Лингвоцид
Субтитры под куполом цирка – Рада приняла закон… 4 октября с пятой попытки под крики «Позор!» Верховная рада приняла за основу закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». «За» надавили на кнопки 261 нардеп, а «Позор!» кричали потому, что количество нужных г
Субтитры под куполом цирка – Рада приняла закон…
4 октября с пятой попытки под крики «Позор!» Верховная рада приняла за основу закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». «За» надавили на кнопки 261 нардеп, а «Позор!» кричали потому, что количество нужных голосов никак не набиралось… Однако на пятый раз «Блок Петра Порошенко» наскрёб необходимое количество «за».
Вспомним, как шёл к этому правящий режим. В предвыборной программе Порошенко обещал: «Жить свободно – значит и свободно пользоваться родным языком…» Это замечательно! Действительно, считаешь родным польский – пользуйся, венгерский – пожалуйста, русинский – на здоровье! Русский – тем паче! Вот он и обещал: «Руководствоваться статьей 10 Конституции, которая определяет украинский язык как государственный, но особенно подчеркивает права русского языка и гарантирует свободное развитие всех языков…» Молодец! И как следствие: «Считаю целесообразным в целях обеспечения единства украинской политической нации сохранить существующий статус-кво в языковом вопросе».
Конечно, мало кто пустобреху верил. Одни не верили, потому что помнили: первой законодательной инициативой «революции достоинства» стал запрет русского языка. Другие не сомневались: предвыборная ложь в этом вопросе – во благо. И эти не ошиблись. Были введены языковые квоты на радио и ТВ, принят закон об украинизации образования, Конституционный суд отменил закон Колесниченко – Кивалова, пошли разговоры о создании «языковой полиции», о «мовных инспекторах», которых остроумцы прозвали «шпрехенфюрерами»… Порошенко с вдохновением рассказывал об ущемлениях русского языка как о своём достижении, словно не он клялся «сохранить существующий статус-кво в языковом вопросе».
Девиз его предвыборной кампании второго срока (выборы должны состояться в марте 2019 года) – «Армия. Мова. Вера». Ставка делается на поддержку США, но никак не на избирателей. Для подавляющего большинства населения Украины русский язык – второй (или первый) родной. На Украине всё ещё сохраняется прекрасная преподавательская база, и ещё можно вырастить детей и молодёжь нравственно полноценными, образованными людьми…
Новый закон приготовлен как блюдо – в срок, к выборам. В законе содержится дополнение «О выборах Президента Украины», это вставка в перечень прежних требований к кандидату (достигший 35 лет; имеющий право голоса; владеющий государственным языком; проживает на Украине 10 последних лет). После «владеющий государственным языком» следует вставка «в соответствии с уровнем, определенным Национальной комиссией по стандартам государственного языка». Это новый фильтр. Нацкомиссию наделяют правом отсеивать «неправильных» кандидатов.
Закон пренебрёг и Конституцией, какое бы малое значение ни имела на Украине эта бумага. В преамбуле вначале упоминаются результаты референдума 1991 года, акт о независимости (их правомерность для многих на Украине и до сих пор сомнительна). Далее говорится: «Руководствуясь Конституцией Украины, которая определяет украинский язык как единственный государственный язык в Украине»… Мелочь, но ложь и здесь: в Конституции нет слова «единственный». Более того, статья 10 прямо говорит: «В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского [выделено нами. – О.М.], других языков национальных меньшинств Украины».
На бумаге с этой частью 10-й статьи Конституции в новом законе аукается пожелание: «Статус украинского языка как единственного государственного языка не может быть основанием для отрицания языковых прав и потребностей лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам». Это для Европы. Венгры, румыны, поляки, евреи докажут своё право и убедительно обоснуют свои потребности в родном языке, только для русских Украины это уже давно невозможно.
На державную мову должен переводиться теперь любой текст: афиши, выставки, музейные экспозиции, театральные спектакли… Если мероприятие на иностранном языке (например, цирк приедет из Пекина или Парижа), то представление должно сопровождаться субтитрами на украинском языке. Жёстко фильтруется кино. Если в киноленте есть реплики на других языках, они должны сопровождаться субтитрами. Закон указывает, сколько процентов от общего количества реплик может быть на иностранном языке (это сколько же дополнительных рабочих мест появится – считать проценты!) Указывается, что в сетке кинопроката количество иностранных фильмов на языке оригинала не должно превышать 10%…
Закон регламентирует применение государственного языка на каждом углу – в здравоохранении, обслуживании, судопроизводстве, СМИ… В судопроизводстве все процессуальные документы должны быть на украинском, другой язык может использоваться только при наличии переводчика. Закон позволяет обязать малообеспеченного человека нанять переводчика с русского языка за свои деньги.
Для телевидения и радио обязателен синхронный перевод, если человек говорит на другом языке. Электронные СМИ должны иметь страницу на украинском языке, которая должна загружаться по умолчанию как стартовая. Регламентируется каждая точка распространения печатной продукции: «В каждом месте распространения печатных средств массовой информации печатные средства массовой информации на украинском языке должны составлять не менее 50% названий печатных средств массовой информации, распространяемых в этом месте. В месте распространения одного печатного средства массовой информации обязательно распространяется версия средства массовой информации на украинском языке».
Закон регламентирует применение имен собственных. Например, Верховную раду отныне запрещено называть Верховным советом.
Появляется контора «шпрехенфюреров» – Национальная комиссия по стандартам державной мовы. Она будет следить за соблюдением закона. Для проверки чиновников на знание государственного языка будет создан Центр украинского языка. Центр будет выдавать сертификаты на знание языка тем, кому он требуется для трудоустройства.
Такие центры уже существуют в областях при высших учебных заведениях. Всем, кто не имеет в дипломе или аттестате по украинскому языку оценку «отлично», нужно будет получать сертификат. Если прежде стоимость сертификата на знание державной мовы составляла 50 гривен, то сейчас – 700. Это для тех, кто фактически знает язык. А кто не знает и учить не собирается? Правильно, цена вопроса решается в коррупционной тиши кабинетов. Многим памятен скандал, связанный с адвокатом М. Фейгиным, которого адвокатская палата Москвы лишила статуса адвоката и который пожелал получить такой статус на Украине. В Киеве он без труда разжился сертификатом, и только разразившийся скандал не позволил ему заняться на Украине своим адвокатским бизнесом.
Закон предусматривает появление уполномоченного по защите украинского языка. За несоблюдение закона – санкции. Штрафы, причём бешеные. А могут и в тюрьму посадить! «Нарушение требований Закона… во время заседаний, мероприятий, встреч и рабочего общения (!), в актах, делопроизводстве и документообороте в органах государственной власти, органах власти Автономной Республики Крым [это особенно умиляет. – О.М.] и органах местного самоуправления… влечёт наложение штрафа на должностных лиц от двухсот до четырехсот необлагаемых минимумов доходов граждан…» А «в сфере образования, науки, культуры, книгоиздания, электронных информационных систем, информации для общего ознакомления, публичных мероприятий, технической и проектной документации, рекламы, здравоохранения, юридических услуг, спорта, телекоммуникаций и почтовой связи, транспорта» – от двухсот до трёхсот необлагаемых минимумов. Если в магазине информация о товаре будет на «неправильном» языке, владельцу не поздоровится…
Закон вносит добавление в Уголовный кодекс Украины. Появляется понятие «публичное унижение или пренебрежение государственным языком». Это приравнивается к «публичному надругательству над Государственным флагом Украины, Государственным гербом Украины или Государственным гимном Украины» и карается арестом до шести месяцев.
Автор упразднённого закона о языках Вадим Колесниченко комментирует новый закон: «Единство страны это не укрепляет, Конституцию нарушает, международные обязательства перед Советом Европы напрямую нарушает, стабильности стране не приносит». Очень мягко сказано – на самом деле Украина в лице своих «народных депутатов» похабно выставила Европе зад.
Украинизирующий всё и вся закон противоречит коренным жизненным потребностям миллионов людей. Власть, задумавшая убийство русского языка, который понимает вся страна, ускоряет свой конец. Закон о тотальной украинизации средств общения будет растоптан вместе с уходом нынешнего русофобского режима в небытие.
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции