Удар по Прибалтике и Африка в огне: Путин с Лукашенко откроют новые фронты?
-
Фото: globallookpress.com/Kremlin Pool
Седьмая в этом году встреча президентов России и Белоруссии пройдет 15 сентября в Сочи. Официально Владимир Путин и Александр Лукашенко встретятся, чтобы "сверить часы, скоординировать действия, обменятся мнениями". И за этими словами может скрываться обсуждение действительно глобальных и неожиданных тем.
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко уже прибыл в Сочи, где 15 сентября состоится его встреча с главой России, Владимиром Путиным. Вполне очевидно, что разговор глав пойдет в первую очередь про актуальную повестку. Актуальную и для России, и для Белоруссии. И здесь у наших стран есть вполне понятные стратегические точки соприкосновения даже безотносительно Союзного Государства, в котором Россия и Белоруссия состоят.
Гори, Прибалтика
Первое по степени актуальности, что может стать темой разговора – это внешняя политика вообще и страны Прибалтики в частности. Стоит напомнить, что на днях Еврокомиссия "разъяснила" восьмой санкционный пакет, согласно которому у русских туристов можно и нужно изымать русские автомобили. Даже если они сугубо для частного пользования. Помимо автомобилей, там еще целый список того, что нужно конфисковать, вплоть до туалетной бумаги.
Это все прозвучало бы смешно, если бы страны Прибалтики не взяли бы так радостно, с "под козырёк". Латвия отдельно подчеркнула, что будет заворачивать или конфисковать машины с русскими номерами, даже если они поедут со стороны Белоруссии.
Ну, и, казалось бы, при чем тут туризм и встреча глав двух государств? Но именно по данному направлению дело вовсе не в туризме, а в том, что там, недалеко, находится Калининградская область. Которая является форпостом нашей страны в Балтийском регионе. И военным стратегическим объектом.
Пока прибалты говорят о возможности транзита из "большой России" в Калининград и обратно при наличии "сопроводительных документов". Но за последние годы всем прекрасно понятно, какова цена заявлений западных государств. А уж тем более прибалтов, которые на русофобии выстраивают и свою бюджетную политику в том числе. Скажут им в Вашингтоне "никого не пропускать" - выполнят на 146%.
Тут, конечно, логично возникает вопрос: а зачем белорусам впрягаться в этот конфликт? И ответ на него прописан еще в 1999 году, в Договоре о Создании Союзного Государства.
В частности, в Статье 7 Договора говорится:
"Территория Союзного государства состоит из государственных территорий государств-участников. Государства-участники обеспечивают целостность и неприкосновенность территории Союзного государства. Внешней границей Союзного государства являются границы государств-участников с другими государствами или пространственный предел действия государственных суверенитетов государств участников".
В переводе с дипломатического на русский это означает, что в контексте Договора возможные проблемы Калининградской области – это в некоторой степени и проблемы Белоруссии. На уровне официально заключенного договора. Ну, а возможное воспрепятствование свободного перемещения граждан России на территорию России (в Калининградскую область) – это, как бы, очень похоже не то, что на "красную линию", а на полноценный casus belli. Президентом союзного государства, стоит напомнить, является не Путин, а именно Александр Григорьевич Лукашенко.
Поэтому, судя по всему, речь на встрече лидеров России и Белоруссии может пойти, в том числе, и про возможные ответные меры в случае негативного развития данного сценария. Тем более, что на текущий момент, на территории Республики Беларусь находятся не только военные инструкторы из ЧВК "Вагнер", но и русские войска, русское тактическое ядерное оружие, да и белорусские вооруженные силы тоже не стоит списывать со счетов. Конечно, все мы надеемся, что до совсем уж жутких вещей дело не дойдет. И проблема с калининградским транзитом либо не возникнет вообще, либо разрешится дипломатическим путём. Например, методом "зеркальных" санкций, и пониманием в Европе, что это они "погорячились".
Корейский вопрос и наш хитрый ответ
Однако, тема оружия и ВПК так или иначе вполне может звучать на встрече двух высоких сторон. Опять же, в рамках актуальной политической повестки. Контекст тут довольно прост – недавняя встреча Путина и Ким Чен Ына. Тут вообще имеется определенная символика. Лукашенко на Западе считают "последним диктатором Европы", товарищ Ким в западном понимании такой же "диктатор" только в Азии и не последний. Про Путина можно вообще ничего не рассказывать, все и так в курсе. Но это всё, как говорится, художественные аллюзии.
А вот если говорить серьезно, то встреча Путина и Кима была посвящена техническому, промышленному, и, есть такое конспирологическое мнение, военно-промышленному сотрудничеству двух стан.
У Лукашенко по его же словам, ВПК страны может обеспечить Россию "любыми видами вооружений". Да и в целом, военно-промышленные комплексы России и Белоруссии достаточно тесно связаны. А теперь в эту систему может встроиться Северная Корея. И место этой страны, как напрямую заинтересованное лицо, Александр Лукашенко, вполне естественно, захочет с Владимиром Путиным обсудить.
Тем более, что и сам Александр Григорьеви в официальном поздравительном адресе на день независимости Кореи отдельно отметил:
"Сотрудничество между нашими странами в различных сферах будет расширяться на благо нынешнего и следующих поколений".
Кстати, с точки зрения политики и экономики здесь вырисовывается весьма занятная конфигурация. И Россия, и Белоруссия, и Северная Корея обложены санкциями просто со всех сторон. При этом, наша страна голосовала за санкции применительно к Корее на площадке Совета Безопасности ООН. И пока это решение – под вопросом.
Но, с другой стороны, внешнеполитическая ситуация сейчас такова, что эти санкции не просто нужно, а вполне возможно обойти. Просто потому, что условный коллективный Запад наплевал на нормы международного права, живет по каким-то своим "правилам", и в рамках этих "правил" России вообще быть не должно. С чем, понятное дело, мы не согласны.
А фактом отвержения пресловутых норм международного права Запад значительно снизил саму их легитимность. Не только для России, а для всего мира. Так что, с Кореей нас может ожидать много всего совместного и интересного, чего не всплывёт в публичном поле, но что прекрасно понимает тот же Лукашенко. И, думается, захочет обсудить с Путиным и эту "интересную конфигурацию".
Открыть ворота в Африку
Третий, пожалуй, наиболее интересный и неожиданный пункт для тех, кто "не в теме", и который скорее всего будет обсуждаться на встрече двух лидеров – это Африка. И тут конфигурация еще интереснее, чем в случае с Северной Кореей.
Про форум "Россия-Африка-2023", который недавно прошел в Петербурге, думается, знают все. Как и про то, что сейчас в Африке поднялась волна антиколониальных настроений с периодическими военными государственными переворотами. Также, все знают, что уже несколько лет по Африке плотно работали все те же "Вагнера". И даже на уровне "Википедии" про переворот в Буркина-Фасо пишут, что прошел он не без помощи легендарных "ихтамнетов".
Ну и, казалось бы, первый и очевидный смысловой пласт – Россия (а вернее, конечно, русская "опальная" ЧВК, совершенно никакого отношения к государству не имеющая) освобождает ряд Африканских стран от неоколониального гнёта, в первую очередь Франции. Подробнее об этом мы писали ранее.
Однако, вот что интересно, Нигер, Буркина-Фасо, Мали (где прозападные режимы были свергнуты), Чад (где что-то в последнее время явно назревает) – всё это страны так называемого Сахеля. Если максимально упрощать, то и географически, и политически Сахель является северными воротами Черного Континента. И кто дружит со странами Сахеля, тот имеет влияние в буквальном смысле на всю Африку. И в этом контексте масштаб происходящего трудно переоценить.
Русско-белорусская Африка
Но здесь снова возникает вопрос – а при чем тут, собственно, Белоруссия? А при том, что пока Владимир Владимирович Путин говорил о мирных перспективах на Африканском форуме и делал ставку в выступлениях на экономическое, дипломатическое и в целом, гуманитарное партнерство (ну, мы ж сугубо мирное государство и вообще очень не любим всякую военную движуху и силовые методы решения конфликтов, если совсем уж не вынудят), Александр Григорьевич Лукашенко, что называется, "шел с козырей".
В Минске 11 сентября прошла встреча помощника министра обороны Белоруссии Валерия Ревенко и военных атташе 14 африканских государств. Официальная тема этой встречи тоже звучит красиво: "Международное военное сотрудничество и военно-политическая обстановка вдоль границ Республики Беларусь". Кстати, звучит она не только красиво, но и вполне логично. Потому что "Вагнер" же и в Белоруссии, и в странах Африки. Связь очевидна. Как и то, что и на Черном Континенте, и по границам Белоруссии не то, чтобы было спокойно.
С другой стороны, вспоминаем, что потенциально страны Африки – это огромный и разнообразнейший рынок, не то, что адекватно не разработанный, а угробленный европейскими колонизаторами. И, да, при этом Европа Африку гробить продолжает, а также вытягивать из нее ресурсы.
Теперь вспоминаем слова Лукашенко про то, что белорусский ВПК может "предоставить любое оружие", плюсуем сюда связи Африки и России, а также тот факт, что свержение прозападных режимов в странах Сахеля носит исключительно форму военного переворота. И понимаем, что тема Черного Континента и выстраивания адекватных связей с тамошними государствами на встрече Лукашенко и Путина прозвучит практически со стопроцентной вероятностью.
В этом контексте, сама встреча нужна, чтобы синхронизировать действия и не создавать ненужной конкуренции там, где Россия и Белоруссия могут прекрасно действовать сообща.
Что в итоге?
Понятно, что это далеко не все вопросы даже на уровне внешней политики, которые могут быть и будут подняты. В конце концов, есть еще Украина и западное санкционное давление. Есть перманентная Польша, которая, конечно, в первую очередь не любит Россию, но к белорусам тоже особо нежных чувств не питает. Особенно в последнее время, когда военный контингент на территории Республики Беларусь увеличился и прирос новыми неожиданными вооружениями и не менее неожиданными военными специалистами.
Есть и сугубо мирные вопросы экономики и политики, которые нужно решить непосредственно между двумя государствами. Тот же параллельный импорт, в котором сейчас заинтересована как РФ, так и РБ. И все это тоже будет обговорено. Скорее всего, именно эти темы и итоги обсуждения по ним и будут озвучены максимально публично.
Но, чтобы там не осталось в кулуарах, и о чем широкой общественности знать не положено, фактом остается то, что мы живем весьма интересные времена нетривиальных политических решений. И настолько частые (семь только за год) встречи Лукашенко и Путина говорят нам о том, что лидеры двух государств это непростое время хотят превратить еще и в пространство новых возможностей.