Помощники гитлеровцев и террористы: кровавый след «героев Украины»

Автор: Редакция Новоросинформ

На Украине 23 мая будут торжественно отмечать очередной «день украинских героев». За год до этого, 2 декабря 2020 года, на заседании Генассамблеи ООН, посвящённом памяти жертв Второй мировой войны, постоянный представитель Украины при ООН Сергей Кислица заявил о том, что украинцы являются первыми же

На Украине 23 мая будут торжественно отмечать очередной «день украинских героев». За год до этого, 2 декабря 2020 года, на заседании Генассамблеи ООН, посвящённом памяти жертв Второй мировой войны, постоянный представитель Украины при ООН Сергей Кислица заявил о том, что украинцы являются первыми жертвами войны, так как «именно на этой территории была развязана война».

Ранее экс-президент Украины Леонид Кравчук заявлял, что украинцы якобы не хотели этой войны и не причастны к её развязыванию. Что касается именно жителей Украины, как и большинства других европейцев, это, конечно, факт. Но Кравчук, видимо, запамятовал, что стремились к войне и активно готовились к ней вместе с гитлеровской Германией именно те, кого сейчас на Украине называют «героями» и чествуют, — украинские национал-шовинисты.

ИА «Новороссия» обратилось к донецкому историку, педагогу и краеведу Светлане Вольновой с просьбой рассказать о фактах, тщательно скрываемых Институтом национальной памяти Украины от обнародования, об этих новых украинских «героях».

ИА «Новороссия»: Светлана, сейчас на Украине чествуют оуновцев (члены ОУН, ультраправой украинской националистической организации. — Прим. ред.) как героев, которые якобы сражались за свободу Украины. Известно, как начиналась деятельность этой организации?

Светлана Вольнова: Она поначалу возникла как протестная реакция на польское угнетение украинского населения, проживающего на западе Украины.

ИА «Новороссия»: Там много проживало?

С. В.: Немало. Под властью Польши находились пять областей, включённых позднее в состав Украинской ССР. Это Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская, Волынская и Ровенская области с населением 8,5 млн человек, большинство из которых — 6 млн — считали себя украинцами. Естественно, эти бывшие подданные бывшей Российской империи с 1919 года всячески третировались как люди второго сорта. Поэтому политика ополячивания встречала сильнейшее (вплоть до террористических актов) сопротивление со стороны местных жителей. По сути, ОУН, которая была образована в 1929 году в Вене, стала ответом на польский шовинизм. В Вене тогда был избран руководящий орган — «Провод украинских националистов» (ПУН) во главе с Евгением Коновальцем, ныне «героем Украины». Соответственно, основной задачей ОУН провозглашалось образование «Украинской самостийной соборной державы», после чего всё это движение начало развиваться чрезвычайно быстро.

В следующем году на Западно-Украинских землях (ЗУЗ) на территории Польши возникла сеть первичек ОУН из трёх-пяти участников, которые объединялись в «кусты» или «станицы» по населённым пунктам. В 1932 году на конференции ОУН в структуре её «Центрального провода» была создана «Контрольно-разведывательная референтура» (отдел), которая в том числе занималась внедрением агентуры в польские органы власти.

ИА «Новороссия»: Когда возникла связь оуновцев с гитлеровцами?

В. С.: Это произошло практически с первых дней прихода к власти в Берлине Национал-социалистской рабочей партии Адольфа Гитлера. Именно тогда руководство ОУН решило обратиться к Гитлеру, избрав его в качестве главного союзника. Это обосновывалось тем, что якобы именно Гитлер поможет оуновцам бороться с Польшей. Это известно из показаний многих членов организации на допросах в МГБ УССР в 1948 году. Тесное сращивание началось в середине 1930-х годов, уже тогда украинские разведбригады действовали в Берлине, Гданьске, Кенигсберге, на территории Голландии. И надо сказать, что деятельность оуновцев под непосредственным руководством немцев была весьма бурной. До 1939 года было проведено множество террористических актов. Достаточно вспомнить, что 22 марта 1932 года был убит начальник украинского отдела полиции Львова Эмилиан Чеховский. А 15 июня 1934 года Николаем Лебедем, будущим шефом службы безопасности («безпеки»), был совершён самый известный террористический акт ОУН — убийство министра внутренних дел Польши. В целом только за восемь месяцев 1939 года оуновцами было совершено 63 теракта, в которых погибли более 60 человек.

За этим последовали судебные процессы в Варшаве и Львове, на последнем из которых 60 членов ОУН были осуждены.

ИА «Новороссия»: Значит, к началу войны, то есть к 1939 году, это была фактически сильная боевая организация?

В. С.: Да, к сентябрю 1939 года в ОУН в Польше входили свыше 7 тысяч бойцов, принимавших участие в диверсиях против польской армии. При этом имелся свой зарубежный центр в Кракове (с разрешения гитлеровской власти), а «Центральный провод» ОУН находился в Берлине, и его возглавлял Андрей Мельник (псевдоним в абвере Консул-1). Но непосредственно разведывательно-подрывную работу против СССР организовывал именно «Краковский провод».

ИА «Новороссия»: Как гитлеровцы относились к ОУН?

В. С.: Для Германии оуновцы были практически идеальным орудием борьбы против СССР. Их охотно брали в разведшколы, где готовили диверсантов для использования в СССР. Наиболее крупные, где обучались оуновцы, были в Кракове под командованием полковника Визера. Там обучение прошли 115 членов ОУН.

В разведшколе в местечке Закопане на четырёх отделениях обучение проходили по 100–300 курсантов. Позднее они направлялись в разведывательно-диверсионные батальоны вермахта «Нахтигаль» и «Роланд». На академических военных курсах под Берлином, созданных по инициативе начальника диверсионного отдела абвера Эрвина Лахузена, отучились до 1000 боевиков ОУН. А всего к маю 1941 года в украинских учебных лагерях прошли подготовку свыше тысячи украинских националистов, как бандеровцев, так и мельниковцев.

ИА «Новороссия»: Когда началась активная деятельность оуновцев против СССР?

В. С.: Диверсионные группы начали направляться через советско-германскую границу зимой 1940 года. В конце февраля была направлена первая группа организаторов подпольной борьбы, в начале марта на Волынь направлена группа из 40 эмиссаров берлинского центра, 12 марта — третья группа. Есть один момент, который сейчас тщательно обходят стороной украинские историки.

Все эти группы в том числе должны были подготовить вооружённое восстание на Украине. 10 марта 1940 года «Краковский провод» организовал повстанческий штаб для подготовки восстания. На этот счёт в советских архивах сохранилась копия «Единого генерального плана повстанческого штаба ОУН». Документ был изъят у арестованного во Львове курьера Андрея Мельника.

Позднее НКВД Украины получил сведения о планировании ОУН восстания в период между 20 апреля и 1 мая 1941 года.

ИА «Новороссия»: Что было в этом плане?

В. С.: В нём был призыв к созданию украинского государства. Собственно, это была главная цель. ОУН рассматривалась как «украинская политическая организованная националистическая сила», которая возглавила бы это вооружённое восстание и «повела бы народ к победе».

ИА «Новороссия»: В плане говорилось про Донбасс?

В. С.: Да. Там говорилось, что захвачено должно быть всё, в том числе и территории Донбасса.

ИА «Новороссия»: То есть предполагалось охватить всю территорию УССР?

В. С.: Да. Отмечались важные пункты — это коммуникационные узлы: Львов, Ковель, Киверцы, Здолбунов, Ровно, Сарны. Военные базы, промышленные пункты: Дрогобыч, Борислав, Запорожье, Луганск, Донбасс. Детально было расписано само выступление, то есть начало восстания.

Указывалось, что удар должен был быть неожиданным для врага. При этом уничтожению подлежали все вражеские вооружённые ячейки (милиция, НКВД, военные гарнизоны).

ИА «Новороссия»: То есть, по сути, власть в УССР должна была полностью перейти к ОУН?

В. С.: Да. Видимо, если бы план сработал, непосредственно гитлеровским войскам незачем было бы вторгаться на территорию УССР, поскольку на этих землях было бы образовано марионеточное правительство под руководством ОУН. Советское командование знало к тому времени некоторые детали деятельности ОУН, поскольку сам план был обнаружен позднее. В Москву был направлен обстоятельный, на 17 машинописных листах, «Доклад о деятельности ОУН в Германии (по состоянию на 5 августа 1940 года)», где указывалось, что «руководство ОУН при непосредственном участии и помощи немецкого командования формирует из украинской националистически настроенной молодёжи военизированные отряды и части». Всего, по данным НКВД УССР, к сентябрю 1940 года оуновское подполье на Западной Украине насчитывало около 5,5 тысячи активных членов и до 14 тысяч так называемых «симпатиков», то есть тех, кто снабжал продовольствием, укрывал боевиков в своих жилищах и т. д.

ИА «Новороссия»: Когда начались первые боестолкновения ОУН с Красной армией?

В. С.: С 1940 года, уже тогда произошло 95 боевых стычек между советскими пограничниками и боевиками ОУН, в ходе которых были убиты около 80 боевиков. А с 1 января по 15 февраля 1941 года на Западной Украине были ликвидированы ещё около 40 групп боевиков, при этом погибли 13 сотрудников НКВД. Так что борьба с ними как с пособниками Гитлера велась ещё перед войной. К слову, об этом заявили сами оуновцы, когда 30 июля 1941 года поторопились провозгласить во Львове «восстановление Украинской державы».

Как известно, тогда прибывший из Берлина заместитель Степана Бандеры по «Центральному проводу», руководитель политической референтуры ОУН Ярослав Стецко заявил, что «Украинская держава» будет тесно сотрудничать с национал-социалистической Германией, «которая под водительством своего фюрера Адольфа Гитлера творит новый порядок в Европе и во всём мире».

ИА «Новороссия»: Тем не менее, несмотря на свои прежние обещания, гитлеровцы бесцеремонно разогнали это правительство, арестовали Бандеру и расстреляли ряд видных главарей бандеровского движения.

В. С.: Да, они стали уже не нужны. После этого сохранившиеся приверженцы Бандеры, такие как Максим Рубан, Клим Савур и другие, перешли на нелегальное положение и объявили «войну» немцам, создав для борьбы с ними, а равно для борьбы с советским элементом сначала «боёвки», а затем Украинскую повстанческую армию (УПА). И надо отметить, что ОУН сумела под лозунгом борьбы с немцами, а равно путём террора втянуть в ряды ОУН-УПА значительную часть населения Западной Украины из социально близких слоёв.

ИА «Новороссия»: К чему сводилась их «борьба» против немцев?

В. С.: Это была в основном антинемецкая агитация, иногда мелкие стычки с отдельными малочисленными гарнизонами и оборона от периодически снаряжаемых немцами карательных экспедиций в места расположения банд УПА. Это продолжалось до 1944 года, когда Красная армия освободила большую часть Украины и подошла к западным областям. Тогда главари ОУН бандеровского направления сначала осторожно, по секрету от своих низовых организаций, перешли вновь на службу немцам, а потом стали совершенно открыто сотрудничать с ними.

В настоящее время имеются сотни документов, наглядно подтверждающих тесную связь ОУН бандеровского направления и УПА с гитлеровцами.

ИА «Новороссия»: Можно привести некоторые из их числа?

В. С.: Известно, например, о показаниях арестованного УНКГБ по Волынской области члена районного «провода» Сирика. Он рассказал, что в первых числах января 1944 года в селе Комарово Волынской области между боевиками и командованием венгерских частей было достигнуто соглашение о совместной борьбе против большевиков, за создание «самостийных» Украины и Венгрии. Такое же соглашение бандеровцы подписали с гитлеровцами в 1944 году. А в следующем, 1945 году, было подписано соглашение командования УПА с полицией безопасности и СД о борьбе против советской власти. Это всё имеется в архивах МГБ. К слову, в апреле 1943 года на призыв вступать в ваффен СС откликнулись 82 тысячи украинских добровольцев. Правда, немцы из их числа отобрали только 14 тысяч солдат дивизии «Галичина». Помимо этого, до начала 1943 года было сформировано 80 батальонов вспомогательной полиции (шуцманшафт) численностью около 50 тысяч человек. По данным киевского Национального музея Великой Отечественной войны, за годы оккупации только на Украине эти полицейские уничтожили около 300 сёл. Действовали они и на иных территориях: 11 марта 1943 года 118-й украинский полицейский батальон уничтожил белорусскую деревню Хатынь.

ИА «Новороссия»: Вообще, Белоруссия понесла огромные людские потери от действий украинских национал-шовинистов…

В. С.: Да, и не только белорусы. Если же говорить о Белоруссии, там на счету украинских полицейских свыше 120 тысяч мирных жителей и 200 сожжённых деревень.

Вообще, везде, где действовали так называемые «герои Украины», тянулся страшный кровавый след. В 1973 году была составлена справка КГБ УССР, в которой указывалось, что в 1944–1953 гг. ОУН и УПА совершили более 4900 террористических актов, включая нападения на колхозы и органы местной власти. С советской стороны в боях против украинских национал-шовинистов в эти годы погибли более 30 000 человек. Среди них около 700 сотрудников органов госбезопасности, остальные — представители органов местной власти, колхозники, интеллигенция, дети, старики.

ИА «Новороссия»: Когда героизация оуновцев началась на Украине?

В. С.: Официально в 2006 году, при тогдашнем президенте Викторе Ющенко. Тогда вышел указ о детальном изучении деятельности ОУН-УПА якобы в целях содействия процессу национального примирения. Была создана правительственная комиссия, которая фактически подтвердила, что главным врагом украинских националистов была советская власть со всеми её политическими и силовыми структурами.

А в 2009 году на Украине начались многочисленные торжественные мероприятия, посвящённые 65-летию образования УПА. Именно тогда Ющенко, поздравляя жителей Украины по поводу этого события, заявил, что «подвиг воинов УПА не имеет аналогов в истории», и призвал возродить историческую память. При этом давалось чёткое указание на героизацию национал-шовинистов.

Подготовила Наталья Залевская

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров