Олег Бондаренко: Украинские власти уже смирились с фактической потерей Донбасса
Президент Украины Зеленский заявил, что на встрече «нормандской четверки» в Париже, которая должна пройти 9 декабря в Париже, он планирует обсудить несколько вопросов: конкретные сроки возвращения всех украинских пленных, вопрос передачи Украине контроля над границей и возможность проведения в Донба
Президент Украины Зеленский заявил, что на встрече «нормандской четверки» в Париже, которая должна пройти 9 декабря в Париже, он планирует обсудить несколько вопросов: конкретные сроки возвращения всех украинских пленных, вопрос передачи Украине контроля над границей и возможность проведения в Донбассе местных выборов. Однако директор Фонда прогрессивной политики, политолог Олег Бондаренко уверен, что прорыва от встречи «четверки» ожидать не стоит.
«Я полагаю, что встреча в Париже будет носить сдержанно-оптимистический характер, вряд ли на ней будут достигнуты какие-то прорывные договоренности. Потому как не просматривается желания со стороны Киева этих соглашений достигать. Поэтому эта встреча больше нужна европейцам, чтобы продемонстрировать какое-то продвижение в данном вопросе, показать, что процесс не стоит на месте и в какой-то перспективе, может быть, урегулирования конфликта удастся достичь.
Сегодняшняя позиция Европы – это абсолютная усталость и желание добиться любых, даже просто формальных результатов.
Именно поэтому европейцы и уговорили Путина и Зеленского провести эту встречу. Потому как ни со стороны Киева, ни со стороны Москвы особого энтузиазма на этот счет нет и не было.
Хотя лично я довольно скептично смотрю на нынешний этап возможной реализации Минских соглашений – это уже некая форма речи, потому что ни Киеву, ни Донбассу данные договоренности уже не нужны. А если нет интересантов, то кто будет их исполнять? По этой причине никаких прорывов, результатов от встречи 9 декабря ожидать не стоит.
Ответ на вопрос, каким способом в таком случае можно решить конфликт в Донбассе, нужно искать в Киеве и осознании Киевом какой-либо модели дальнейшего развития Украины. Если говорить в теории, то, конечно, о каком-то взаимодействии можно договориться в случае федерализации, развития Украины по «боснийской» модели, так как история не имеет других примеров сожительства двух народов, которые воевали, в рамках одного государства.
Но это более чем федеративная модель государства, и Киев прекрасно понимает, что если подобный сценарий станет возможным на Украине, то одним Донбассом дело не ограничится – другие регионы тоже захотят автономии. Поэтому оценку перспектив Минских соглашений нужно искать именно в Киеве.
Но на данный момент, на мой взгляд, украинским элитам комфортно жить без Донбасса. Как минимум, с политической, электоральной точки зрения: у них больше нет своеобразного маятника, дихотомии голосов, обладатели которых могут проголосовать сначала так, а потом иначе. Теперь итоги любых выборов определяют представители центра и запада страны, и этот выбор всегда предсказуем и понятен – прежних рисков больше нет.
Поэтому я думаю, что украинские власти уже смирились с фактической потерей Донбасса, и полностью менять страну ради гипотетического возвращения региона они не будут. По этой причине я довольно скептически отношусь в целом к возможности реализации Минских соглашений, проведения в Донбассе каких-либо выборов с участием украинских партий.
Так что, возвращаясь к вопросу о встрече «нормандской четверки», я еще раз подчеркну, что эта беседа пройдет «для галочки». Наибольшее, чего могут достичь участники встречи – это договоренностей о действительном разведении войск и полном обмене пленными, удерживаемыми лицами «всех на всех». И это будет лучший результат подобного общения, так как действительный развод войск поможет создать «серую зону», в которой не будет ни средних, ни тяжелых вооружений, и прекратить бесконечные обстрелы, так как из-за них по-прежнему гибнут люди. Обмен «всех на всех» также необходим обеим сторонам конфликта».