Глубинная сила обряда
-
Фото: globallookpress.com
На прошедших выходных стал свидетелем и участником удивительного русского казачьего обряда - посажение на коня трёхлетнего мальчика.
Думаю, что не случайно это событие совершилось в День сошествия святого Духа на апостолов, или День святой Троицы. Святую Троицу именуют ещё Живоначальной, ибо от неё берёт начало всякая жизнь. В этот день всегда русская природа полна жизненных сил и все вокруг говорит о неиссякаемости жизненной энергии, исходящей от святой Троицы.
Сам обряд своей последовательностью и участниками раскрывает полноту бытия и восстанавливает живую связь с нашими предками. Это не мертвая реконструкция — это живое действие.
Ребенок здесь - главное лицо, он стоит в центре круга родных и близких, подходит к иконе и прикладывается к ней, к нему обращаются старики с напутственными словами, крёстный ведет его к коню и сажает на него, потом ведёт коня с маленьким казаком в седле под уздцы.
До ребенка всем есть дело – родным дальним и ближним, соседям и односельчанам. Все присутствующие возлагают на себя обязанности по воспитанию этого мальчика.
Обрядом руководил Владимир Николаевич Скунцев, создатель ансамбля «Казачий круг». Без этого человека немыслимо представить возрождение казачьей культуры в современной России. Именно казаки сохраняют для русского народа обычаи и обряды.
Сначала была молитва Святому Духу знаменным распевом, именно этот распев задал особое благоговейное состояние присутствующим. Хотя было много детей, все внимали происходящему, все осознавали, что деется что-то необычное. А потом заиграли казачьи песни под звуки донской лиры, их глубокий смысл стал более понятен после прошедшего обряда.
Этот обряд, безусловно, имеет религиозный характер. В нем присутствует икона и молитва, в некоторых вариантах обряд должен проходить в церковной ограде и в присутствии священника. В песне, которая сопровождает обряд, поётся: «Конь боевой с походным вьюком у церкви ржёт, кого-то ждёт». Человек не сам по себе, в центре его жизни сам Христос, об этом свидетельствует Его икона как центральное место обряда.
У нашего народа обычаев и обрядов было много. Вся жизни была наполнена ими – взросление детей, создание новой семьи, труд, природа, ратное служение, женское, мужское начало, общественные дела и в первую очередь церковные праздники - на всё был свой обычай, на всё был свой обряд. Смысл и суть этих обрядов - настроить человека на определённый ритм, который задаст направление его жизни.
Обряды возникли в седой древности, когда-то они сопровождали всю жизнь человека от рождения до ухода в мир иной.
В далёкие времена, когда, по словам поэта, «чуда чудные деялись сами», от правильного исполнения обряда зависело всё в жизни человека.
По мнению древнекитайского мудреца Конфуция, обряд-ритуал есть не что иное, как воля Неба, воплощенная в действиях человека. В религиозном своде древних ариев «Ведах» есть такое понятие, как «Рита», - это принцип устройства Вселенной, всеобщий закон, в соответствии с которым человек должен упорядочить свою жизнь. Это упорядочение происходит через обряд-ритуал. Кстати, слова "ритуал" и "ритм" происходят от ведической Риты. От правильной настройки мысли, слов и дел с Ритой зависит успешность человека в этой и будущей жизни.
Обряды настраивали душу человека на определённый лад, который способствовал гармоничному существованию людей в окружающем их мире. Но необходимо помнить, что обряд — это не церковное Таинство, оно освящает, изменяет природу человека божественной силой, благодатью.
Слово "обряд" известно всем славянским народам. Корень здесь «ряд», он же лежит в основе слова порядок. Обряд — значит привести себя в порядок, обустроить свою жизнь в соответствии с определённым порядком.
Обряды проверены временем, столетиями и даже тысячелетиями. Жизнь человека без традиций и обычаев предков бессмысленна. Именно такая жизнь породила потребительство как общественное явление с его извращениями и пресыщенностью. Потребительство и пресыщенность порождают массу психологических проблем у человека, которые всё чаще выплёскиваются в массовые расстрелы в торговых центрах и школах.
Нам в России необходимо выйти из этого потребительского морока.
Традиционные ценности, народные обычаи и обряды очень усиливают нас. Они дают нам силу, которой нам очень не хватает, чтобы возродить своё Отечество, чтобы наполнить русскую землю людьми – могучими, честными, красивыми.