Прошлое и будущее

  • Прошлое и будущее
Автор: Редакция Новоросинформ

«Мы унизили Россию» http://inosmi.ru/politic/20171025/240603229.html Nordwest-Zeitung: В вашей новой книге вы снова обращаетесь к истории вашего первого большого успеха, книге «Шпион, пришедший с холода», действие которой происходило в разгар холодной войны. Видите ли вы парал

«Мы унизили Россию»

http://inosmi.ru/politic/20171025/240603229.html

Nordwest-Zeitung: В вашей новой книге вы снова обращаетесь к истории вашего первого большого успеха, книге «Шпион, пришедший с холода», действие которой происходило в разгар холодной войны. Видите ли вы параллели с сегодняшним временем, с новыми конфликтами между Россией и Западом?

Джон Ле Карре: Я думаю, что сравнение с холодной войной здесь не подходит. Сегодня у Америки — другая роль. Америка по-прежнему безжалостно капиталистическая — на свою же беду — но это уже не защитник Запада. И уже нет конфронтации между социализмом и капитализмом. Я вижу в этом ожесточенное соревнование обеих сторон за Европу.

— В чем вы видите мотивацию русских?

— Одержимость российской стороны Европой безгранична. С одной стороны, они хотят, чтобы ив них видели европейцев, а с другой стороны, хотят показать европейцам. что они представляют собой нечто лучшее. Но в действительности мы платим, я уверен, огромную цену за то, что мы не протянули руку России, когда Советский Союз лежал в руинах. Никакого плана Маршалла, никакой подробной картины нового мира. Тогда управляла лишь алчность: схватить то, что удастся схватить, растерзать падаль. Мы унизили Россию, что было фатально. Мы оскорбили медведя. А теперь Путин подогревает националистические настроения.

— Идет ли в новой книге речь о завещании целого поколения, которое выиграло холодную войну, но затем не смогло защитить западные ценности?

— Да. Сегодня необычно то, что на социальную демократию нападают одновременно как на Востоке, так и на Западе. Трампа и Путина объединяет стремление похоронить либеральную демократию. При этом нет ничего, что могло бы заменить ее. Будет создаваться лишь анархия, которая рождает демагогов.

— Является ли это для Запада сегодня самой большой опасностью?

— Да, я так считаю. Я опасаюсь за правду в нашем обществе. Меня пугает постоянное выхолащивание либеральных принципов в западном мире, что олицетворяет Трамп и копирует Европа. Как раз из Америки поступает стимул, чтобы все сделать неправильно. Поощрение алчности, жестокости, нерациональных актов мести. Трамп создал ядовитую атмосферу, которая отравляет всех нас. Его нельзя игнорировать. Он не исчезнет в одночасье. Он выстраивает действительно страшную систему. Это обнадеживает популистов в Венгрии и Польше — и обостряет раскол между Востоком и Западом в Германии.

— Видите ли вы какое-то решение?

— Я верю в равенство шансов — через образование. Я верю в то, что разумное общество выбирает свои элиты демократическим путем и заботится о своих проигравших. Речь идет о том, чтобы привнести в политику человеческое сочувствие. Это может звучать банально, но решение могло бы заключаться в том, что порядочные люди нашли бы друг друга.

— Как это должно функционировать?

— Я думаю, что Трампа и его команду мы должны сегодня рассматривать как страну-изгоя. Я бы хотел увидеть, как американские первоклассные адвокаты надели бы свои робы и вышли на улицу. Они прекрасно знают, что Трамп нарушает законы. Нам нужен энергичный жест порядочных людей. Что-то, что показало бы: вот та граница, за которой мы больше не будем терпеть.

— Может ли европейская мечта стать объединяющей силой?

— Это единственное, что остается в настоящий момент.

Уже из этого короткого интервью — становится видно, как глубоко заблуждается Ле Карре и не только он один.

Начнем вот с чего- я не думаю что крушение СССР произошло вследствие осознания ширнармассами преступлений большевизма и раскаяния за них. Вообще, крушение СССР процесс многоплановый, и в нем участвовали как минимум три внутренние силы: партноменклатура, интеллигенция и простой народ. При этом, в какой-то момент интересы всех трех совпали, но мотивация у всех была абсолютно разная. В партноменклатуре вызрел бунт региональных элит и желание большого хапка — присвоить общенародную собственность. Интеллигенция ненавидела русский народ и все что он создал. А национальные интеллигенции хотели выйти из-под опеки большого брата и стать первыми петухами на навозной куче. А народ… народ в какой-то момент осознал две вещи. Что социализма не будет, и что по уровню потребления мы все сильнее отстаем от Запада. Хуже того, мы отстаем даже от себя вчерашних. Конечно, в чем то картина идеального Запада расходилась с реальностью. Но то что Запад потреблял намного больше — это факт. И встал вопрос — а ради чего мы терпим?

Но помимо данных негативных посылов — были и позитивные. Все три группы верили, что как только мы откажемся от социализма и подзаработаем немного денег — нас примут в клуб Запада на равных, безо всяких оговорок. Исходя из этого соображения — мы и действовали.

И что получили в итоге?

Проблема Запада — не в том, что он нас как то унизил или что-то своровал — девяностые это вообще время, когда воровали все и Березовский с Гусинским и Смоленским — украли больше чем Запад. Проблема в том, что нас не приняли в клуб и дали понять, что этого никогда не будет. Вот тогда — стремление к сотрудничеству сменилось противостоянием. Нельзя отказывать человеку от стола и в то же время требовать, чтобы он с тобой дружил. Это кстати не только наша проблема — в Турции начался авторитарный реванш как только Турцию, после шестидесяти (!) лет ожидания в 2007 году не приняли в Европу. И Турция решила, что тогда и европейские правила ей выполнять не надо.

Если бы нам сказали — добейтесь уровня ВВП в 25 тысяч евро на человека, чтобы не сидеть на чьей-то шее, выбирайте каждые 4 или 8 лет нового президента, и мы примем вас в Европу — конфронтации бы не было, мы бы стали работать над этими требованиями.

Запад начал сдерживать Россию после того, как мы приняли их правила игры. Вот, у нас есть деньги, и мы хотим купить Украину. Запад говорит нам — нет, спонсирует оба Майдана и ставит под удар все наши инвестиции. Интересно, как бы повели себя США, если бы мы профинансировали майдан в Мексике и лишили американцев их собственности?

У нас есть деньги, и мы хотим купить Опель. А в ответ тишина, взятая за основу. И только улыбка. Почему мы не можем купить? Напрашивается ответ — рожей не вышли.

Мы хотим построить Южный поток. Европа встает на дыбы. Мы хотим построить Северный поток — 2. Европа и США встают на дыбы. Почему? Потому что тогда пострадает Украина и Польша. То есть мы должны финансировать русофобов? Почему? Разве это не свободный рынок?

А в ответ тишина, взятая за основу.

Понятное дело, что после таких ситуаций Путин принимает решение начать взлом систем, которые препятствуют нам. А вы бы какое-то другое решение приняли?

При этом — почему то в ЕС приняты страны Прибалтики и не отказано Украине. Это там, где принимаются законы по лишению прав нацменьшинств, где чествуются фашисты. На Украине идет война, нацики врываются в суды и п…ят судей, функционируют пыточные, убивают журналистов и политиков — но им можно в Европу. А нам — нет. Как так?

Вообще как насчет Украины, на территории которой разыгрался самый серьезный европейский кризис то ли с 1968, то ли с событий в Югославии, то ли вообще с 1945 года? Почему в отношении Украины и России так явно применяют двойные стандарты? Когда Россия бомбит Грозный это преступление, а когда Украина бомбит Донбасс — она права?

Ответ на этот вопрос, если не лицемерить — очень мрачен и частично открывает природу украинского кризиса. Запад заинтересован в распаде России, и то поощрительное отношение к совершаемым Украиной преступлениям — есть часть платы за решение, которое Украина приняла в 1991 году — отделиться от России. Точно так же как Запад равнодушен к сегрегации русских в Прибалтике, точно так же как Запад посчитал, что это Россия напала на Грузию, хотя ежу понятно, что нарушить статус-кво и попытаться силой решить осетинский вопрос была заинтересована только Грузия. Точно так же Запад ведет игру с постсоветскими националистами в республиках, обеспечивая их печеньками — и не считает их фашистами в отличие от русских националистов. И поощряя преступления, Запад намекает уже российским элитам — хотите чтобы к вам относились так же, хотите чтобы закрывали глаза на ваше беззаконие? Отделитесь от России — и получите такое же отношение. По этой причине постсоветские элиты — в общем то не строят демократию, не борются с коррупцией — а зачем? На Западе они и так приняты как и их наворованные капиталы.

Россия в этом случае — применяет меры превентивной защиты, играя по принципу «чем хуже тем лучше», показывая — вот что будет с вами если отделитесь. И понятно, что если не прекратить подобную игру, не поменять правила игры обеим сторонам — добром это не кончится.

Ле Карре видит вину Запада, но видит ее совсем в другом. И главное — он видит проблему в прошлом, в то время как она есть прямо сейчас. Пока Запад не начнет это понимать — улучшений не будет.

P.S. Трамп объявил призыв на службу и переподготовку 1000 пилотов ВВС США ранее уволенных.

Источник: werewolf0001.livejournal

Автор: Александр Афанасьев

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на канал "Новороссия" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Новости партнеров