Политическое убежище в гробу
Дело Скрипалей было призвано продемонстрировать всему миру коварство российских спецслужб, но в итоге всё больше сводится к набору бездоказательных обвинений в адрес Москвы. Одновременно эта история показала, что сама Великобритания не может обеспечить защиту тем людям, которым она предоставляет убе
Дело Скрипалей было призвано продемонстрировать всему миру коварство российских спецслужб, но в итоге всё больше сводится к набору бездоказательных обвинений в адрес Москвы. Одновременно эта история показала, что сама Великобритания не может обеспечить защиту тем людям, которым она предоставляет убежище. Впрочем, не может или не хочет?
Александр Литвиненко, Бадри Патаркацишвили, Борис Березовский, Александр Перепеличный, Николай Глушков – этих людей объединяет то, что они умерли в Великобритании при загадочных обстоятельствах. При этом правоохранительные органы Соединённого Королевства по каким-то причинам не стали слишком заморачиваться с расследованием.
И во всех случаях были альтернативные версии, которые следствие не горело желанием отрабатывать.
Мстительная «контора»
В ноябре 2006 года весь мир узнал фамилию Литвиненко. Бывший сотрудник ФСБ и бывший охранник беглого олигарха Бориса Березовского был отравлен в лондонском отеле «Миллениум». Британская полиция повела себя странно. Вначале почти две недели о самом факте покушения на Александра Литвиненко ничего не сообщалось. Затем была выдвинута версия об отравлении таллием, а позже – радиоактивным полонием-210. Обвинение было выдвинуто против давнего знакомого и сослуживца Литвиненко Андрея Лугового. В качестве мотива называлось то, что Литвиненко якобы собирался обнародовать весьма компрометирующие материалы о деятельности российской власти.
Литвиненко, Патаркацишвили, Березовский, Перепеличный, Глушков – все они умерли в Великобритании при загадочных обстоятельствах
Впрочем, сам Литвиненко неоднократно заявлял, что ни к каким секретам и гостайнам доступа не имел, поскольку занимался лишь «внутренней преступностью». Это, однако, не помешало ему, уже проживая более пяти лет в Англии, уверенно заявить на одном из круглых столов, что журналистка Анна Политковская была убита чуть ли не по указке руководства РФ. Во время своего пребывания в Великобритании Литвиненко получал ежемесячное пособие от своего патрона Бориса Березовского в размере 4500 фунтов. Правда, незадолго до смерти сумма была уменьшена до 1500 фунтов – дела опального олигарха шли не очень хорошо, а ценность Литвиненко как «разоблачителя режима» падала с каждым годом, проведённым в эмиграции. Литвиненко собирался потребовать увеличения размера содержания, угрожая в противном случае предоставить британским властям информацию, согласно которой сам Березовский получил статус беженца путём подлога. Но британское следствие не заинтересовалось этой версией, сконцентрировавшись на попытках добиться от Москвы выдачи Андрея Лугового. Занимавшая тогда пост главы МВД Тереза Мэй фактически спустила расследование на тормозах. Официальный процесс так и не был начат, а ведший публичные слушания судья Роберт Оуэн объявил, что за убийством «предположительно» стоит ФСБ. Британскую прессу также не заинтересовало, почему следствие с ходу отмело версию о причастности к смерти Литвиненко его бывшего работодателя Березовского.
«Естественные причины»
Через два года последовало продолжение. Известный бизнесмен Бадри Патаркацишвили, внезапно скончавшийся в своём доме в Лондоне от сердечного приступа в феврале 2008 года, вёл дела как в Грузии, так и в России и считался ближайшим другом Березовского. Однако после бегства Березовского в 2003 году из России в Великобританию, где он намеревался укрыться от уголовного преследования, интересы друзей начали понемногу расходиться. Сам Патаркацишвили также стал фигурантом нескольких уголовных дел, но уехал из России не в Великобританию, а в родную Грузию – бизнесмен собирался принять участие в президентских выборах. Для этого Патаркацишвили хотел урегулировать свои отношения с российским правосудием. По мнению Березовского, Патаркацишвили даже вступил в контакт с российскими спецслужбами, что олигарх расценил как предательство – сам он позиционировал себя как главного врага российских властей. Незадолго до выборов Патаркацишвили переехал в Великобританию. В январе 2008 года на выборах президента Грузии он получил чуть более 7% голосов, заняв третье место. Через месяц после этого он был найден мёртвым в своём доме. Следствие было поручено отделу особо важных уголовных расследований Скотланд-Ярда. Однако отдел почему-то не воспользовался своими широкими полномочиями, чтобы пролить свет на загадочную смерть бизнесмена. Связь Патаркацишвили и Березовского, их практически открытый конфликт следствие не заинтересовали. Судя по всему, для следователей было очевидно, что смерть бывшего партнёра на руку именно Березовскому. Но политика оказалась сильнее – обвинение или даже подозрение в адрес главного российского политического беженца выглядело бы как подыгрывание Москве, которая добивалась выдачи беглого олигарха. По официальной версии, смерть была вызвана «естественными причинами».
Информатор в деле Магнитского
Однако не только конфликты с Борисом Березовским приводили к смерти российских эмигрантов. В ноябре 2012 года около своего дома в Лондоне был найден бизнесмен Александр Перепеличный, за два года до этого эмигрировавший в Великобританию как инвестор, вложивший в экономику страны 1 млн фунтов стерлингов. Это само по себе подозрительно: в России Перепеличный после кризиса 2008 года оказался фактически банкротом, не будучи в состоянии исполнять предъявленные ему многочисленные иски о взыскании задолженности. Однако британские власти тогда закрыли глаза на происхождение инвестируемых средств – Перепеличный был одним из главных информаторов в деле Магнитского. Именно на основании его показаний соответствующий закон был принят конгрессом США. Судя по всему, своей информацией Перепеличный делился и с британскими спецслужбами. А примерно за три месяца до смерти Перепеличный вышел на контакт с российскими органами и пожаловался на слежку и угрозы со стороны неких «чеченцев», которым остался должен ещё со времён кризиса 2008 года. С британскими властями он своими опасениями делиться не пожелал. Полиция традиционно признала смерть Перепеличного «естественной». Однако на фоне дела Скрипалей английский суд неожиданно решил провести повторное расследование в надежде и тут раскопать «русский след».
Подозрительное самоубийство
История Перепеличного показывает, что безопасность эмигрантов, выставляющих себя жертвами российского режима, гарантирована лишь до тех пор, пока это в интересах самого Соединённого Королевства. Патаркацишвили и Литвиненко ушли в мир иной в тот момент, когда их действия начали угрожать главному на тот момент политбеженцу – Борису Березовскому. Но когда сам Березовский, потерявший всё своё состояние и запутавшийся в долгах, стал предпринимать какие-то шаги для урегулирования своих отношений с российскими правоохранителями, его безопасность перестала быть для британских властей приоритетом. А после того как он в 2013 году обратился с письмом к Владимиру Путину, Березовский был найден повешенным в своём доме. Полиции не удалось установить обстоятельства смерти, официальная версия – самоубийство. Хотя поверить в это, вспоминая Бориса Абрамовича, крайне трудно.
Кстати, последняя смерть российского политэмигранта случилась уже на фоне дела Скрипалей. Николай Глушков, получивший статус беженца в 2010 году, был обнаружен в прошлом месяце повешенным в своём доме в Лондоне. Глушков ещё до Бадри Патаркацишвили считался правой рукой Бориса Березовского. Вместе с ним он был фигурантом уголовного дела о хищениях средств у «Аэрофлота» во второй половине 90-х. Правда, в отличие от Березовского Глушкову пришлось провести четыре года в СИЗО. После смерти беглого олигарха обычно неразговорчивый Глушков неожиданно дал интервью газете «Гардиан», в которой развеял в пух и прах версию британских следователей о «самоубийстве» Березовского. Позже он и сам был найден мёртвым в съёмном доме с собачьим поводком на шее. Смерть Глушкова полиция квалифицировала как убийство. Некоторые британские СМИ уже предположили, что невольным убийцей политэмигранта мог оказаться его секс-партнёр, некий Денис, с которым убитый практиковал различные садомазохистские игры. Такая версия в самом начале расследования выглядит как попытка убедить всех в том, что беженцы из России иногда погибают и по причинам, не связанным с политикой.
Впрочем, было бы ошибкой утверждать, что британские власти могут быть заинтересованы лишь в устранении неудобных иностранцев. Гибель принцессы Дианы в 1997 году в Париже в глазах самих англичан выглядит подозрительной. Диана не раз говорила, что «семейка Виндзоров» не оставит её в покое после развода с принцем Чарльзом. Своему дворецкому она писала, что на неё готовится покушение, и упоминала именно отказ тормозов в машине. Если британские власти способны организовать убийство бывшего члена королевской семьи, то не стоит удивляться, если когда-нибудь выяснится, что за делом Скрипалей стоит отнюдь не Москва, а Лондон.
Источник: tehnowar.ru
Автор: Александр Брахнов
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции