Максим Медоваров: Эрдоган ведет игру на два фронта

Автор: Редакция Новоросинформ

Украинский президент Зеленский встретился в Киеве с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом 3 февраля. Лидеры обсудили возможность транспортировки каспийского газа, обмен пленными с Россией и помощь крымским татарам. Кроме того, на итоговой пресс-конференции Эрдоган заявил, что Анкара «не призн

Украинский президент Зеленский встретился в Киеве с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом 3 февраля. Лидеры обсудили возможность транспортировки каспийского газа, обмен пленными с Россией и помощь крымским татарам. Кроме того, на итоговой пресс-конференции Эрдоган заявил, что Анкара «не признает аннексию Крыма».

Эрдоган ведет игру на два фронта — в сферу его интересов входят крупные проекты с Россией, а также энергетическое и военное сотрудничество с Украиной. Такое мнение в беседе с ИА «Новороссия» высказал кандидат исторических наук Максим Медоваров.

«Отношения Турции как с Россией, так и с Украиной в последние годы могут показаться непоследовательными и нестабильными. Однако в действительности «маятникообразные» дипломатические движения президента Реджепа Тайипа Эрдогана объясняются глубоко противоречивыми задачами его внешней политики — задачами, которые невозможно объединить в согласованную систему. В идеале цель Эрдогана — расширение сферы влияния Турции до едва ли не четвертой части земного шара, включая Балканы, Закавказье, Среднюю Азию, Ближний Восток и все части Африки.

Приступы военного и полувоенного турецкого вмешательства и присутствие в Сирии, Катаре, Ливии, Сомали, резкое обострение отношений с арабским миром, Израилем, Грецией и Кипром, всем Евросоюзом — результаты несоответствия максимальных целей Эрдогана, реальных возможностей Турции и провалов чересчур агрессивной турецкой дипломатии. В этом ряду крымский и херсонский вопрос для Турции как черноморской военной державы представляет особую значимость.

Разумеется, в Анкаре предпочли бы видеть в Крыму татарское исламское государство, с перспективой его распространения на Херсонскую область, а то и на православную тюркоязычную Гагаузию. По этой причине принадлежность Крыма ни к Украине до 2014 года, ни к России не может вполне устроить Турцию. Этим и объясняется широкий диапазон метаний Эрдогана и иных представителей турецкой элиты от откровенно антироссийских до демонстративно пророссийских шагов. В рукаве у Анкары имеется как карта «Турецкого потока» и открытия паромного сообщения с Крымом, успешно разыгранная против Украины, так и карта юридического признания Крыма украинским и лоббирования своих интересов через карикатурный и запрещенный в России «меджлис» Джемилева и Чубарова. Эрдоган периодически разыгрывает обе карты. В годы правления Порошенко в Херсонской области были созданы целые очаги исламистских и радикальных крымско-татарских формирований, находившиеся вне контроля ВСУ, вне правового поля Украины и терроризировавшие местное население», — высказал свое мнение собеседник ИА «Новороссия».

В беседе турецкого и украинского президентов четко прослеживается антироссийский подтекст, — продолжает спикер. — В этом плане со времен Порошенко ничего не изменилось.

«Текущая ситуация начала февраля 2019 года ознаменовалась визитом Эрдогана в Киев и встречей с Владимиром Зеленским. Вместе с тем, нужно понимать, какие конъюнктурные причины обусловили нынешний визит. Во-первых, это запуск «Турецкого потока» и заключение нового российско-украинского газового контракта. Самый болезненный вопрос снят, и теперь Эрдоган может поговорить с Зеленским на другие темы. При этом нельзя даже исключать возможности перепродажи Турцией Украине части российского газа или, например, азербайджанского.

Во-вторых, это резкое обострение военной ситуации в сирийских провинциях Идлиб и Алеппо, в которых дело дошло чуть ли не до прямых русско-турецких боестолкновений. Это пока еще не откат к ситуации 2015-2016 гг., но ситуация все же весьма тревожная, поскольку Турция почти открыто воюет на стороне террористических группировок и не соблюдает собственные, многократно подписанные и произнесенные обещания Эрдогана не оспаривать территориальную целостность Сирийской Арабской Республики. Впрочем, со времен турецкой аннексии Хатая [сирийская территория в 1939-м включенная в состав Турции] в это всерьез никто и не верил», — отметил эксперт.

Встреча Зеленского и Эрдогана не несет никакой угрозы для России — Турция давно потеряла рычаги влияния. Одна из причин визита — случившийся в это же время провал мирных переговоров по Ливии, считает Максим Медоваров.

«Отметим, что грубая турецкая агрессия Ливии также привела к обострению военных столкновений между силами ПНС и ЛНА, на стороне которых сражаются представители Турции и России соответственно. Наконец, дополнительным катализатором антироссийских демаршей Анкары в последние дни мог стать визит Майка Помпео по странам СНГ от Минска и Киева до Нур-Султана и Ташкента. Не надо забывать, что на Ближнем Востоке и в Северной Африке сейчас противостоят друг другу не две, а четыре международных блока, и турецко-катарский блок в той или иной степени противостоит как России и Ирану, так и США и Израилю.

Визит Эрдогана в Киев носит скорее демонстративный характер. Турция уже не в состоянии причинить России реальный ущерб на украинском направлении, не перекрыв кислород или природный газ самой себе. В такой ситуации России следует ни в коем случае не останавливать ни победоносное наступление сирийской армии в Идлибе, ни успехи войск маршала Хафтара в Триполи и под Мисуратой», — резюмировал эксперт.

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров