Олег Неменский: Зеленский зависим от мнения ультраправых националистов, а потому «историческая политика» Украины не изменится
Выборы в Верховную раду Украины существенно изменили состав украинского парламента. Выбыли те представители украинского истеблишмента, которые попали в высший законодательный орган страны на фоне переворота в Киеве 2014 года. Согласно данным гражданской организации ОПОРА, состав парламента изменится
Выборы в Верховную раду Украины существенно изменили состав украинского парламента. Выбыли те представители украинского истеблишмента, которые попали в высший законодательный орган страны на фоне переворота в Киеве 2014 года. Согласно данным гражданской организации ОПОРА, состав парламента изменится на 80%. Такие преобразования, вместе с избранием президентом страны Зеленского, подтолкнули польских коллег к мысли о том, что новый состав Рады может пересмотреть «историческую политику» Украины.
Идеология страны и её «историческая политика» не изменится. Об этом в беседе с ИА Новороссия рассказал ведущий сотрудник РИСИ Олег Неменский. Варшава напрасно надеется на эти изменения.
«Очень сомневаюсь, что произойдут какие-либо существенные перемены в этом отношении. Мы видим, что Зеленский продолжает и во внутренней и во внешней политике все основные политические линии предыдущей власти. Он является вполне полноценным приемником Порошенко и сам об этом заявлял ещё на предвыборной кампании. Он говорил, что не является оппонентом Порошенко. Зеленский вынужден считаться с тем форматом легитимации власти и национально-государственного проекта, который сложился на Украине — ему, по большому счёту, нет альтернативы», — высказал свое мнение Олег Неменский.
Украина потеряла монополию на насилие в 2014 году, — считает эксперт. — Зеленский зависим от мнения национал-шовинистов, которые попытаются его свергнуть: он проводит осторожную политику.
«В Польше недооценивают тот фактор, которого не было и в сериале «Слуга народа» (телевизионный проект Зеленского до выборов — прим. ред.): он заключается в активной деятельности парамилитарных, но хорошо вооружённых, и получивших боевой опыт, радикально-нацистских организаций на Украине. Они, казалось бы, не столь многочисленны и на выборах не имеют значительной поддержки, однако они абсолютно безнаказанны. Государство потеряло монополию на насилие в 2014 году и до сих пор его не вернуло. Радикалы способны навязывать силовым путём свою волю всем уровням государственной власти, вплоть до президента. И они одновременно являются хозяевами дискурса: решают, кто из политиков и общественных деятелей является патриотом, а кто предателем. Более того, их политическая стратегия основана на том, что надо дождаться, когда слабого президента можно будет объявить предателем нации, и тогда взять власть силовым захватом.
Действительно, для Зеленского очень опасно оказаться вот в этом положении. А он для ультраправых элементов является идеальной фигурой, такой потенциальный слабый президент, которого легко обвинить в предательстве. Плюс этнический момент, который тоже может сыграть на руку ультраправым элементам, связанный с личностью Зеленского. Скорее всего, Зеленский будет проводить максимально осторожную политику, чтобы не вызвать раздражения у украинских нацистов», — подчеркивает ведущий сотрудник РИСИ.
«Историческая политика» отношений Польши и Украины подорвана, — считает Неменский. — К этому привели события 2014 года: тогда Украина потеряла возможность для политического манёвра.
«После 2014 года Украина перестала нуждаться в своих отношениях с Европой – Киев переключил контакты на Берлин и, во многом, прежний формат отношений между Польшой и Украиной перестал быть актуален. При этом, Украина потеряла возможностью для политического манёвра — её не требуется теперь как-либо заманивать в европейский геополитический курс. Более того, можно с ней разговаривать гораздо жёстче, требуя от неё выполнения определённых условий для улучшения отношения с Европой. Польша это вовремя оценила и решила воспользоваться, чтобы продавить именно вопрос исторической политики в Киеве. К сожалению, Варшава неадекватно оценила ситуацию. Потому что к власти на Украине как раз пришли силы, для которых вопросы идеологии (и всего того, что является обоснованием украинского национал-шовинизма) оказались вопросами второстепенной важности.
Нужно сказать, что и в Польше у власти находится правоконсервативная партия, для которой тоже эти вопросы являются принципиальными. Поэтому возникла ситуация такого конфликта без надежды на то, что он как-либо разрешится (по крайне мере, при тех властях, которые находятся в Варшаве и Киеве). И отношения между Польшей и Украиной очень существенно испортились. Смена власти в Киеве действительно даёт надежду на то, что Украина пойдёт на какие-то уступки (по крайней мере, в Польше такую надежду сейчас активно выражают и для неё есть некоторые основания). Сам же Зеленский и его партия «Слуга народа» пока что не характеризуются как нацистские», — резюмировал эксперт.