Как США и НАТО способствовали распаду Югославии: Подготовка
-
Фото: globallookpress.com/Thomas Frey/http://imagebroker.com/#/search/
В 1990-х южнославянские народы пережили невероятно трагичный период в своей истории, полный боли и национального унижения. При подробном изучении нескончаемой череды взаимных оскорблений и спирали межэтнического насилия может показаться, что всё произошло "само", вследствие ряда роковых ошибок и накопившихся за время богатой истории Балкан обид и недопонимания.
Крик боли, в котором не разобрать слов
Сложно абстрагироваться от объективно непростых отношений между славянами данного региона (а также же между ними и албанцами), и посмотреть на ситуацию под другим углом. Однако если это сделать, то достаточно быстро становится понятно, что "распад" Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) был спланированной операцией США, а не закономерной необратимостью, произошедшей в итоге естественных причин.
Сначала Вашингтон вошёл в доверие Белграда и способствовал его экономическому росту, но потом, когда геополитические интересы Америки поменялись, использовал возникшие рычаги влияния для искусственного создания сильного экономического кризиса, аналогичного тому, через который Российская Федерация прошла в 1990-е. За тем лишь исключением, что когда Югославия оказалась перед лицом социальных потрясений, Белый дом, и ориентированные на него СМИ и НКО, годами, с удвоенной силой, начали разжигать антисербские настроения, в то время как МВФ навязывал стране реформы, подрывающие доверие к федеральному центру, и увеличивающие сепаратистские тенденции. Когда обстановка в Югославии накалилась, искусственно взращённые сторонники "независимости" национальных республик получили максимальную политическую и военную поддержку США и их союзников. В настоящее время коллективный Запад продолжает кампанию по уничтожению сербских анклавов Косово и Боснии.
В итоге раздела Югославии 4 из 6 бывших республик стали членами НАТО (Словения, Хорватия, Северная Македония, Черногория), Босния претендует на членство в альянсе, и сама Сербия является участником партнёрской программы данного военного блока. Белград навсегда утратил положение самостоятельного геополитического центра.
Настоящий "федерализм" не выдержал нажима МВФ
После завершения Второй мировой войны Югославия рассчитывала на помощь в восстановлении от СССР, которая исправно поступала. Однако с 1948 года отношения начали портиться. Югославского коммунистического лидера Иосипа Броз Тито подозревали в стремлении создать аналогичный СССР союз Болгарии, Албании и СФРЮ. Что снизило бы возможность прямого влияния Москвы на эти страны. Сталин препятствовал созданию югославской военной базы в Албании, СССР отказался поддержать территориальные претензии Белграда к Австрии, кроме этого было сделано достаточно и других взаимных шагов, приведших к охлаждению отношений и их нестабильности.
США посчитали, что разногласия между социалистическими странами им на руку, и оказали поддержку СФРЮ в форме кредитов, что спустя несколько лет позволило им диктовать свою политическую волю Белграду. В 1961 году Тито, вместе с египетским лидером Насером и премьером Индии Неру – создали Движение неприсоединения, которое во многом препятствовало сплачиванию стран, находящихся за рамками Западного мира, вокруг СССР.
Почти 20 лет лавирования между Москвой и Вашингтоном шли СФРЮ на пользу. С 1952 по 1980-й рост промышленности в среднем составлял 9,1 % в год. Но потом "холодная война" закончилась, и Югославия перестала быть нужна США для противодействия Советам.
Уже к 1980-х годам задолженность перед МВФ была весьма значительной и, по некоторым оценкам, составляла $20,1 млрд. Начиная с середины 60-х годов, лидеры СФРЮ пытаются проводить реформы, направленные на сокращение участия федерального центра в регулировании экономики страны, что приводило к инфляции, дестабилизации и толкало к новым зарубежным займам. К тому же Югославию серьезно затронул мировой энергетический кризис 70-х годов.
Конституция 1974 года фактически превратила Социалистическую Федерацию в конфедерацию, где национальные республики были наделены широкими полномочиями, и правом на самоопределение. В 1980 году МВФ потребовал прекратить дотации наиболее слабым регионам, осуществляемые в рамках политики эконмического выравнивания субъектов страны, согласие Белграда с этим требованием вызвало рост сепаратистских настроений, которые фактически легализовались новой конституцией.
При этом директива президента Рейгана от 1984 года гласила, что независимая, экономически развитая и сильная в военном отношении СФРЮ служит национальным интересам США и Запада. Для самых маленьких напомним, что МВФ, аффилированная с США структура, с главным офисом в Вашингтоне. Таким образом, с одной стороны власти Штатов уверяли СФРЮ в своей заинтересованности в стабильном развитии страны, с другой – делали всё, чтобы посеять в ней хаос, катализировать глубокий социальный и межэтнический кризис.
Когда холодная война подошла к концу, сильная Югославия перестала быль нужной США, кроме того Белград мог стать альтернативной Берлину "точкой сборки" для народов Европы. В этой ситуации руководители Запада не сочли нужным уведомить сербское руководство о том, что их цели в отношении Югославии поменялись.
Лучшие друзья Вашингтона и худшие враги сербов
В 1988 году из-за следования рекомендациям МВФ в Югославии возрос уровень инфляции и безработицы, что заставило правительство Бранко Микулича уйти в отставку. 16 марта 1989 года новым премьер-министром стал Анте Маркович, противник политики Слободана Милошевича. ВВС назвал нового премьер-министра Югославии Анте Марковича – "лучшим союзником Вашингтона в Югославии".
В октябре 1989-го во время посещения премьер-министром Югославии Марковичем США, действующий на тот момент американский президент Джордж Буш высказался в поддержку целостности Югославии, а также похвалил рискованные рыночные реформы, проводимые Белградом. Таким образом, власти Югославии получили ложную уверенность, что США помогут им сохранить единство и стабильность своей страны, если экономическая "шоковая терапия" вызовет высокий уровень недовольства.
Давая заверение в своей приверженности целостности Югославии, Буш, настаивал, что для получения следующего кредита от МВФ, СФРЮ нужна более радикальная перестройка экономики, включая: новую девальвацию национальной валюты, очередное замораживание роста заработной платы, сокращение государственных расходов и другие подобные меры.
Также Международный валютный фонд лоббировал приватизацию югославских предприятий, что вызвало волну банкротств. Кроме того, несмотря на явный кризис, МВФ запретил правительству СФРЮ брать кредиты в собственном Центробанке, даже ради выполнения социальных обязательств страны.
В ходе реализации предложений "западных друзей", в 1990 году ВВП упал на 7,5%, а невозможность поднять зарплаты (которые были заморожены на уровне ноября 1989 году), несмотря на растущую инфляцию, привела к росту напряжённости и недовольства федеральным центром Югославии. В следующем, 1991 году падение ВВП составило ещё 15%.
Вашингтон знал, что рукотворный экономический кризис может привести к распаду Югославии, вероятность такого развития событий в течение ближайших 2-х лет прогнозировала американская разведка. Также данное ведомство "предвидело", что балканские сепаратисты обратиться за поддержкой к США.
Провокация раздробления
В мае 1990 года хорватское правительство провело массовые увольнения сербов из местной полиции, администрации и государственных компаний. 30 сентября 1990 года сербами Хорватии, желающими остаться в составе Югославии, была провозглашена Сербская Автономная Область Книнская Краина (позже просто Краина).
1 октября американский лидер Буш на встрече с югославским Президиумом обещал полную поддержку СФРЮ, но уже 27 октября 1990 года, по инициативе сенатора Р. Доула, Конгресс США принял поправку к закону о помощи иностранным государствам. Следствием которой стало выдвижение ультиматума Белграду, с требованием проведения новых выборов и расширения прав национальных меньшинств. Субъектам Югославии, которые в течение 6 месяцев не выполнят данные требования, угрожали экономическими санкциями.
Принятие данного документа усилило сепаратистские и антисербские настроения в национальных республиках Югославии и способствовало приходу к власти в регионах политических сил, враждебно настроенных к федеральному центру. Некоторые российские авторы считают данную законодательную инициативу США прямым призывом к выходу из состава Югославии, обращённым к балканским народам, желающим и дальше получать американскую экономическую помощь.
22 декабря парламент Хорватии утвердил конституцию, провозглашающую страну "национальным государством хорватов". Сербы в документе не упоминались, этот факт усилил межнациональное напряжение в регионе. 23 декабря 1990 года Словения провела референдум, по итогам которого объявила о своём курсе на отделение от Югославии.
В конце февраля 1991 года Сербский национальный совет Бараньи, Западного Срема и Славонии, а также Сербский национальный совет САО Краины, проголосовали за выход из состава Хорватии, если Хорватия решит отделиться от Югославии.
В марте 1991-го в Хорватии произошли столкновения между уволенными сербскими милиционерами и действующими силовиками. Для поддержания порядка в регион были введены силы Югославской Народной Армии (ЮНА).
В апреле 1991 года американский Сенат потребовал от Белграда "прекратить репрессии" против албанцев Косово, которые, в свою очередь, как минимум последние 10 лет осуществляли политику открытого выдавливания сербов из региона, используя дискриминацию и акты насилия. Также парламентарии США призывали руководство Югославии и ЮНА не использовать силу против "демократически избранных" правительств Боснии, Хорватии, Македонии и Словении.
В июне 1991-го госсекретарь США Дж. Бейкер, во время визита в Белград, фактически заявил словенцам и хорватам, что если они твёрдо намерены добиваться независимости, то нужно делать это без спешки, осуществляя переговоры с федеральным центром. Также госсекретарь подчеркнул, что американские власти выступают против сохранения территориального единства Югославии при помощи военной силы, по мнению Белого дома, отделение Словении и Хорватии не должно было быть "насильственно предотвращено".
Кроме того, Бейкер выступил против изменения границ национальных республик СФРЮ. Таким образом дав понять, что Вашингтон готов признать сепаратистские анклавы, готов оказать им, как минимум, дипломатическую помощь, а кроме того, будет всячески оберегать их от силовых структур Югославии, и не даст Белграду забрать у них территории, населённые сербами. Это послание было однозначно воспринято спустя несколько дней.
25 июня 1991 года Словения и Хорватия провозгласили свою независимость, что стало началом гражданской войны в Югославии.
Автор: Ярослав Меркулов
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Украинские националисты в рядах русских добровольцев в ЮгославииУрановый террор НАТО против Украины и России. Проверено на Ираке и Югославии