например, про то, что «как скоро казахский язык станет языком межнационального общения, зависит и от самих людей, стремящихся овладеть им, и от правительства, создающего условия для достижения этой цели». К слову, статус языка межнационального общения в Казахстане имеет русский язык. Но совсем не факт, что этот статус за ним сохранится после того, как правительство «создаст условия» для того, чтобы аналогичный статус получил казахский. А оно, по всей видимости, старается, не зря же якобы низовая инициатива «интеллигенции» о лишении русского языка вышеупомянутого статуса уже набирает сотни тысяч подписей.

Как бы невзначай напомнил Токаев и про два голода, устроенных коммунистами на территории бывшей Российской империи. Правда, в казахстанском «изводе», как и ранее в украинском, как ни крути, снова получается, что во всём виновата Москва, терзавшая нацменьшинства. А значит, привет, новый вариант голодомора! Или теперь уже «ашаршылыка»…

И про «героев Желтоксана» (декабрьского восстания) не забыл, отметив, что «в этом году исполняется 35 лет со времени известных декабрьских событий, когда в 1986 году сыновья и дочери казахского народа, не побоявшись гнева советской власти, вышли на улицы, чтобы защитить честь нации». Потому, стало быть, «символично, что ровно пять лет спустя была провозглашена наша независимость», и «необходимо по достоинству оценить и всячески популяризировать мужество и подвиг».

К слову, в 1986 году в Алма-Ате и Караганде на улицы высыпал молодняк — идейные предшественники того самого уязвлённого, докопавшегося до пожилого казака в Кокшетау. Только тех возмутило, что во главе республики Москва задумала поставить русского. А раз так, значит — погром, монтировки, кирпичи. И нападения на русских. К слову, на тот момент доли русского и казахского населения в Казахской ССР были примерно равными, и в решении Москвы, которая выбирала управленца не по этнической принадлежности, а по делам, был железный резон. Но не для погромщиков, которых старательно подзуживали. Кстати, роль в этом событии нынешнего Елбасы, Нурсултана Назарбаева, уже тогда рвавшегося к власти, не до конца выяснена.

«Был зверски убит дружинник — работник местного телевидения, — вспоминал ветеран КГБ Филипп Бобков. — Я видел потом кадры видеозаписи, и меня поразила жестокость возбуждённой толпы. Я должен свидетельствовать официально: во время описываемых событий погибли три человека. Это уже упомянутый мною дружинник Савицкий и шестнадцатилетний русский мальчик, заколотый ножом в автобусе довольно далеко от площади: он что-то дерзкое сказал кондуктору, и стоявший рядом вонзил ему нож в сердце. Третий погибший — казах, раненный в драке на площади и скончавшийся через три дня».

То есть уже тогда «герои Желтоксана» знали, против кого выходили и кого хотели убивать. Вот только, на их беду, государство тогда ещё не превратилось в толерантного импотента, надавав погромщикам по головам дубинками и сапёрными лопатками, кого-то посадив, а кого-то и поставив к стенке. Это уже потом этих буйных молодчиков поймут, простят (в Москве) и героизируют (в Казахстане).

Нарушения прав человека ради соблюдения прав человека

Читая Токаева, не удивляешься и итогам выборов, в ходе которых правящая партия «Нур Отан» получила более 70% голосов, а якобы противостоящая ей партия националистов «Ак жол» — чуть более 10%; бывшие коммунисты (на фоне нарождающегося культа ашаршылыка оставаться таковыми как-то неудобно), Народная партия Казахстана, более 9%. Проценты же остальных участников, допущенных до выборов, колеблются в рамках статистической погрешности. Ибо сказано же: «Недопустимо, чтобы форсирование политической модернизации, популистские лозунги привели к кризису государственной системы. По опыту некоторых стран мы видим, к чему приводит резкая смена парадигмы. В нашей стране должны царить закон и порядок на основе полного соблюдения прав человека. Очевидно, что анархия и вседозволенность до добра не доведут».

О том, как «полно» соблюдаются права человека в Казахстане, могут рассказать более сотни задержанных накануне активистов, протестовавших против «ручных» выборов, когда на избирательные участки решением властей не допустили наблюдателями никого, кроме представителей участвующих в них лояльных партий. Об этом расскажут, если спросят, и сокамерники Ермека Тайчибекова из незарегистрированной партии «Демократический выбор Казахстана», вполне себе прозападного движения (всё те же права человека, конституционные права, честные выборы), которым светит по десятке на брата «за разжигание социальной розни». И лидеры этой несостоявшейся политической силы — бизнесмен, экс-министр энергетики Мухтар Аблязов, прошедший через колонию, пытки, обвинённый в убийстве и бежавший за рубеж; и экс-глава Павлодарской области Галымжаан Жакиянов, тоже прошедший через всё это и тоже после освобождения покинувший страну. Это может подтвердить и осуждённый на 26 лет «за попытку государственного переворота» предприниматель и общественный деятель, сторонник сближения с Россией (участник большого количества совместных движений, межгосударственных инициатив, член Союза журналистов России), покровитель местного казачества и русской общины Тохтар Тулешов, за которого Россия ожидаемо не вступилась. Много кто мог бы. Включая Ермека Тайчибекова.

По Тайчибекову в ходе предварительного онлайн-слушания судья и вовсе вынес определение о возврате обвинительного акта в прокуратуру на доработку. Настолько безграмотным, абсурдным и натянутым он выглядел. Казалось бы, если обвинение настолько халтурное, то и меру пресечения обвиняемому, который сидит в тюрьме с 23 сентября, можно было бы и изменить. Но нет, судья Данияр Сембаев продлил арест. И дата нового слушания до сих пор не определена.

Ермек не сдаётся. Пишет письма местным и международным лидерам, пытаясь хоть как-то пробить информационную блокаду вокруг своего имени и спровоцировать определённый резонанс.

«Все до единого государственные, столичные органы власти в Казахстане за майора полиции Маулена Касымжана, который 23.09.2020 года в здании департамента полиции города Алматы в 506-м кабинете и на пятом этаже в коридоре громко кричал в присутствии множества своих коллег о том, что меня нужно не сажать в тюрьму, а публично расстрелять, — написал узник начальнику департамента полиции Алматы Канату Таймерденову. — Какая фееричная картина! Начальник управления по противодействию экстремизму, майор полиции кричит на человека, который против убийства дунган, и призывает публично расстрелять пацифиста. Не хватает кистей Ван Гога, чтобы запечатлеть сие в ярких тонах».

«Полтора миллиона немцев, 10% населения независимого и суверенного Казахстана, вынужденно покинули свои родные места, спасаясь от лютого и жестокого назарбаевского фашистского, тоталитарного политического режима, — написал он канцлеру Германии Ангеле Меркель. — За 30 лет независимости русофобского Казахстана количество русских сократилось с семи до трёх миллионов. Итог правления первого президента с суперстатусом Елбасы — это массовый исход, бегство из страны практически половины всех граждан, жителей…. В феврале 2020 года казахами осуществлён геноцид против дунган в местах их компактного проживания. Второй президент Токаев Касым-Жомарт Кемелович публично рекомендовал 60 тысячам дунган, проживающим в седьмом поколении, депортироваться, после того как их дома и автомашины были сожжены, а они потеряли 11 человек убитыми».

Меркель, конечно, может и не знать обо всём этом. И не поверить. Но вряд ли об этом не знают в Московском Кремле. Знают. И при этом даже не делают попыток заступиться за Ермека Тайчибекова на официальном уровне, продолжая при встречах дружески похлопывать по плечу представителей казахстанской элиты, одаривая их госнаградами, называя партнёрами и друзьями. Да, как было сказано выше, в Казахстане весьма своеобразные представления о нормальности. Но давайте признаемся самим себе, что и в Российской Федерации они тоже весьма и весьма своеобразны. А потому всё наше постсоветское, некогда общее русское пространство продолжает жить в очень странной реальности, которая распадается на глазах.

Автор: Алексей Топоров

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров