Павел Раста: Армянская стабильность

Автор: Редакция Новоросинформ

Пожалуй, я сейчас скажу банальность, но у всего есть обратная сторона. Даже у того, что, на первый взгляд, вполне позитивно и выглядит, как минимум, дружественно. Обратная сторона бывает у людей, у государств, у культуры. И у любой политики она тоже есть. И всегда есть угроза, что эта обратная стор

Пожалуй, я сейчас скажу банальность, но у всего есть обратная сторона. Даже у того, что, на первый взгляд, вполне позитивно и выглядит, как минимум, дружественно. Обратная сторона бывает у людей, у государств, у культуры. И у любой политики она тоже есть. И всегда есть угроза, что эта обратная сторона вдруг возьмёт и перестанет быть обратной. Что монета будет перевёрнута. Чаще всего этого не происходит. Но угроза такая есть всегда – я подчёркиваю это ещё раз.

Вот взять, к примеру, Майдан. Мало кто помнит, но начинался он под лозунгами и с идеями, имевшими очень малое отношение к Бандере. И причины, заставившие многих тогда поддержать начинающуюся заваруху, были далеки ни то, что от идей т.н. «украинского национализма», но даже от той самой, пресловутой «евроассоциации». Просто г-н Янукович и его замечательная семья достали всех «до болезни Боткина», как говорят в Донецке. Но кто сейчас об этом помнит? Не важно, против кого и за что всё у них было в самом начале – ведь монета перевернулась и обратная сторона Майдана стала основной. И разыграли ту самую монету силы, которым Янукович, как таковой, был глубоко безразличен – у них были принципиально другие цели.

Но правда в том, что обратную сторону имеет не только Майдан. У Антимайдана она тоже есть. Вот с точки зрения этих мыслей я и хочу рассмотреть ситуацию, сложившуюся в столице одного из наших ближайших союзников – Армении.

За те дни, что прошли с начала событий в Ереване, наше «экспертное сообщество» вполне солидарно охарактеризовало их, как «новый Майдан». Со всеми вытекающими последствиями. И как только у нас не поупражнялись в красноречии по этому поводу. Увы, поначалу в этом хоре поучаствовал и я тоже. До тех пор, пока не разобрался в том, что там происходит на самом деле. Сказать по чести, мне сделать это было проще, так как в их внутренней ситуации я разбираюсь чуть лучше, чем многие. Так уж сложилось. Но, как видите, поначалу определённые стереотипы помешали даже мне взглянуть на ситуацию так, как это действительно необходимо. Ведь это и есть та самая обратная сторона Антимайдана – когда любые антиправительственные протесты заранее начинают характеризоваться, как Майдан. Безапелляционно. Авансом.

Но являются ли Майданом события в Армении? Нет, не являются.

Ведь Майдан – это, на самом деле, вполне конкретная вещь. Это псевдореволюция, организованная и профинансированная извне, произведённая с применением вполне конкретных технологий, смоделированная по вполне конкретной книге вполне конкретного автора – Джина Шарпа. Так вот, ничего этого в Ереване не было.

А что же было?

А был гражданский протест. Который не является Майданом. Который не координировался и не направлялся посольством США. На который Госдепартамент не выделял финансирования (а это легко проверяется, так как данные, на самом деле, вполне себе открытые). И участники которого не питались грантами разнообразных «гуманитарных фондов». Именно это является признаками Майдана, а не то, что поселилось сейчас в головах граждан, которым Майданы теперь мерещатся повсюду. Я говорю чётко и ясно: прекращайте мыслить в рамках схемы, которая обанкротилась ещё в феврале 2014 года. Прекращайте мыслить штампами, мол, есть некий «пророссийский лидер», которого хотят свергнуть «западные наймиты». В реальности всё гораздо сложнее. Даже тот же Янукович пророссийским не был. Он просто пользовал доверчивую Москву, а чем при этом занимался на самом деле, вам замечательно могут поведать в Донецке. И с г-ном Саргсяном ситуация ровно та же самая: никакой он не «наш сукин сын». Он свой собственный сукин сын. Причём, без всяких кавычек. Не надо искать каких-то конспирологических причин его свержения: они всего лишь в том, что за время своего долгого правления г-н Саргсян довёл и страну, и народ до ручки. Быть может, его бы свергли раньше, если бы не попытка РЕАЛЬНОГО Майдана, произошедшая в Армении года за три до войны. Её возглавлял бывший президент Тер-Петросян, и вот этот Майдан подпадал под все признаки.

Более того, безоговорочно поддерживать таких персонажей, как он, для нашей страны откровенно опасно. Рассказы про чью-то «пророссийскость» от лукавого – работать надо со всем политическим спектром, а не с каким-то отдельно взятым персонажем. Я понимаю, это сложнее, но настоящая политика сверхдержавы делается именно так, что давно уже поняли и британские спецслужбы, и американские. А вот так, без оглядки, поддерживая откровенных моральных уродов, наша страна наоборот рискует очень существенно подорвать свои позиции в данной стране. Тот же Янукович, всё же, должен был кого-то чему-то научить. Саргсян – его армянская копия. Поведение его внутри страны было, как минимум, вызывающим. Равно, как и поведение его семьи. И страну они доглодали, практически, до костей. Да и в личном плане вели себя не лучше: на армян, к примеру, большое впечатление произвёл случай, когда один из близких родственников президента (степень родства указывать не буду) вышел из машины и просто убил человека, перегонявшего стадо через дорогу, по которой их высочество изволили ехать. В стране размером с Ростовскую область, такие вещи, мягко говоря, не остаются незамеченными.

Практически наверняка кое-кто в этом месте возьмётся спорить – мол, «стабильность важнее», «никто не совершенен» и, вообще, «устал от системы, фальши и лжи – добро пожаловать в бомжи». Но, смею напомнить, что в бомжи у нас попадают отнюдь не только граждане, уставшие от системы. И в Армении тоже. Что же до стабильности – всё имеет свою шкалу измерений и у всего есть свои качественные показатели. Так вот, качественный показатель «армянской стабильности» Саргсяна состоит в том, что за годы его правления в Армении произошла самая натуральная депопуляция населения. Армении вообще в этом смысле тяжело – за постсоветские годы её население сократилось на 700 тысяч человек, что для страны, в которой до этого жило 3,6 миллиона человек, настоящая катастрофа. Так вот, при нём процесс принял и вовсе обвальный характер. И это не удивительно – из всех постсоветских стран, по ряду экономических показателей, хуже, чем у них, населению сейчас живётся только в Киргизии. Да, вы не ослышались – кое в чём они обогнали даже постмайданную Украину. И это безо всякого Майдана. По сути, в относительном измерении, бегство народа из Армении сопоставимо с аналогичными показателями по Донбассу. Разница только в одном: на Донбассе война. А вот Саргсян и его семья обошлись без неё. Талантливые люди, ничего не скажешь. Впрочем, сходство между Арменией и воюющим Донбассом этим не исчерпывается. Дело в том, что Серж Саргсян – это представитель карабахского клана. В Ереване он, мягко говоря, чужой. Чтобы вы поняли – вообразите себе, что президентом России стал вдруг Александр Владимирович Захарченко. Так вот, друзья, это прекрасно со всех точек зрения, так как общего между ними гораздо больше, чем хотелось бы армянам. Я представляю, как сейчас в Донецке заулыбались – полагаю, там отлично поняли, о чём речь, и вполне оценили юмор.

Так что же? Его свергли потому, что он «пророссийский» и «во всём виноват Госдеп», или, всё же, потому, что он – сволочь? И что это – Майдан, проплаченный презлым врагом, или, всё же, решение армянского народа, на которое у этого народа были все причины и которое надо уважать? Лично для меня ответ очевиден, друзья мои.

Что же до чьей-то «пророссийскости» — уж извините, но сама постановка вопроса крайне порочна и провальна. Это моё мнение и я считаю его верным. Потому, что именно подобный подход и ведёт к появлению таких вот «наших сукиных детей», которые ни разу не наши, а просто сукины дети. По сути: а можем ли мы вообще позволить себе таких вот «сукиных детей» заводить? Ведь когда это делают американцы – для них это органично, потому, что они исходно ведут себя с этими народами, как со скотом, и вполне спокойно поддерживают людоедов. А мы так не делаем. И никогда не делали. Скорее всего и не будем. Потому, что мы – не они. И поддержка такого рода животных ведёт лишь к тому, что люди в той стране начинают хуже относиться к России. Так что нам не нужны «пророссийские политики». Нам нужны пророссийские народы. Вот тогда и политики будут один другого краше.

Армения будет пророссийской с Саргсяном и без Саргсяна. Это наша судьба – быть друг за друга. Геополитическая карма – наша и её. Она – наш непотопляемый авианосец и наш крепкий плацдарм в Закавказье. Мы – опора и поддержка этой христианской страны, стоящей как одинокий остров в мусульманском море. Это не хорошо и не плохо – это данность. Которую никак не изменят справедливые протесты армянского народа. Которую не может изменить вообще ничто, кроме чьих-то корявых действий. И кроме неуважения. Так что давайте уважать их выбор. Только и всего.

Ну, а Майдан… Его там не будет. По крайней мере, в ближайшие годы. Даже американцы уже с этим смирились.

Павел Раста (позывной «Шекспир»)

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров