«Тайны» Карпатской Украины: как нацистские марионетки свое «государство» строили

Автор: Редакция Новоросинформ

На Украине широко отмечают очередной придуманный  «украинский» праздник «независимости» – 80 летие объявления независимости Карпатской Украины. «Это государство, опередившее время и бросившее вызов нацистам в Европе.   Она помогла закарпатцам окончательно осознать себя частью единой украинской наци

На Украине широко отмечают очередной придуманный  «украинский» праздник «независимости» – 80 летие объявления независимости Карпатской Украины. «Это государство, опередившее время и бросившее вызов нацистам в Европе.   Она помогла закарпатцам окончательно осознать себя частью единой украинской нации», – на все лады возвещают украинские СМИ.

ИА «Новороссия» с историком Светланой Вольновой решили посмотреть вглубь истории, чтобы, удалив плевела украинской пропаганды, узнать, как на самом деле этот горный край из Подкарпатской Руси стал так называемой Карпатской Украиной.

ИА «Новороссия»: Чего больше всего боятся украинские историки, переписавшие историю Закарпатья?

Светлана Вольнова: «Исторической правды и фактов, которые указывают на сотрудничество ОУН и ее вооруженных формирований с германскими спецслужбами. Это самое слабое место в так называемой украинской «истории» Закарпатья. Вот пожалуй самый яркий образчик — фолиант под названием «Історія українського війська. 1917–1985», изданный во Львове.

Здесь есть раздел, посвященный «Карпатской Сечи». Его автор — Степан Россоха — умудрился преподнести историю этого детища Абвера без какого-либо упоминания о самом Абвере, а исполнителей его воли представил «независимыми творцами» украинской государственности. Кстати, автор сам был активным участником так называемого Штаба Карпатской Сечи, объединявшего группу украинских национал-шовинистов.

Так вот, этот Россоха просто молчит, когда речь идет о том, как происходило отделение Закарпатья от Чехословакии, молчит и об агрессивной акции нацистской Германии, круто изменившей судьбу этого края. О заказчиках и исполнителях этой акции также ни единого слова. Лишь небольшим штришком отмечает, что «с 1387 года Карпатская Украина была провинцией Венгрии».

ИА «Новороссия»: Давайте восполним этот пробел. Как происходил процесс отделения Закарпатья?

С.В.: Хочу напомнить, что в 1918 году лоскутная Австро-Венгрия распалась. В Венгрии победила пролетарская революция, и 21 марта 1919 года там провозгласили Советскую власть, которая была установлена и в большинстве районов Закарпатья.

А 10 сентября 1919 года в пригороде Парижа Сен-Жермене был подписан договор, по которому Закарпатье вошло в состав буржуазной Чехословакии. И вот, с этого момента германский фашизм начал заявлять о своих претензиях на чужие территории под предлогом «жизненной необходимости» расширения «жизненного пространства» для нужд немецкой нации. После присоединения Австрии, очередной жертвой фашистской агрессии была Чехословакия. Но, в силу того, что она имела хорошо вооруженную армию, а также состояла в договорных отношениях с Францией и Советским Союзом, гарантирующих ее безопасность, нацисты не решились на открытую агрессию против нее. Они предприняли «обходный» маневр, целью которого было расчленить Чехословакию на «федеративные земли» и взять под контроль деятельность марионеточных правительств Словакии и Закарпатья, используя при этом методы политического давления и шантажа, а также возможности спецслужб. Так вот, самую подлую роль в этой авантюре нацисты отводили украинским национал-шовинистам. Организовав подрывную деятельность против Чехословакии, Абвер, СД (Служба безопасности) и Гестапо под разными прикрытиями массово засылали туда свою агентуру и боевиков из оуновцев, базировавшихся, в основном, в Берлине и Вене, а также проживающих в Галиции. В одной только Вене в подчинении немецких спецслужб находилось около 800 подготовленных оуновских боевиков. Для общего руководства оуновским движением и организацией провокаций, Абвер в начале октября 1938 года направляет в Закарпатье своего агента, вождя ОУН Андрея Мельника.

ИА «Новороссия»: План нацистов удался?

С.В.: Да. В том же 1938 году немцы оккупировали Судеты, а Польша — Тишинскую Силезию, входившую в состав Чехословакии. 7 октября в городе Жилина состоялось совещание представителей профашистских организаций Словакии. На нем было принято решение «Об автономии Словакии». На следующий день аналогичное совещание в Ужгороде приняло меморандум «Об автономии Карпатской Украины» и образовало временное правительство во главе с русином Бродием — председателем так называемого Земледельческого Союза. Таким образом, Чехословацкая Республика была преобразована в федеративное государство в составе Чехии, Словакии и Подкарпатской Руси. Подчеркну: Именно в Подкарпатской Руси украинские национал-шовинисты сыграли роль политического вируса, внедренного в русинское движение.

ИА «Новороссия»: Какие организации украинских национал-шовинистов существовали тогда в Закарпатье?

С.В.: Прежде всего, «Карпатская Сечь». 4 сентября 1938 года в Ужгороде по инициативе членов Организации Украинских Националистов состоялось собрание на котором создали Украинскую национальную оборону (УНО). Это был тот нацистский центр, который впоследствии и создал так называемую Карпатскую Украину. Но, конечно же, сами национал-шовинисты писали, что якобы Украинская Национальная Оборона создавалась только для того, чтобы противодействовать венгерским и польским диверсантам.

ИА «Новороссия»: Видимо, оуновцы вразу же взяли на себя роль государственных органов Чехословакии.

С.В.: Совершенно верно. Дело в том, что УНО создавалась под руководством абвера и гестапо. И вовсе не для защиты границ Чехословакии, а, напротив, — с целью подрыва ее изнутри с помощью осуществления различных терактов, нападений на официальные учреждения под видом иностранцев. Украинские националисты были нужны именно для создания хаоса в регионе.

ИА «Новороссия»: Контролируемый хаос – известный прием. К чему привела такая провокационная политика гитлеровцев?

С.В.: Их не устраивала кандидатура русина Бродия, который возглавлял тогда правительство. Уоновцы считали его слишком мягкотелым. 24 октября 1938 года он был арестован чехословацкими властями. А на следующий день по рекомендации германской дипломатической миссии в Закарпатье премьер-министром был назначен Августин Волошин — униат, бывший преподаватель Ужгородской духовной семинарии, сотрудничавший с германскими спецслужбами. С этого времени правительство «Подкарпатской Руси» стало окончательно марионеточным, фактически вышло из подчинения властям Чехословакии и ревностно выполняло указания Берлина.

ИА «Новороссия»: Венгрия, которая также имела виды на Закарпатье, была заинтересована в союзе с Гитлером?

С.В.: Конечно. Венгерское правительство было не прочь расширить территории с помощью Германии. Правда, для этого ей надо было вначале выйти из Лиги Наций, иначе говоря, присоединиться к коалиции агрессивных государств против Советского Союза. Получив принципиальное согласие правительства Венгрии по данной проблеме, Гитлер разрешил Венгрии захватить Ужгород, Мукачево и Берегове (12 % территории Закарпатья) под предлогом самоопределения проживавших там мадьяров.

ИА «Новороссия»: Как повела себя национальная «самооброна»? Ведь фактически Венгрия выступила как оккупант.

С.В.: Никак. Оккупация была с согласия Гитлера, поэтому оуновцы поджали хвост и 2 ноября 1938 года перевели столицу Карпатской Украины в Хуст. Здесь, 9 ноября Украинская Национальная Самооборона была реорганизована в Карпатскую Сечь, куда, кстати, вошли известные оуновцы — четовой «Крис», «Чёрный», «Щука», «Калина».

ИА Новороссия: Насколько тесными были связи национал-шовинистов с гитлеровцами?

С.В.: Верхушка ОУН были сотрудниками абвера. Псевдоним «Щука» принадлежал Роману Шухевичу — лейтенанту абвера. В оуновском подполье он использовался до 1943 года. Однако прежняя кличка не импонировала авберу и была заменена на более благозвучную — «Тарас Чупринка». К этому времени Шухевич имел чин капитана и являлся официальным сотрудником Второго Управления абвера.

Псевдоним «Калина» принадлежал Юрию Лопатинскому — члену Центрального Провода ОУН, организатору УПА, официальному сотруднику абвера. Шухевич и Лопатинский, опасаясь преследования со стороны польских властей за участие в террористической деятельности в середине 30-х годов, бежали из Галиции в Германию. Весной 1938 года окончили организованную абвером и вермахтом офицерскую школу, в которой обучались многие оуновцы, получили звания лейтенантов (т. е. поручников, по националистической фразеологии. — Ред.), стали официальными сотрудниками нацистской военной разведки и использовались в разного рода подрывных акциях против Украины, Польши, Чехословакии и других стран Европы. Этих деятелей Карпатской Сечи и правительства Волошина, координировал и направлял капитан абвера Эккель. Поэтому при создании «Сечи» оуновцы старательно использовали опыт нацистских штурмовых отрядов СС. Это проявлялось даже в цвете их мундиров, изготовление которых финансировалось нацистами, а также в форме приветствия.

ИА «Новороссия»: Карпатская Украина являлась нацистским государством?

С.В.: Да. Кстати, Волошин, придя к власти, запретил в Закарпатье все политические партии левой ориентации. Остались только те, кто сотрудничал с ОУН и поддерживал гитлеровский план захвата Советской Украины.

ИА Новороссия: Как получилось, что Карпатская Украина получила «независимость»?

С.В.: Власть Чехословакии, решившая показать, что оно сильное «правительство», заменило некоторых министров в администрации Волошина. Тогда он обратился за поддержкой к руководству «третьего рейха». В беседе с немецким консулом Шплеттштрассером 7 марта 1939 года предложил, чтобы Закарпатская Украина была провозглашена независимой, и над ней был установлен германский протекторат.

Однако тогда нацистские правители не приняли предложение Волошина, будучи заинтересованными в дальнейшем развитии конфликта, который закончился 13 марта 1939 года. Венгрия получила разрешение Гитлера на полную оккупацию Закарпатья. 14 марта того же года венгерские войска, спровоцировав приграничные конфликты с чехами, начали оккупацию Закарпатья. А 15 марта войска нацистской Германии перешли границу Чехии и оккупировали эту страну. Дислоцировавшиеся в Закарпатье отряды «сечевиков», командиры которых были не в курсе всех этих закулисных игр, начали воевать против мадьяр, что явно не входило в планы гитлеровцев. Поэтому германский консул в Хусте Гоффман передал правительству «Карпатской Украины» рекомендацию своего правительства: «сечевикам» не следует оказывать вооруженное сопротивление венграм. Но рядовые «сечевики» не были информированы об этом и продолжали выполнять команды низовых командиров. В результате «сечевики» потеряли более 100 человек убитыми, более 300 — ранеными. Этот эпизод, кстати, сейчас используют украинские историки, которые заявляют, что якобы Карпатская Украина бросила вызов гитлеровцам.

ИА «Новороссия»: Как закончилась Карпатская Украина?

С.В.: Да она существовала ровно день. 16 марта 1939 года, когда в Закарпатье зашли Венгры, а оуновцам было велено сидеть тихо, марионеточное правительство «Карпатской Украины» во главе с Волошиным и с частью «сечевиков» бежало в Румынию, а затем через Югославию перебралось в Берлин. В 1941 году часть «сечевиков», выходцев из Галиции, по зову оуновских главарей, участвовавших в «защите» Закарпатья, вошла в состав карательных батальонов «Нахтигаль» и «Роланд». Волошина в 1945 году СМЕРШ доставил в Москву, он был посажен в тюрьму, где и окончил свои дни. Вот и вся история амбициозного плана украинских национал-шовинистов закрепиться в Закарпатье. Если провести аналогии с нашими днями, то сейчас их реваншистские аппетиты значительно возросли, как видим, на всю Малороссию.

ИА «Новороссия»: Спасибо за беседу.

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров