Попытки G7 ограничить цену на российскую нефть вызовут обратный эффект — Василий Колташов
-
Фото: globallookpress.com / IMAGO/Robert Schmiegelt
На минувшей неделе страны "Большой семерки" анонсировали создание нефтяного картеля, который по задумке организаторов должен будет заняться урегулированием цен на российскую нефть. Инструментом для его реализации является возможность введения санкций, а также повторных санкций для соблюдения поставленных условий.
Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов в беседе ИА "Новороссия" высказал мнение, что любая попытка искусственного ограничения поступления российской нефти на мировой рынок повлечет за собой общее поднятие цен, что вызовет обратный заявленному эффект.
"Страны "Большой семёрки" пытаются развернуть процессы на рынках. Их очень беспокоит тот факт, что мировые товарные цены идут вверх, и особенно их волнует то, что меры, принятые против России, не приводят к изменению на рынке нефти. В том числе не задевают российскую экономику и не заставляют её переживать кризис, терять позиции и не заставляют рубль падать. Наоборот, наблюдается укрепление российской валюты. Всё это и привело к тому, что "Большая семёрка" начала формулировать для себя проект.
Я думаю, что они находятся в состоянии поиска рецепта, как через взаимодействие покупателей можно ограничить Россию в качестве поставщика и продавца нефти. На практическом уровне видно, что США пытаются заменить российскую нефть венесуэльской, но это, по сути, является рокировкой, потому что российская нефть на североамериканском рынке оказалась не случайно. Этой нефтью пытались заменить нефть из Венесуэлы, так как США Венесуэлу политически атаковали и загоняли в санкционный режим. Российская и венесуэльская нефть являются аналогами. В том случае, если из Индии уйдет венесуэльская нефть, то туда приходит российская нефть. Тут для США никаких успехов не достигается", — высказал свою точку зрения Василий Колташов.
"Против логики организаторов этой затеи работает и то, как сейчас выстраивается мировой рынок углеводородов, — продолжает эксперт. — Для достижения поставленных целей Западу нужно задействовать вспомогательные механизмы, которые негативно ударят по их экономике.
Главная проблема политики Запада по выстраиванию картеля и нанесению ударов по России как поставщику нефти состоит в том, что на рынке сейчас твёрдо господствует вовсе не покупатель, а продавец. Говоря иначе, ряд влиятельных покупателей пытаются договориться для того, чтобы изменить положение, созданное во многом по их вине, и положение, в котором поставщики нефти в более сильной позиции. Но для этого не нужно договариваться, а нужно повышать ключевые ставки, делать дороже кредит, уменьшать избыточную валютную массу на Западе, чтобы мировые цены на энергоносители не поднимались и Россия не была бы в столь выгодной позиции. Этого сделать на Западе категорически не могут. Поэтому пытаются придумать, как бы им задеть Россию. И, действительно, они в рамках "Большой семёрки" могут уменьшить закупки российской нефти.
Это приведёт к повышению мировых цен на нефть и к тому, что покупатели, пытающиеся оказать давление на одного из продавцов, будут вынуждены платить за товар, который им нужен значительно больше, и будут получать не совсем тот товар. Если европейские предприятия химической промышленности построены исходя из переработки российской нефти и они работали на ней десятилетиями, то заменить её, по сути, невозможно. К этому в Евросоюзе и пришли.
Так что создать картель в теории можно. Но коренным образом поменять ситуацию нельзя, основываясь на взаимодействии государств по изменению ситуации на рынке нефти. Почему нельзя? Нефть дорожает в мире не сама собой, а потому что отношения между массой западных валют и объемом ресурсов изменены", — подчеркивает собеседник агентства.
На Западе очень много денег, но ресурсов недостаточно. Если покупатели, нуждающиеся в ресурсах, производящие инфляционные деньги, как-то о чем-то договорятся, то всё равно изменить положение на рынке они не могут, отмечает спикер.
"Нельзя сделать растущий рынок падающим, а они хотят, чтобы этот рынок был падающим для России. Это невозможно, потому что не Россия создала его таковым, и это вопрос вообще не про нашу страну. Это вопрос о денежно-кредитной политике на Западе, которую они не могут изменить, и это их главная беда.
Поэтому попытки выстроить такого рода картель или придумать, как ему работать, провалятся, так как они будут предприниматься на неверной основе. Эта основа состоит в том, что можно перевернуть процессы на мировом рынке, сломать повышательную динамику, никак не касаясь причин этого явления, потому что борьба с российской нефтью будет приводить только к росту цен на нефть.
Например, как борьба с белорусскими удобрениями привела к тому, что удобрения в мире в 2021 году подорожали на 80%, а в этом году, по прогнозам Всемирного банка, должны подняться на 70%. И что это за борьба такая? А ведь консенсус по белорусским удобрениям был поистине могучий. Такого консенсуса по российской нефти нет. Но если он будет, то с точки зрения цен на нефть и российской выручки всё будет по-прежнему хорошо", — резюмировал Василий Колташов.
Подготовил Иван Солдатов
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
"Большая семерка" планирует создать картель для контроля цен на российскую нефтьРоссия стала одним из крупнейших поставщиков нефти в Индию в апреле
Необходимо прекратить транзит газа и нефти из России через Украину — глава МИД Литвы