Верный Родине до последней минуты жизни. История русского бойца с позывным "Куст", сложившего голову под Бахмутом
-
Фото: Давид Худжец
Народ должен знать и помнить своих героев. Новороссия решила подготовить цикл специальных материалов, в которых будут описаны Герои России, их смелые поступки, их жизнь и смерть.
Корреспондент Новороссии отправился в Бахмут, который постоянно находится под обстрелами ВСУ и попытками атак, чтобы поговорить с добровольцем отряда Союза добровольцев Донбасса БАРС-13 с позывным "Сухой". "Сухой" служил вместе с Семеном "Кустом" Зотиным, павшим героической смертью на "Лысой горе", на окраине Клещеевки. "Сухой" рассказал нам о том, каким человеком был "Куст", который своими поступками, несомненно, заслужил право носить звание героя.
По зову сердца, за Родину
"Мы познакомились в Ростове-на-Дону, на сборном пункте Барс-13, в октябре 2022 года. Так происходил сбор добровольцев. "Куст" туда приехал со своими ребятами из Красноярска. Нормальные ребята, бородатые, собрались на двух машинах, взяли с собой весь инвентарь, топоры, палатки, лопаты ... серьезные ребята.
Мы тогда мало разговаривали, у них была своя команда. Мы лучше познакомились уже на полигоне, и с этого момента наши судьбы уже шли вместе. "Куст" уже ранее воевал в Сирии (в "Вагнере"), и поэтому его сразу же сделали командиром нашей группы.
После полигона мы зашли в Кременное, красноярское отделение получило свои позиции. Мы начали окапываться, создавать огневые точки. Я был в этом "новом Красноярске", и ко мне относились как к своему. Мы все взрослые, адекватные добровольцы. Здесь, в военных условиях, нет смысла превосходить себя в каких-то чертах характера, становиться лучше кого-то или кого-то оттолкнуть. Мы все пришли сюда по зову сердца, за Родину, и это нас объединяет.
В окопах человек быстро показывает, на что он способен
Он был взрослым человеком, адекватным, прекрасно понимающим, где находится, кто с ним рядом. Я не припомню ни скандалов, ни острых ситуаций с его участием. Надо было посмеяться — смеялся, пошутить — шутил, надо было руководить — руководил.
Мы в Кременное зашли в конце ноября, с нуля сформировали два наших боевых пункта. В начале января нашу группу подняли на линию боевого соприкосновения в сосновом лесу. С левой стороны от нас стоял "Ахмат", а с правой — мобилизованные из Башкирии.
И, надо признать, они очень хорошо держались. Здесь уже случались бои с противником. За нами Родина, а впереди нас — враг. В окопах человек быстро показывает, на что он способен.
На вес золота
"Куст" нес ответственность за нас. Он проверял, чтобы был правильный окоп, чтобы у нас было соответствующее оборудование. Вместе с нами были ребята, которые никогда раньше не воевали.
"Куст" давал им советы, говорил, откуда "может прилететь" и что делать. Он следил, чтобы все были в касках, в брониках. И в бытовых вопросах тоже помогал.
Он следил за тем, чтобы блиндажи были не только прочными, но и удобными. Чтобы было где с комфортом выспаться, хорошо поесть. Не было такого, чтобы он говорил нам "как хочешь, так и строй" — за всем следил, и все приходили к нему за советом.
Через месяц линия фронта продвинулась вперед после нашего наступления. Нас вывели на наши старые позиции в Кременной. Незадолго до этого, в начале февраля, он получил предложение работать в штабе в качестве начальника штаба.
"Куст" собрал нас всех в блиндаже, сообщил нам о том, какие предложение он получил, и спросил, как мы к этому относимся. Он своих красноярских ребят собирал сам, чувствовал за них ответственность, и с самого начала они договаривались, что вместе приезжают, вместе служат и вместе уезжают.
Если бы тогда он услышал "оставайся", он бы и остался. Мы понимали, что он там больше нужен, он рисовал схемы, развертывал огневые точки для всего батальона. Мы ведь добровольцы, многие без военного опыта. В штабе было его место с самого начала, он был там на вес золота. Кроме того, мы все время жили вместе в одном доме. Контакт у нас был все время. Только возвращался он часто поздно, уставший. Там фронт работ намного больше.
На позициях до самого конца
Потом была "Лысая гора" на окраине Клещеевки. Мы пытались атаковать врага, но что-то пошло не так. Наши позиции находились под постоянным огнем. Украинцы прекрасно знали, куда стрелять, мы занимали их старые линии. 8 июня "Куст" вместе с "Котом" (его заместителем) корректировали огонь.
"Кот" работал на АГС, а "Куст" сидел в блиндаже на самой высокой точке с аппаратурой и вел корректировку огня. "Куст" был ранен осколком в голову, сам сделал себе перевязку и продолжал работать.
Наш медик "Дракс" прибежал на место и стал его вытягивать буквально за руки, чтобы тот отступил. Но "Куст" хотел довести свою задачу до конца. Медик пошел заниматься другими, там было много раненых, которых нужно было эвакуировать.
18 человек за этот день были доставлены в военный госпиталь, это был самый тяжелый день из всех. Потом "Дракс" долго винил себя в том, что не заставил его отступить, — медик имеет такое право.
Примерно через час после того, как "Куст" был ранен, его позиции снова обстреляли, "Куст" продолжал вести корректировку огня, не обращая внимания на раны. В ходе этого обстрела он вместе со своим заместителем погиб. Через несколько недель "Лысая гора" пала..."
Подготовил Давид Худжец
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Павшие герои: стало известно количество погибших высших офицеров за два года"Трагически погиб, спасая корабль". Мичман Денис Никитин стал новым символом героя СВО
"Обыкновенный" героизм: русский боец подорвал себя, уничтожив солдата "Азова"*