Вирусная атака на ЛДНР: Убьет ли эпидемия свободную треть Донбасса?
-
OrnaW / Pixabay
Поскольку независимых от местных властей СМИ в народных республиках Донбасса не существует, новостную повестку региона формируют telegram-каналы. А те, в свою очередь, с началом осени начали «давать ада»: в республиканских стационарах ковидных уже некуда класть, врачи либо массово заболевают, либо м
Поскольку независимых от местных властей СМИ в народных республиках Донбасса не существует, новостную повестку региона формируют telegram-каналы. А те, в свою очередь, с началом осени начали «давать ада»: в республиканских стационарах ковидных уже некуда класть, врачи либо массово заболевают, либо массово увольняются, но при этом границу между ЛНР и ДНР не открывают не из-за эпидемии, а по каким-то хитроумным политическим причинам…
И правду тут могут рассказать только сами врачи, которые по привычке прячут лица и не называют имен.
Луганский ковид круче?
В городах Донбасса с виду все как всегда: лето не спешит уступать свои права осени, хотя по ночам уже холодновато, улицы городов полны людей, хватает народу и в кафе, магазинах, на рынках. А вот начавших было «входить в моду» этой весной медицинских масок на прохожих уже и не увидишь — разве только на работниках сферы обслуживания, которых носить их попросту обязали, да и то маски те у них больше теперь на подбородках, как пустая формальность. Расслабился народ, словно жители Припяти после известного взрыва: не гремит, не шумит, а коронавирус словно радиация — не видно, не слышно, да руками не пощупать. Так, может, и нет эпидемии никакой?
В то же время официальные новости сообщают:
«В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, сложившейся на территории Украины, и угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также с целью обеспечения безопасности граждан Луганской народной республики … въезд граждан на территорию Луганской народной республики с территории Украины и выезд граждан с территории Луганской народной республики на территорию Украины, имеющих регистрацию по месту жительства на территории Луганской народной республики, осуществляется по документам, подтверждающим такой факт, не чаще одного раза в месяц».
«Наше Министерство иностранных дел проработало со своими коллегами из ЛНР процедуру взаимодействия штабов, — сообщил Денис Пушилин. — Они прописали условия, механизмы перемещения граждан Республик через границу. Но ситуация начала меняться: несколько школ с начала недели на территории ЛНР закрылись, и есть определенные сигналы в целом. Мы видим, что в мире ситуация обостряется, поэтому в первую очередь — безопасность наших граждан. Мы пока приостановили данное обсуждение».
В ЛНР ситуация, судя по действиям властей, действительно непростая. С одной стороны сняли карантин с целого населенного пункта — Славяносербска. С другой, в Антраците местные власти отменили День города, а в Ровеньках учебные заведения перевели на дистанционную форму обучения. Глава ЛНР Леонид Пасечник на селекторном совещании с главами администраций дал им добро самим принимать решение о переводе учреждений образований на дистанционную форму, при этом местная Чрезвычайная санитарно-противоэпидемическая комиссия (ЧСПК) запретила проведение культмассовых мероприятий на территории республики, запретила свидания с заключенными, а также обязала работодателей до начала рабочего дня мерить температуру у работников (не допуская до рабочего места тех, у кого она высокая), а также обеспечить персонал масками со сменой их каждые четыре часа… Как будет выполняться и контролироваться последняя норма — представить трудно, но то, что в бюджете республике откроется дополнительная «штрафная» статья уже можно спрогнозировать.
И в Донецке все неспокойно
Хотя если посмотреть вышеупомянутые telegram-каналы, то и в ДНР картина выходит не очень радужная. В частности, тг-канал «Донецкий telegram» начал публиковать письма столкнувшихся с проявлениями эпидемии. Например, человека представившегося студентом исторического факультета Донецкого Национального университета.
«На моем факультете уже в двух группах нашли больных коронавирусом, — пишет молодой человек. — Эти две группы неделю назад перевели на дистанционное обучение. Но о какой-либо обработке помещений после больных, как сделали на филфаке, речи не идет. Наши преподаватели надевают маски и потом спускают их на подбородок, не прикрывают ими лицо. И они даже не понимают, зачем некоторые студенты их носят, так и говорят, «либо не носите, либо сидите дома больные, нечего заражать остальных». Дошло до того, что появилась еще одна группа, в которой есть студент с подозрением на COVID-19. Но, несмотря на это, ни группу, ни сам факультет не собираются переводить на дистанционку. Просто сказали с 25 сентября приходить в масках и целый день сидеть в них. При этом студентам у нас никто маски (даже марлевые для галочки) не выдает. Некоторые студенты нашего факультета специально берут больничный, потому что просто боятся посещать занятия».
Можно было сказать, ну что этот telegram, туда кто угодно написать может. Однако, согласно указу главы ДНР от 26 сентября, в республике запрещены все массовые мероприятия на свежем воздухе, чиновникам всех уровней отныне запрещено вести прием граждан, а также вводится запрет на все массовые мероприятия. Также на срок от 28 сентября по 11 октября в вузах ДНР вводят дистанционное обучение. Всего на две недели. Пока на две недели.
К слову сказать, с Украиной, где о второй волне коронавируса объявил сам президент Владимир Зеленский, обе республики резко ограничили сообщение. Про ЛНР мы уже сообщали, в ДНР соответствующие КПВВ работают всегда два раза в неделю. С Россией, на которую в ЛДНР завязано практически все, само собой, подобные ограничения не вводились и не введутся, не вводились они и самой Россией, за одним лишь существенным для кого-то ограничением: «старых россиян», то есть российских граждан, не имеющих регистрации на территории ЛДНР, в республики больше не пускают. Потому как официально граница между РФ и Украиной закрыта, а республики Москва официально продолжает считать частью Украины, что бы ни говорили на эту тему своему народу их первые лица…
Как видим ситуация тревожная, и многочисленные, растущие как снежный ком инсайды и откровения в telegram только подливают масла в огонь. С другой стороны, откуда взяться у жителей республик доверию к официальным рупорам, если в то время как республиканские спикеры говорят им: «Мы идем в Россию», территория, на которой они живут уже седьмой год, топчется на месте. А официальная Россия заявляет, что минским соглашениям, согласно которым Донбасс неотъемлемая часть Украины, «нет альтернативы»?
Скажите, доктор!
На самом деле, если есть желание узнать обстановку хотя бы в общих чертах, есть только один выход: обратиться к тем, кто находится на переднем крае борьбы с коронавирусом — к врачам. Что и было сделано. Собеседники, конечно, не стали светиться — в условиях отсутствия свободы слова, которую объясняют военной обстановкой, правда, изрядно затянувшейся, выступать под своим именем небывалая роскошь. Поэтому назовем собеседников Луганский врач и Донецкий врач. Оба — профессионалы с большой буквы и пользуются уважением коллег. Оба никуда не уезжали из Донбасса даже в самую тяжкую военную пору. И никуда уезжать не собираются. Потому что оба уже немолоды. И любят свою землю, на которой прошли лучшие годы их жизни.
«Я мониторю ситуацию и в России тоже, и согласно той информации, что доходит до нас, ситуация в ЛНР мало отличается от ситуации в российских регионах, — сказал Луганский врач. — Нас в Луганске загрузили «по самое не балуй», мы попросили помощи, теперь открывают еще одно отделение пневмонии в Первой больнице. Иногда бывает тяжело, до 20 — 30 пневмоний принимаем. За сутки. Смертность есть. Но не такая, как ее пытаются представить. Не тянет и на пять процентов. Умирают в основном запущенные случаи, если же вовремя спохватиться, то практически все выздоравливают. Процентов 95 выздоровлений. Ну вот такая ситуация в августе–сентябре. А что будет, когда похолодает? Сражаемся…».
«Я работаю в нашей Первой городской больнице, которая в основном и занимается ковидными больными, — прокомментировал ситуацию Донецкий врач. — У большей части пациентов он (ковид) протекает благоприятно, но у некоторых категорий осложняется развитием пневмоний, тяжелых состояний, поражением почек, поражением сердца. Какие сосуды поражаются, такая клиническая картина у больного и доминирует. Мое мнение, народ как-то расслабился. Учитывая, что болячка непростая, и никаких иных мер для снижения ковида не придумано, единственным источником заражения является больной человек. Тот же концерт Григория Лепса, который всем понравился, люди просто отдохнули, но 100 тысяч людей в центре города… Если после заболела тысяча, а умрет два–три человека, есть ли смысл проводить такие мероприятия? Где минимальное количество случаев? Там, где строго выполняются антиковидные мероприятия».
— Какова ситуация с оснащением больниц?
Л.В.: С обеспечением медикаментами проблема есть. Препараты приходят из России. А откуда еще? Думаешь, Украина нам поможет? Да они скорее сделают так, чтобы мы загнулись, чем протянут руки. Помогает только Россия, благодаря ей и держимся. Расход медикаментов действительно большой. Все время какая-то напряженка. То нет мочегонных препаратов, то антибиотиков. Но проходит время, и как-то решается вопрос.
С ИВЛ (аппаратами искусственной вентиляции легких — ред.) проблем нет. Кислород доставляется регулярно. Расход, правда, большой. У нас их 11 штук. И все работают. Плюс концентраторы. В этом плане у нас совсем неплохи дела. Мы их собрали в одном месте. Мало того, за последнее время приобрели великолепный рентгеновский аппарат, делает снимки не хуже, чем компьютерные. Может, еще и лучше, меньше облучает. Прекрасный корейский аппарат, не хуже чем КТ, маленький, переносной. И в первую больницу доставили такой же аппарат. Я тебе покажу, какие снимки классные клепает!
Не хватает аппаратов КТ (аппарат компьютерной томографии, выявляющей поражения легких и их характер — ред.)? Это чепуха! Ты в это веришь? У нас четыре аппарата и все работают. Но это только в Луганске, а есть такие же аппараты и на периферии. Обстановка сложная, но уж точно не безнадежная.
Д.В.: Из медикаментов, насколько я в курсе, есть все. В плане тестов сказать не могу, была информация, что их не хватало, потом появились, потом снова возникли перебои. Что не удивительно, учитывая статус республики и то, что тесты здесь не производятся. Средства индивидуальной защиты врачей — они многоразовые. Человек, побывавший в красной зоне, выходит, кто в стирку отдает, кто вешает под кварцевую лампу. Из одноразовых — только перчатки и маски. Щиты прозрачные просто обрабатываются физраствором и снова готовы к использованию. Врачи, я знаю, костюмы заказывали сами, на свои деньги. Сбрасывались, ходили на строительные рынки, покупали эти щиты, шапочки, фартуки, бахилы, кто как экипируется. При этом заболеваемость врачей, которые работают с ковидными больными минимальная.
КТ работают практически круглосуточно. Оснащенность ими такая же, как и до войны. Новых не появилось. Они работают, их ремонтируют. По Донецку до десятка есть точно. Наверное, не хватает, есть же и другие категории больных, кому нужны услуги этих аппаратов. Все это выливается в длинные очереди, хотя ковидных больных смотрят быстрее, но везде живые люди. ИВЛ есть, оно же бывает двух типов, это масочный кислород, которого в большинстве случаев бывает достаточно. А к аппаратам подключают больных, которые находятся в критическом состоянии. Таких меньше, и я не слышал о нехватке препаратов, или о нехватке кислорода. Думаю, в этом плане все относительно нормально.
— Как вы прокомментируете информацию о том, что врачи в Донбассе на фоне низких зарплат и возросших нагрузок стали массово увольняться?
Л.В.: Молодежь уходит. Кто в этом виноват? Ну не мы же себе зарплаты устанавливаем… Ты же сам понимаешь, какая сейчас молодежь, им подавай кучу денег и чтобы поменьше работать при этом. А мы сражаемся. Мы тут сражаемся с ковидом, но наверху почему-то решили, что мы недостойны надбавок.
Д.В.: Я вижу молодых, они в основном не уволились, и не уехали, и никаких упаднических настроений от молодежи я не слышал. Все ждут увеличения зарплат с 1 января 2021 года. Вакансий много. Чужак сюда не приедет, условия жизни довольно ограниченные, а свои… Если врач уехал, то он уже переехал, из тех, кто уехал в Россию, вернулись единицы. Образование в Донецком медицинском университете качественное, медики выпускаются квалифицированные, их берут в России на раз-два.
***
Вот такой разговор. И далее, как в сказке: «Хотите верьте, хотите — нет». Впрочем, у врачей не было резонов обманывать меня, а у меня — обманывать читателя. А стало быть, поводов для паники нет, но и не расслабишься. Впереди осень, а там, что бы ни говорили в Москве про безальтернативный Минск и неотъемлемую часть Украины, если переживет новую хворь Россия, переживут ее и республики Донбасса.
Алексей Топоров
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.