Минский Синод: Торжество Православия

Автор: Редакция Новоросинформ

Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, прошедшее в Минске 15 октября 2018 года, войдет в церковную историю одним из ключевых ее событий – наравне с обретением нашей Церковью автокефалии в середине XV века Свершилось. Историческое решение принято. Евхаристическое общение Русской П

Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, прошедшее в Минске 15 октября 2018 года, войдет в церковную историю одним из ключевых ее событий – наравне с обретением нашей Церковью автокефалии в середине XV века

Свершилось. Историческое решение принято. Евхаристическое общение Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом (Фанаром) вынужденно разорвано. Это событие было ожидаемо с момента, когда патриарх Варфоломей, не прислушавшись к аргументам Святейшего Патриарха Кирилла, незаконно вторгся на каноническую территорию Московского Патриархата на Юго-Западной Руси (Украине).

Тем не менее, некоторое время сохранялись надежды на каноническое сознание фанариотов, на их элементарное благоразумие, которое не позволило бы разрушить единство Православного мира. К сожалению, развитие ситуации пошло по наихудшему сценарию, и минувший четверг стал поистине «Черным четвергом Мирового Православия». А состоявшееся сегодня в Минске заседание Священного Синода Русской Церкви – вынужденной реакцией на антиканоническое беззаконие, свершившееся несколько дней назад в стамбульском районе Фанар.

Чистота веры или механическое единство?

В Православной Церкви есть праздник, совершаемый в первое воскресенье Великого поста. В церковной традиции он именуется «Торжеством Православия» и связан с событием более чем тысячелетней давности. С тем, как в 843 году от Рождества Христова святая праведная Феодора, царица Ромейского Царства (Византийской Империи), созвала Константинопольский собор, восстановивший православное иконопочитание и анафематствовавший ересь иконоборцев, принесших немало горя и страданий православным христианам того времени.

Сложно сказать, насколько схожи Константинополь IX столетия и Минск XXI века. Но абсолютно идентичны деяния православных иерархов двух столь разных эпох. Как в 843 году, так и в 2018-м архиереями соборно решалась судьба Православия. И в этих словах нет пафоса: ведь события последних дней стали подлинным водоразделом, после которого, к сожалению, уже нельзя говорить о единстве Мирового Православия.

И это уже не просто юрисдикционный конфликт, каковых было немало и в новейшей церковной истории. Увы, споры о канонических территориях сопровождали земную Церковь практически всегда. Однако если еще неделю назад конфликт Московского и Константинопольского Патриархатов затрагивал, в основном, вопрос незаконного вторжения последнего на нашу территорию, то 11 октября Фанар поставил себя вне Православия.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Точкой невозврата стала легализация Фанаром псевдоправославных националистических сект – так называемых «Киевского патриархата» во главе с анафематствованным еще в 1997 году лжепатриархом Филаретом (Денисенко) и «УАПЦ» лжемитрополита Макария (Малетича). Согласно православным канонам, Синод Константинопольского патриархата подпал под признанную всеми Православными Поместными Церквами законную анафему бывшему Киевскому митрополиту Русской Православной Церкви – раскольнику по фамилии Денисенко.

После этого шага (рациональность которого может быть объяснена исключительно внешним давлением) стало ясно: механическое единство с Константинопольским патриархатом не просто невозможно, оно противоречит самому смыслу церковной соборности, основанной на единстве и чистоте православной веры. И именно эту чистоту сегодня соборно подтвердили в Минске члены Священного Синода Русской Православной Церкви.

Итоги Минского Синода

Синодальные решения в церковной традиции именуются «журналами». Их может быть очень много, если рассматриваются, к примеру, административные и кадровые вопросы в различных епархиях, однако на этот раз количество уступило содержательности. На этот раз главным был вопрос о наших дальнейших отношениях с Фанаром. И именно этот вопрос имеет значение не только для Русской Церкви, но для всего Православного мира.

Итак, ключевым деянием состоявшегося заседания Священного Синода стало принятие Заявления в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви. В этой связи было признано невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом:

Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств… Все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами. Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах.

Кроме того, Предстоятели и Священные Синоды других Поместных Церквей были призваны «к надлежащей оценке вышеупомянутых антиканонических деяний Константинопольского Патриархата и совместному поиску путей выхода из тяжелейшего кризиса, раздирающего тело Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви». А также особо выражена всесторонняя поддержка канонической Украинской Православной Церкви и ее Предстоятелю Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию. Митрополиту-исповеднику, чей подвиг в сегодняшних условиях все больше напоминает подвиг русских православных архипастырей 1920-30-х годов.

Но что же это означает для обычных мирян, десятков миллионов чад Русской Православной Церкви? На самом деле все более чем серьезно. Ведь Константинопольский Патриархат – это не только стамбульский Фанар и несколько приходов в Турции. В первую очередь, для нас это – Святая гора Афон, место ежегодного паломничества многих тысяч русских людей. К сожалению, находясь на территории Греции, Афон, включая русский Свято-Пантелеимонов монастырь, находится в иерархическом подчинении Фанара. А это значит, что чада Русской Церкви отныне не могут участвовать в таинствах, совершаемых в афонских монастырях (в первую очередь, исповедоваться и причащаться). Как и в любых других храмах и обителях Константинопольского Патриархата.

Но даже этот момент – не самый сложный. Уже очень скоро может быть поставлен вопрос о наших отношениях с другими Поместными Церквами. На сегодняшний день мы ограничились лишь призывом к их священноначалию дать «надлежащую оценку» антиканоническим действиям Фанара. Однако справедливо отметил в комментарии Телеканалу «Царьград» ведущий специалист по истории церковных расколов на Украине профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко:

Если Филарет (глава раскольничьего «Киевского патриархата» — ред.) будет сослужить не только с Константинопольским епископатом, но и епископатом других Поместных Церквей, то это может повлечь за собой проблемы в отношениях Русской Церкви с ними. А если состоится некий объединительный «собор», на котором будут создана какая-то структура, которой Константинополь предоставит «автокефалию», если ее возглавит Филарет Денисенко, то Поместным Церквам определяться, признавать или не признавать эту структуру и этого «первоиерарха», если он станет таковым.

А это значит, что трещина, пролегшая между Русской Церковью и, по сути, впавшим в раскол Константинопольским Патриархатом, может разрастись до уровня Всеправославного раскола. Хочется надеяться, что этого не случится. И озвученное вчера, в день Покрова Пресвятой Богородицы, предложение Предстоятеля Антиохийской Православной Церкви Патриарха Иоанна X созвать Всеправославный Собор для решения проблем единства Православного мира – весьма обнадеживает. Однако самое главное – это не забывать, что основой этого единства должна быть твердость в Православии, а потому неслучайно в сегодняшнем Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви произнесены следующие горькие слова:

В условиях столь глубокого подрыва основ межправославных отношений и полного пренебрежения тысячелетними нормами церковно-канонического права Священный Синод Русской Православной Церкви считает своим долгом выступить на защиту фундаментальных устоев Православия, на защиту Священного Предания Церкви, подменяемого новыми и чуждыми учениями о вселенской власти первого из Предстоятелей.

Твердость в Православии и защита Священного Предания. В этом и есть подлинное Торжество нашей Православной веры и Церкви. Несмотря на то, что это Торжество совершается в поистине трагических для многих миллионов православных христиан обстоятельствах.

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции
Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров