С вещами – на выход: Две беды беженцев в Донбассе

  • С вещами – на выход: Две беды беженцев в Донбассе
    Фото из открытых источников
Автор: Виктория Лев

В пункте временного размещения (ПВР) в городе Зугрэсе ДНР людей предупредили, что, как только им восстановят утраченные паспорта, пенсионные удостоверения, им надо самим подыскать себе жилье для дальнейшего проживания. Об этом нам рассказали временно размещенные граждане.

В ПВР мы попали вместе с командой донецких волонтеров, которая оказывает помощь тем, кто оказался в беде. На сегодня в пункте временного размещения проживают те, кто был эвакуирован еще в январе – феврале 2023 года из Бахмута, Соледара.

Пункт организован в одном из ДК. В огромных помещениях учреждения культуры, в том числе в зрительном зале, наряду со зрительскими креслами установлены в ряд кровати. У изголовья каждой лежат небогатые пожитки – то, что на быструю удалось схватить при эвакуации или переданное волонтерами.

К сожалению, часть из спасенных граждан не успели даже взять свои документы, когда их вытягивали из-под обстрелов военные.

"Вагнера", когда эвакуировали, нам не дали из подвала забрать документы, сильно торопили, сказав: "Вам все восстановят, вам все дадут". В итоге процесс восстановления оказался очень долгим. Нас эвакуировали в феврале. Мой муж только 9 июня получил паспорт. Сын и я еще не получали. Ждем", – сказала Светлана, эвакуированная из Бахмута и размещенная в ПВР.

Из-за того, что люди не имели паспортов, они лишились всех социальных выплат: одноразовой выплаты в размере 10 тыс. рублей и ежемесячного пособия (помощи) в 3 тыс. рублей.

"У 18 человек нет никаких документов. От соцслужб никакой помощи. Нет документов – к ним (соцработникам) и не подходи. К нам приходили с неделю назад по поводу 10 тысяч рублей, которые полагаются эвакуированным. Нам сказали: "Если с момента вывода (эвакуации) прошло три месяца и в этот срок не вложились, то 10 тысяч вам не положено". Этот срок у нас прошел еще 18 мая. Нам сказали: "Все, мы для вас ничего не можем сделать, вы не уложились".

А что мы могли сделать, если у нас нет паспортов. Притом что, когда нас сначала эвакуировали в Шахтерск, я еще там узнавал, где и как восстановить документы. Мне ответили, мол, будете в ПВР в Зугрэсе, к вам придут и будут помогать. В итоге процедура восстановления документов затянулась", – рассказал Иван из ПВР.

"Сдвиг с оформлением-восстановлением документов начался только в марте. Стали нас возить небольшими группами в миграционную службу. За это им большое спасибо и низкий поклон. Потому что без них нереально было бы что-то сделать, в миграционке огромные очереди. А нас, кто из ПВР, пропускали вне очереди", – отметил он.

"Что же касается соцвыплат, ни копейки не получили. Нам сказали, что, когда получите паспорта, придете и будем смотреть, что сможем оформить", – говорит наш собеседник.

Помогала с подачей документов на оформление пенсии и соответствующего удостоверения администрация ДК. Движение вроде бы есть, но вялотекущее.

Вопрос о выселении?

Некоторые "постояльцы" уже выехали на "большой материк", где их распределили по пунктам временного размещения в разных городах. Оставшиеся в зугрэсском ПВР – на распутье.

"Нам сказали: "Получите документы – и с вещами на выход. Ищите себе жилье сами". А, по слухам, в Зугрэсе есть жилье, но аренда очень высокая", – говорит Иван.

Семья Ивана, как и некоторые другие в ПВР, рада бы вернуться к себе в Бахмут. Но кто же им сейчас разрешит попасть в город, пока в этом направлении небезопасно?! Да и дома у Ивана и многих других непригодны для жизни – у кого полностью разбиты дома, у кого частично: выбиты стекла, пробита крыша. Иван говорит, что, как только станет возможным, будут возвращаться в Бахмут, чтобы участвовать в восстановлении своего дома и города.

На сегодня из числа живущих в пункте временного проживания остаются пять стариков (двое лежачие), другие плохо передвигаются. Константин Николаевич – неходячий. За ним ухаживает сын. Они тоже настроены остаться в ДНР.

"Документы отца еще не подали в пенсионный. Жду звонка, обещали решить вопрос с неходячими", – говорит сын Константина Николаевича.

Не хотят уезжать из ДНР пожилые Павел Павлович с супругой. Они из Парасковиевки (расположена между Бахмутом и Соледаром), выехал с женой, которая плохо ходит. Ее эвакуировали на инвалидной коляске. Мужчина тоже на распутье, где найти пристанище.

Жителей пункта временного размещения предупредили: местная администрация Зугрэса, и администрация ДНР не будут им предоставлять общежития для проживания. Поэтому им остается либо выезжать в Ростовскую область на перераспределение, либо уходить в свободное плавание.

Наши граждане, которые так ждали прихода России, просто не понимают, и их замечание абсолютно оправданно, почему жители Херсона получили жилищные сертификаты, а им не полагается от государства никакое жилье, общежитие или компенсация за аренду квартиры (дома) в ДНР, ведь и они тоже пострадавшие.

Каждый из них надеется, что представители власти обратят внимание на их жилищную проблему и вместе они смогут прийти к консенсусу. Возможно, есть государственные рычаги для разрешения ситуации, с которой столкнулись пострадавшие наши граждане.

Автор: Виктория Лев

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как и чем Россия помогает беженцам из Шебекино

Восемьдесят семей беженцев из Марьинки оказались лишними в ДНР

Трагедия войны: репортаж из пункта размещения беженцев в Белгороде

Подписывайтесь на канал "Новороссия" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Новости партнеров