Решение ОПЕК+ снизить добычу стало естественной реакцией на изменение мира – Дмитрий Лекух
-
Фото: globallookpress/Wang Zhou
Пока европейцы тщетно пытались снизить для себя стоимость энергоресурсов — восьмой пакет санкций предполагает потолок цен на российскую нефть, — встреча ОПЕК+ одним махом перечеркнула все их усилия.
Участники картеля во главе с Россией и Саудовской Аравией объявили о беспрецедентном сокращении добычи — на два миллиона баррелей в сутки. Теперь аналитики ждут возвращения трехзначных нефтяных котировок. Аналитики США и Европы высказывают шок от такого развития событий. Экономический эксперт и писатель Дмитрий Лекух в беседе с ИА Новороссия высказал свое мнение о изменениях, которые последуют на рынке углеводородов после этого решения, а также насколько эту ситуацию можно заносить в актив внешней политики России.
«Это не победа и не поражение, а просто новые реалии геополитики, которые начинают складываться. Некоторые институты, судя по всему отходят в прошлое (не хочу использовать выражение «отмирают»), к примеру ВТО, о которой мы давно ничего не слышали. Мы совершенно не понимаем нынешнюю роль Международного валютного фонда. И так вплоть до ООН и ЕС: это институты, которые начинают вызывать определенные подозрения.
С другой стороны, есть институт будущего мира, он складывается самопроизвольно. ОПЕК+ строится как раз на других принципах, на принципах довольно близких к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), когда любое решение является результатом компромисса и принимается в интересах всех участников соглашения, поэтому оно исполнимо. Сломать эту исполнимость у США изначально не было шансов, потому что им надо было убедить тех же саудитов действовать против их собственных интересов.
Поэтому и решения таких институтов будущего мира, как ОПЕК+, во многом напоминает картельное соглашение. То, что пытаются делать страны G7 во главе с США (ограничения с лимитами на российскую нефть) — это такое же чистой воды картельное соглашение. Мы видим, как просто меняются правила игры на рынке, и здесь это происходит не в пользу США и не в пользу западного мира. Но и нельзя сказать, что это какая-то победа России, хотя этот случай произошел в наших интересах, как и в интересах нового мира, более-менее свободного от диктата Запада», — подчеркнул Дмитрий Лекух.
То, что это рано или поздно произойдет, было понятно еще до начала спецоперации, — продолжает экономист. — На какой-то момент эту ситуацию удалось заморозить, но приход в Белый дом Байдена вновь реанимировал этот катастрофический сценарий.
«Это стало ясно, когда разразился предковидный классический кризис перепроизводства, который стал результатом политики, которую проводили США. Нужно отдать должное прежнему руководству США. Дональду Трампу в какой-то момент удалось повлиять на эту ситуацию сериями звонков Путину и шейхам, тогда даже появился термин «ОПЕК++». Но это лишь отсрочило неизбежный результат.
К сожалению, после прихода к власти США демократов (а нефтедобыча и прочее это, традиционно, не деньги демократов, а, преимущественно ресурсная база республиканцев), Байден с радостью выпилил Америку из этого большого соглашения. Но это не значит, что ОПЕК+ стала хуже работать, наоборот, она стала работать еще более сплоченно. Её цель — возвращение механизмов ценообразования. Было не очень понятно, как добывают нефть – продукты одни, а центр ценообразования находится на биржах в Нью-Йорке, которые живут своей жизнью и извлекают свои деньги из финансовых спекуляций. То есть, тут конфликт намного глобальнее, чем события на Украине, это мозаика большого противостояния.
Я и ряд других вменяемых эксперов не ожидали никакого другого решения, были мысли между одним и двумя миллионами баррелей суточного сокращения. Причем вполне понятна причина такого решения, потому что сейчас американцы играют против рынка. Чтобы дойти до промежуточных выборов в Конгресс, команда Байдена, как известно, ежедневно из своих стратегических резервов гонит по миллиону баррелей. Естественно, это негативно влияет на рынки, в том числе, на механизмы ценообразования. Цена на нефть становится на нью-йоркских биржах не совсем понятной и не совсем правильной с точки зрения добывающих стран. Откорректировали, а как же здесь поступать? Это такая большая картина мира», — высказал свое мнение собеседник агентства.
Судьба Европы при таком развитии событий очень незавидна, потому что в данной ситуации её сделали той «вороньей слободкой», которая сгорает тогда, когда её поджигают со многих концов одновременно. Руками европейских элит Европу сейчас дербанят в интересах США и англосаксонского мира. Уже происходят бегство капиталов и переезд технологических цепочек за океан, отмечает спикер.
«Дело в том, что в этой ситуации и мы ничего не можем изменить, и для нас это не очень хорошо, потому что Европа — это наш традиционный рынок. Но так или иначе, как сказал наш зампредседателя правительства Александр Новак, выступая на полях ШОС, что «Сила Сибири – 2» — это замена «Северного потока – 2». Нам нужно регулировать наш экспорт природного газа, и теперь он пойдет в Китай. «Сила Сибири – 2» — это не та ресурсная база, что «Сила Сибири – 1». Там были газовые месторождения в Восточной Сибири, и на них не претендовали европейские рынки. А «Сила Сибири – 2» — это Ямал, то откуда газ идет в Европу.
Это косвенное подтверждение, что даже мы поставили на традиционных европейских рынках крест. И даже не потому, что они что-то там заблокируют, а потому что есть ощущение, что просто некому и не на что там будет покупать. Самое страшное, что всё может грохнуться уже в этот зимний период.
Сейчас уже видно, что это такая специальная спланированная операция, потому что, заставив Россию и Украину мочить друг друга на восточном фланге, на западном фланге они под прикрытием этой шумихи просто дербанят Европу по полной программе и этот процесс уже, боюсь, не остановить», — резюмировал Дмитрий Лекух.
Подготовил Александр ИВАЩЕНКО
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Американцы ожидают очередной рост цен на топливо из-за решения ОПЕК+Блинкен: Госдеп готовит ответ США на решение снизить добычу нефти ОПЕК+
Страны ОПЕК+ сократят суточную добычу нефти на 2 млн баррелей