Как «институт» памяти плодит мифы о бандеровцах – «спасителях» евреев и украинцев
Печально известный институт памяти т.н. Украины вкупе с зарубежным с фондом EVZ объявил международный конкурс на документальное повествование под громким названием «Быть человеком». По словам директора «института», цель конкурса — рассказать общественности и СМИ о примерах
Печально известный институт памяти т.н. Украины вкупе с зарубежным с фондом EVZ объявил международный конкурс на документальное повествование под громким названием «Быть человеком». По словам директора «института», цель конкурса — рассказать общественности и СМИ о примерах «гуманизма» в эпоху национал-социализма. Другими словами, найти или придумать показательно-оправдательные примеры из жизни боевиков ОУН-УПА, якобы помогавших спасать евреев, поляков и других от расправ нацистов. Тема для наследников Бандеры, Стецько и Шухевича крайне актуальная, ибо в «европейскую» семью с кровавой бандеровской рожей вряд ли пустят.
Попытки обелить бандеровцев предпринимались за всю историю незалежной неоднократно. Еще при Ющенко в сознание граждан Украины усиленно внедряли шизофреническую идею так называемого примирения участников Великой Отечественной войны с участниками эсэсовско-бандеровских формирований ОУП-УПА. СМИ Украины захлестнуло откровенной ложью. «Повстанческая армия не призывала уничтожать евреев. Это обычный миф, созданный спецслужбами тогдашнего режима. По крайней мере, об этом свидетельствуют документы, которые обнародовали в СБУ во время очередных общественных исторических слушаний «Евреи в украинском освободительном движении», писал «Голос Украины».
В 2009 году Юрий Шухевич, сын боевика Романа Шухевича, виновного в истреблении нескольких тысяч львовских евреев и поляков, обратился к СБУ с просьбой найти якобы спасенную во время Холокоста его отцом еврейку Ирину Райхенберг.
При киевском режиме мифотворчество подобного толка, питаемое хрустящими долларами нацистской эмигрантской диаспоры, так называемым «свитовым украинством», расцветает пышным цветом. Надо же Украине сделать европейскую личину!
Как известно, «еврейский вопрос» ОУП-УПА — наиболее уязвимое место бандеровской Украины. Не любят в Европе антисемитов! Вот и приходится «институту», возглавляемому Вятровичем, работать в поте лица, выискивая в публикациях ведущих идеологов ОУНовского движения, в программных постановлениях бандеровцев какие-то детали, хоть что-то, что снимало бы с ОУН-УПА обвинения в антисемитизме. Пока усиленно машут выпущенной в 1950 году листовкой «Евреи — граждане Украины», якобы недавно найденной в архивах СБУ.
Параллельно распускаются слухи, что якобы в архивах СБУ найдены документы КГБ, свидетельствующие о провокационных мерах, которые принимало советское руководство для обострения украино-еврейских отношений. В частности, известное высказывание одного из руководителей ОУН Ярослава Стецько, которые можно однозначно расценить как разжигание межнациональной вражды, выдается за подделку, сфабрикованную органами КГБ.
«Москва и жидовство, — писал Стецько, — главные враги Украины и носители разложенческих большевистских интернациональных идей. Считая главным и решающим врагом Москву, которая властно удерживала Украину в неволе, тем не менее, оцениваю как вредную и враждебную судьбу жидов, которые помогают Москве закрепостить Украину. Поэтому стою на позиции уничтожения жидов и целесообразности перенесения на Украину немецких методов экстреминации жидов, исключая их ассимиляцию».
Предельно негативное отношение к евреям зафиксировано во всех программных документах ОУН-УПА, в том числе в постановлении II Великого съезда (апрель, 1941). «Жиды в СССР являются самой преданной опорой большевистского режима и авангардом московского империализма на Украине, — говорилось в постановлениях. — Организация Украинских Националистов борется с жидами как с опорой московско-большевистского режима, объясняя одновременно народным массам, что Москва это — главный враг».
Однако со второй половины 1942 года ОУНовцы становятся перед необходимостью сокрытия собственных преступных деяний и одиозные кричалки уничтожать евреев начинают исчезать из их публичной риторики. Конечно, о принципиальном изменении политики по еврейскому вопросу речи не шло. Об этом свидетельствуют решения, принятые на первой войсковой конференции ОУН в октябре 1942 года: «Главная военная команда требует от краевых военных команд: С началом военных действий за независимость ликвидировать любой ценой вопрос национальных меньшинств. А чтобы этот вопрос ликвидировать, нужно нацменов, врагов народа, уничтожить.
1. Русских нацменов вообще нужно оставить в покое, потому что они на Украине сжились с народом и не представляют никакой угрозы. Они вместе с украинским народом (главным образом крестьяне) переживают всякие политические события. Русских же активистов, борющихся против украинцев, необходимо уничтожать, предварительно взяв их всех на учет, главным образом в маленьких городах, т. к. они являются врагами украинцев.
2. Евреев не следует уничтожать, но выселить их с Украины, дав им возможность кое-что вывезти из имущества. Считаться с ними нужно, потому что они имеют большое влияние в Англии и Америке.
3. Поляков всех выселить, дав им возможность взять с собой, что они хотят, так как их также будут защищать Англия и Америка. Тех же, которые не захотят уезжать, — уничтожать. Активнейших врагов и среди них всех членов противоукраинских организаций уничтожить в день перед объявлением мобилизации. На учет они будут взяты заблаговременно районными и уездными военными командами. Уничтожением будет заниматься жандармерия и в отдельных случаях «СБ». Использовать для этого бойцов армии запрещается.
4. Мадьяр, чехов и румын не трогать, помня про ликвидацию Западного фронта.
5. Других нацменов СССР не трогать. Армян трактовать так же, как и евреев, учитывая, что они — преданные России люди».
Как видим, ОУН пошло на небольшое изменение подходов к «еврейскому вопросу». Надеясь получить поддержку со стороны Великобритании и США, бандеровское руководство отказалось от идеи уничтожения проживавших на территории Украины евреев, ограничившись их поголовным выселением. А вот евреев, воевавших в Красной Армии, партизанских отрядах и попавших в плен, согласно принятым на той же конференции решениям, следовало уничтожать: «Особое внимание обращать на русских и евреев. Политруков и евреев уничтожать».
Вторая метаморфоза в одиозной риторике бандеровцев произошла в августе 1943 года, когда победа советских войск в битве на Курской дуге окончательно убедила руководство ОУН в неизбежности поражения Германии. На отдаленном хуторе в Тернопольской области был собран III Чрезвычайный Великий съезд ОУН. На нем, отвечавший за пропаганду член Центрального провода Василий Охримович (псевдоним «Гармаш») и заложил основу мифа, который сейчас раскручивает Вятрович. Пояснив в докладе о международной обстановке, что страны «оси» войну проигрывают, а СССР выходит на арену как победитель, «Гармаш» предложил сыграть на существующих противоречиях между Англией и Америкой, с одной стороны, и СССР — с другой. Для этой цели, по словам бандеровца, нужно было создать «фронт порабощенных народов» и получить поддержку с Запада. Но без официально зафиксированного отказа ОУН от прямолинейного преследования проживающих на украинской земле «инородцев», в первую очередь поляков и евреев, сделать это было невозможно. Спешным порядком нужные изменения были внесены: на съезде была утверждена новая программа ОУН. «В программе была принята антиимпериалистическая, антифашистская и антирасистская позиция, — вспоминал член Центрального провода ОУН Степаняк. — Отмечалось равноправие всех народностей украинского государства в государственных и государственно-политических правах. Всего этого не было в предыдущих программах, поскольку они были чисто фашистские».
Однако даже после принятия постановлений III Чрезвычайного Великого съезда ОУН (Б) украинские националисты признавали право на существование далеко не всех евреев. В инструкции Главного командования УПА от 1 ноября 1943 года есть следующие указания:
«Распространять информацию, что мы допускаем все национальности, в том числе и жидов, которые трудятся на благо украинской державы. Они будут считаться полноправными гражданами Украины. Об этом говорить с врачами-жидами и другими специалистами, которые у нас работают». Как нетрудно заметить, в инструкции к полноправию «допускались» не все евреи, а лишь те, кто «трудился на благо украинской державы».
Следует также учитывать, что УПА в значительной степени была создана из командиров и солдат организованной немцами украинской вспомогательной полиции, совсем недавно участвовавших в антиеврейских акциях. Эти люди не изменили своего отношения к евреям. Когда командир советского партизанского отряда Ян Налепка пытался вести переговоры с представителями УПА, ему был дан такой ответ: «Если вы уберете у себя сначала всех евреев, тогда будем с вами вести переговоры».
Не удивительно, что, несмотря на пропагандистские заявления о равноправии всех национальностей, формирования УПА продолжали проводить этнические чистки. Различие между словами и делами украинских националистов хорошо отражено в сообщении, направленном в УШПД командиром действовавшего на Волыни крупного советского партизанского соединения Федоровым: «Националисты в своей печати пишут и обвиняют русский народ в дикости и темноте. Одновременно в своих многочисленных листовках обращаются ко всем народам запада и востока с призывом строить свои независимые национальные государства. Вместе с тем ведут дикую необузданную кровавую расправу, уничтожая целиком все польское и еврейское население, а также всех других, независимо от национальности, сочувствующих советской власти и помогающих партизанам. Жгут, убивают, рубят топорами».
Эта информация находит подтверждение в новых недавно опубликованных документах о злодеяниях УПА. Но, тем не менее, для маскировки перед Западом бандеровская программа решения «еврейского вопроса» была радикально изменена. Бывшие объектом преследования, евреи объявлялись полноправными гражданами, как и другие национальности, проживающие на Украине.
Как видим, Вятрович не был новатором, когда отрицал факты массовых этнических чисток в отношении поляков, евреев, русских, проводимых боевиками ОУН. Миф о «гуманных» бандеровцах был сформирован задолго до его рождения.
Ольга Николаева специально для ИА «Новороссия»