Похвала нацизму
Виталий Портников (известный украинский журналист еврейского происхождения) дал интервью корреспонденту газеты «Хадашот», которая является органом Ассоциации еврейских организаций и общин Украины. Портников интересен тем, что он, как пресловутое окно Овертона, ломает границы общепринятого дискурса с
Виталий Портников (известный украинский журналист еврейского происхождения) дал интервью корреспонденту газеты «Хадашот», которая является органом Ассоциации еврейских организаций и общин Украины. Портников интересен тем, что он, как пресловутое окно Овертона, ломает границы общепринятого дискурса с тем, чтобы в образовавшиеся бреши могли вступить первые отряды националистов и зачистить пространство смыслов, а потом переобустроить его уже по собственному разумению.
Львиная доля вызывающего чувство брезгливости интервью посвящено ОУН-УПА, бойцы которых, по мнению журналиста, были «борцами за национальную независимость и честь».
«Я всегда хотел, чтобы Организация украинских националистов присутствовала в исторической памяти как символ вооруженного сопротивления врагу» — говорит Портников, при этом не отрицая того, что сотрудничавшие с нацистами националисты или, как он выражается, «отдельные бойцы», участвовали в массовом убийстве евреев, поляков и украинцев. Он полагает просто, что тем, кто желает становления украинской государственности — их он называет «политическими украинцами» — не следует делать на этом акцент. Существенно в биографиях этих людей то, что они стали примером сопротивления, борьбы с врагом, примером, который и должен стать духовным фундаментом нынешней Украины.
Точно так же для журналиста факт сотрудничества с нацистами — это всего лишь незначительный штрих в истории героев: «В биографии Шухевича важно не то, что он носил нацистcкую форму, а то, что он ее снял и стал основателем и главнокомандующим армии». В этом интервью много таких моментов. Основной смысл сводится к тому, что своим служением родине ОУН-УПА не просто искупили — об искуплении Портников не говорит ни слова — а заслонили какие-то мелкие прегрешения вроде массовых убийств людей по этническому признаку.
Казалось бы, ничего нового в позиции Портникова нет. Еще начиная с Майдана появился и даже обрел некоторую массовость типаж либерального и творческого еврея, вступившего в теснейший союз с украинскими националистами, вроде одесского поэта Бориса Херсонского или днепропетровского писателя-фантаста Яна Валетова, или доктора Комаровского. Но этим людям не удавалось преодолеть противоречие, заключавшееся в том, что националисты героизировали убийц евреев, а сами означенные писатели и поэты именно в этом акте никак не желали принимать участие. Поэтому они отделывались от критиков и оппонентов, задававших неприятные вопросы про нацизм, не весьма правдоподобными утверждениями. Что радикалы в националистической среде — это маргинальное меньшинство, которое с течением времени полностью утратит вес и значение. Некоторые, совсем потерявшие чувство реальности, представители еврейского народа, чтобы не ссориться с националистами, решили пойти другим путем: они разделили коллаборационистов на два лагеря — оказывается, одни действительно убивали евреев и сотрудничали с нацистами, другие же воевали с нацистами и евреев не трогали, а даже защищали.
Оба этих подхода продемонстрировали свою предельную уязвимость. Отрицание силы и значимости нацистского элемента потеряло смысл, ибо крайнее националистическое крыло за 4 года из действительно периферийного и малочисленного ответвления превратилось в мощное военно-политическое движение со своими политическими, военными, образовательными, тренировочными структурами. Оно очень серьезно влияет на формирование политической повестки Украины. Попытки же доказать, что истинная ОУН-УПА не участвовала в Холокосте, входит в такое грубое противоречие с историческими фактами, что к этому методу прибегают совсем уж простосердечные и наивные люди.
Идеальную формулу, которая одним махом избавляется от изъянов двух упомянутых подходов, как раз и изобрел Виталий Портников. Не надо отрицать преступлений, совершенных ОУНовцами. Их следует признать в полном соответствии с исторической правдой, но объявить убийство евреев «отдельными бойцами» малозначимой ошибкой, которая теряется на фоне великого и героического служения украинскому государству. Из дня настоящего Портников как бы вручает тем убийцам индульгенцию и право на расстрел сотен тысяч своих единоплеменников, убитых националистами в гитлеровской форме или без оной.
Напомню, интервью напечатано в газете Ассоциации еврейских организаций и общин Украины. То есть официальный орган, представляющий внуков и правнуков сгоревших в пламени Холокоста предоставляет свои страницы защитнику пособников нацистов, который предлагает считать их героями, которые должны присутствовать в исторической памяти как символ вооруженного сопротивления врагу. Помимо этого, журналист пишет в предисловии, что беседа состоялась в стенах Галицкой синагоги, гостем которой и стал Виталий Портников. Это еще, конечно, не полная капитуляция, но близко к тому.
Мне, как человеку, все предки которого общим числом 28 человек легли в Бабьем Яру, кроме мамы и бабушки, которые успели эвакуироваться из Киева, все это кажется сущим адом. Человек, который знает о еврейской трагедии все, в своей ненависти к России дошел до того, что готов полностью простить убийцам своих соплеменников все совершенные ими преступления только потому, что они тоже считали Россию врагом.