Павел Кухмиров: Наше имперское счастье

Автор: Редакция Новоросинформ

Удивительная это вещь — мелочи. Казалось бы, какая-то сущая ерунда, проскакивающая в информационном потоке, может всколыхнуть вполне серьёзные рассуждения. Быть может, потому, что это может оказаться и не ерундой вовсе, а осколком мозаики, пусть и выглядящем довольно жалко. Но по этому осколку, обл

Удивительная это вещь — мелочи. Казалось бы, какая-то сущая ерунда, проскакивающая в информационном потоке, может всколыхнуть вполне серьёзные рассуждения. Быть может, потому, что это может оказаться и не ерундой вовсе, а осколком мозаики, пусть и выглядящем довольно жалко. Но по этому осколку, обладая достаточной фантазией, можно представить себе всё полотно, или значительную его часть. Порой весьма неожиданные вещи наводят на весьма неожиданные мысли.

Миновал международный женский день. И в числе полуприличных курьёзов, связанных с ним, промелькнуло сообщение о том, как отпраздновали его в областной раде Херсонской области незалежной Украины. Там прямо в зале отплясывал довольно похабный местный вокальный коллектив, исполнявший довольно безвкусную песню. Запись оного действа шла практически под тегом «в мире животных». Причём, поражало смотревших даже не что-то конкретное, а общая атмосфера зрелища — то, какая это запредельная пошлость и селянство. Не знаю, почему, но это представление впечатлило меня даже больше, чем коронавирусные беснования в Новых Санжарах. Что-то в этом было на самом деле пугающее. И я задумался, что именно. А потом понял. И задумался ещё больше.

Самое потрясающее здесь то, что Херсон ведь не всегда был таким. Я практически уверен, что ещё каких-то 20-30 лет назад он представлял из себя совершенно иное зрелище. Скорее всего это был вполне культурный промышленный центр, пусть и глубоко провинциальный, но никак не недоразвитый. В нём было образованное население. В нём была квалифицированная работа. В нём была высокоразвитая структура занятости. Со всеми вытекающими последствиями. Там что-то строили. Там что-то производили. Оттуда что-то поставляли. Школы и ВУЗы выпускали вполне просвещённую молодёжь. И общий уровень его был такой, что кромешная дичь, происходившая в облсовете на нынешнее 8 марта, была там просто невозможна. Ну, по крайней мере, на верхних и средних этажах социума.

Впрочем, говорить об одном Херсоне, вероятно, смысла нет. Описываемое свойственно всей нынешней Украине в целом. Происходящее в ней можно назвать не иначе, как стремительное одичание. Которое местами и вовсе проваливается в какое-то мрачное средневековье, что показали те же события в Новых Санжарах. Причём, сами дичающие этого принципиально не замечают и радостно скачут. Такой Херсон сейчас, пожалуй, почти во всех областных центрах, включая уже и долго державшийся Юго-Восток. Я, к примеру, периодически читая на Фейсбуке посты одного одесского знакомого (несколько лет назад переметнувшегося на ту сторону), наблюдаю за тем, как точно так же дичает Одесса. Как её аборигены на глазах оказываются практически в осаде, прогибаясь и растворяясь под напором нахлынувшего села. При этом не замечая, что их дети, более не получающие образования на русском языке, сами активно дрейфуют в сторону того же села, и уже через поколение их потомки могут мало чем отличаться от тех селюков, загаживающих город, которых одесситы так проклинают в уютных соцсетях. И это Одесса. А что говорить о маленьких городах.

Безусловно можно было бы в этом месте ткнуть в них пальцем и сказать, мол, гляньте на убогих. Вот только я вдруг понял, что никто из нас самих от такого не застрахован. Я попытался смоделировать схожую ситуацию и схожие обстоятельства и практически сразу осознал, что мой родной город Ростов-на-Дону легко может скатиться в точно такое же убожество. Вопрос лишь в скорости движения. Но, мнится мне, что десятилетия ему на это может вполне хватить. А там уж как карта ляжет — может даже быстрее. И моя родная Ростовская область (она же Донская губерния, она же Область Войска Донского) способна в рекордные сроки погрязнуть в точно таком же селянстве, как и Херсонщина. Только вместо вышиванок будут лампасы. А что: в свои приезды туда я периодически наблюдал подобных персонажей. С одним даже чуть не подрался грешным делом. Пока что их мало и они — что-то вроде городских шутов гороховых. Но граждане россияне и примкнувшие к ним жители СНГ: великие укры ещё какое-то десятилетие назад на большинстве территории украинского государственного образования были точно такими же маргинальными придурками, существовавшими исключительно на подачки спецслужб. А потом вдруг всё изменилось буквально в один день. Так а что может гарантировать наши собственные города и территории от того же самого? Мы один народ, вообще-то. Что б там ни говорили всё те же маргиналы. Которые по другую сторону границы уже перестали быть маргиналами.

И происходит это отнюдь не из-за Майдана. Причина — распад империи. Красной. Но цвет здесь не столь важен. Потому, что империя — это прежде всего очаг культуры и цивилизации. Любая. Исключений нет. Потому, что имперское восхождение — это восхождение культурное и цивилизационное. И имперский порядок на имперских территориях — это насаждение культуры и приобщение к культуре. А после распада всегда наступает упадок и одичание. И наше пространство в этом смысле ни разу не уникум. Я очень люблю приводить пример древнего Рима, в котором канализация была ещё до Рождества Христова. И на римских территориях она тоже была. Вместе с банями, дорогами и прочими наследием «клятых оккупантов». А потом всё это вдруг взяло и закончилось. И в славном городе Париже та же канализация снова появилась аж в XIX веке при бароне Османе. И даже Рим был не первым. Канализация была ещё у Крито-минойской цивилизации. А потом Древний Рим точно так же осваивал её заново. По вехам одичания Европы периода Тёмных веков можно просто невероятно чётко отслеживать удаление от имперских центров и имперского наследия. И, что характерно, одичание это проходило под радостные скачки местных шумеров. Которые даже не заметили, как сползли туда, куда сползли.

И вот ведь в чём дело. Я это пишу не с целью осмеяния обитателей нынешней украинской территории. Нет. Это, скорее, предупреждение нам самим. На нашей территории те же деградационные процессы идут вполне бодро. Но не так, как там. Просто потому, что мы ещё продолжаем как-то цепляться за то наследие. Но, увы… К сожалению мы всё меньше и меньше ценим наше имперское счастье. И всё громче начинают звучать голоса, точно так же требующие «кружевных трусиков», как это было в Киеве половину десятилетия назад. Наверное, в чём-то это даже естественно — не ценить то, что имеешь. А ещё верить, что уж мы-то гораздо круче тех тупых селян (которые ещё поколение назад были такими же, как мы), и что с нами такого точно не случится.

Вот только земля усеяна обломками цивилизаций, народы которых считали точно так же. И теперь эти обломки перемешаны с костями тех народов. Так может нам, всё же, стоит как-то больше ценить своё имперское счастье? А ещё понимать, что свободными можно быть только вместе. А порознь мы все — рабы. Кто не верит, пусть взглянет на Украину. Кружевные трусики — вещь хорошая. Но когда заканчивается цивилизация — заканчиваются и они.

Павел Кухмиров

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров