«Гад обреченный»
Разгадка последних истерических действий пока еще действующего президента Украины Петра Порошенко объясняется вот этими циферками. Всего несколько строчек: за Юлию Тимошенко на президентских выборах планируют проголосовать 24,6% украинцев, за лидера «радикалов» Олега Ляшко 15,5%, Анатолию Гриценко (
Разгадка последних истерических действий пока еще действующего президента Украины Петра Порошенко объясняется вот этими циферками. Всего несколько строчек: за Юлию Тимошенко на президентских выборах планируют проголосовать 24,6% украинцев, за лидера «радикалов» Олега Ляшко 15,5%, Анатолию Гриценко (экс-министр обороны времен президента Ющенко) готовы отдать голоса 12,5% избирателей, а на четвертом месте оказался лидер украинской нации с более чем провальным результатом – 9,8% голосов. На три десятых процента Петр Алексеевич опередил «оппозиционера» Вадима Рабиновича и на две десятых – лидера «Оппозиционного блока» Юрия Бойко.
В категории «парламентские выборы» положение у Порошенко еще более катастрофическое. Его именной блок «БПП» набирает чуть больше шести процентов, безнадежно отставая от «Батькивщины» все той же Тимошенко (22,5%).
Опрос проводился в феврале 2018 года Киевским международным институтом социологии по заказу Демократической партии США. Эта информация не афишировалась, но в узком кругу социологов трудно утаить данные о действительном «заказчике». Очень сильна конкуренция. Дальше интереснее. Ознакомившись с результатами, лидер нации очень разволновался и поручил провести секретный «замер» электоральных настроений. Чтобы все «по чесноку». Наняли сразу две конторы – «Демократические инициативы» и «Рейтинг». Типа для объективности. Глупая затея, поскольку практически все социологи пользуются одной общенациональной сеткой респондентов. Но не важно. В конце марта были получены результаты. Опять четвертое место! Но на этот раз Петр Алексеевич проигрывает певцу Славе Вакарчуку, а не Анатолию Гриценко. Солиста «Океана Эльзы» включили в перечень кандидатов по просьбе АП.
А затем началась истерика и ночные заседания «кризисного штаба» в Администрации президента. Главная тема довольно сексуальная – как поднять опавший рейтинг президента. Ведь это очень тревожный сигнал для «сподвижников» гаранта, которых уместнее называть подельниками. Беглый олигарх Игорь Коломойский очень точно подметил один из трендов «политической элиты нации»: «от Порошенко все бегут». На начало апреля обозначились еще более серьезные проблемы.
Первая: Славик Вакарчук действительно стартанул в президентской гонке как кандидат от демократов Хиллари Клинтон и местного трубного магната-мецената Виктора Пинчука. Явление Вакарчука массам произошло в Киево-Могилянской академии, местном рассаднике либерастии и рафинированного национализма. Проблема заключается в том, что его не вышлешь из страны, как Михо Саакашвили и не посадишь в СИЗО СБУ, как Надежду Савченко. Да еще и заговор нарисовался: Пинчук крутит с демократами, вкладывается в «своего кандидата», который уже вовсю пользуется ресурсами медиа-холдинга зятя бывшего президента Украины («ICTV», «Новый канал», «СТБ»). Постоянно идет реклама первого после длительной паузы концерта «Океана Эльзы» на День независимости (24 августа).
Вторая: премьер Гройсман начал осторожно, но очень быстро отползать от «главного тела страны». Он заключил альянс с «Народным фронтом», где первую скрипку играет министр внутренних дел Арсен Аваков. Сам Аваков в оскорбительном для главкома тоне заявил, что «его политическая сила не рассматривает Петра Алексеевича в качестве единственного кандидата в президенты». Далее последовали практически синхронные заявления главы МВД и премьера о необходимости переходить к «парламентско-президентской форме правления, в которой премьер будет обладать гораздо большими полномочиями».
Порошенко планировал убрать зажравшегося Гройсмана с должности премьера в апреле-мае текущего года. Его кресло уже было обещано одновременно и нынешнему генеральному прокурору Юрию Луценко и секретарю Совбеза Александру Турчинову. Формальным поводом являлся отчет правительства о результатах годичной деятельности. Голоса за снятие Гройсмана в парламенте есть, однако ни Турчинов, ни Луценко не в состоянии обеспечить себе большинство для утверждения в премьерской должности. Такой вариант вообще не беспокоит президента, поскольку его вполне устраивает исполняющий обязанности главы правительства. Лучше иметь полностью зависимого и полулегитимного премьера, чем Гройсмана, который предаст в самый острый момент. И не забывайте, что между президентскими и парламентскими выборами промежуток почти в полгода. Когда Петр Алексеевич будет висеть на тонком электоральном волоске, найдется очень много желающих этот волосок обрезать.
Однако план отставки блестяще провалился благодаря техничной работе «фронтовиков» в парламенте. Они воспользовались формальной регламентной причиной и перенесли отчет правительства Гройсмана на июнь. Прямо перед началом длительных летних каникул Рады. Понятно, что еще до начала официальных отпусков уставшие парламентарии разъедутся на Мальдивы и другие экзотические острова. Провернуть отставку Гройсмана в таких условиях почти невозможно.
Третья: стало известно о подготовке эфира на телеканале «Ньюсван» с участием беглого украинского олигарха Александра Онищенко. Главное управление военной разведки Министерства обороны Украины «оперативным путем» (!) добыло сигнальный экземпляр книги Онищенко с красноречивым названием «Петр Пятый: правдивая история об украинском диктаторе». Порошенко с изменившимся лицом бегал по кабинету и периодически швырял «добытый оперативным путем» экземпляр об стену. СБУ в лице Василия Грицака доложила: Онищенко в прямом эфире телеканала Мураева–Рабиновича «прокрутит» первый эпизод из цикла «Записи в президентском кабинете». Впервые майданная общественность получит возможность услышать, как непогрешимый лидер нации решает вопрос раздела бизнеса экс-министра окружающей среды в правительстве Николая Азарова Николая Злочевского за закрытие уголовных дел против «преступного пособника диктаторского режима».
И это, судя по всему, стало последней каплей, которая сорвала «крышу» у Петра Алексеевича. На ночном заседании «кризисного штаба» при участии секретаря Совбеза Александра Турчинова, генерального прокурора Юрия Луценко, его супруги – постоянного представителя президента в Верховной Раде Ирины Луценко, главы СБУ Василия Грицака и ближайшего сподвижника-«рейдера» депутата Игоря Кононенко Порошенко предложил начать войну. Рассматривалось два варианта: квазинаступательная «операция» ВСУ по «освобождению Донбасса» и запрет деятельности Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Последнее тоже равнозначно войне, только межконфессиональной. Идею о «наступательной операции» отложили как «запасной вариант». Запасной! Это если не получится пропихнуть Порошенко на второй срок, тогда «война с Россией».
Дальнейшее развитие событий хорошо известно. 18 апреля президент провел сразу два символических совещания в своей администрации. В обед он вызвал к себе всех руководителей фракций парламента и торжественно сообщил о начале «создания единой поместной автокефальной церкви Украины». Он как бы переговорил с патриархом Константинопольским Варфоломеем и якобы получил от него согласие на признание УПЦ Киевского патриархата «автокефальной поместной церковью». Поэтому немедленно, буквально завтра, Рада должна одобрить послание к Варфоломею, инициатором которого является он, верховный главнокомандующий нации.
Но главной целью собрания в АП было совсем другое: Порошенко предостерег собравшихся от «парламентского раскола» и прямо намекнул на «неотвратимость наказания». Он пока еще «король горы», и если кто вздумает поиграться в «заговоры», связанные с публикацией «пленок Онищенко», то испытает «неприятные ощущения». Как бы случайно накануне генпрокурор Юрий Луценко обмолвился, что у него на столе «лежит пять неподписанных представлений на лишение неприкосновенности народных депутатов». Причем трое парламентариев связаны с «Самопомочью», а два – с «Народным фронтом» Авакова–Яценюка. В тот же день, но уже вечером, Порошенко собрал у себя в администрации почти в полном составе правительство Гройсмана. Не было только министра внутренних дел Арсена Авакова и министра инфраструктуры Владимира Омеляна. Оба они находились в США: Аваков с официальным визитом, главная цель которого – продемонстрировать свою способность приехать в Штаты и не быть арестованным, а Омелян приехал в Америку частным порядком. Хочет привлечь Илона Маска к рекламированию своих «инфраструктурных прожектов», а именно строительству «гиперлупа» в Днепропетровске.
На встрече президент говорил о «единстве всех православных в эти тяжелые времена». Звучало несколько дико, особенно учитывая «православие» премьера Гройсмана. Опять же, главная цель собрания – «профилактика заговора». Разговор явно не удался, поскольку по итогам встречи не было сделано никаких заявлений. Премьер, правда, издевательски предлагал, чтобы пресс-служба АП сообщила о «конструктивной беседе насчет церкви».
19 апреля начался «кассетный скандал»-2 с персональным участием президента, а Рада с подачи главы государства объявила войну «московским попам». 268 парламентариев поддержали обращение президента к «вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении томоса про автокефалию православной церкви в Украине». Это уже второе обращение ВР к Варфоломею. Первое было принято 16 июня 2016 года. Отличие нынешнего документа в откровенном провоцировании религиозной войны. Сам гарант орал с трибуны Рады, что настало время битвы с «русским миром» в лице Московского патриархата. А в тексте обращения записано, что «РФ использует против Украины методы «гибридной войны»… и роль Московского патриархата носит характер пропаганды аннексии Крыма и поддержки вооруженного вмешательства России на востоке Украины».
В соответствии с Конституцией, Церковь в Украине отделена от государства. Но кто ее, Конституцию, читает? Поэтому греко-католики Андрей Парубий (спикер Верховной Рады), Оксана Сыроид (вице-спикер парламента), Олег Березюк (глава фракции «Самопомочи»), Максим Бурбак (лидер «Народного фронта») и гомосексуалист Олег Ляшко подписали соответствующий проект постановления. Вместе с другими «православными», в частности Юлией Тимошенко и Ириной Геращенко. А голосовали за него баптисты, евангелисты, автокефалы, греко-католики, иудеи, «филаретовцы» (УПЦ Киевского патриархата), иудаисты, мусульмане и даже буддисты. Поразительное, знаете ли, единство. И никакой политики. Все только ради «объединенного православия».
Каковы последствия этого «церковного объединения» под эгидой президента Порошенко? Прежде всего, удалось отчасти сбить информационную волну, связанную с публикацией первой части «пленок Онищенко». Но это временный эффект, поскольку запланировано еще минимум десять эфиров с участием беглого олигарха и его «аудиотеки». Запаришься каждый раз объявлять очередную войну.
Но в долгосрочном плане последствия начатого Порошенко межконфессионального конфликта гораздо более трагичны. Уже все понимают, что православие стало наряду с безвизом и гипотетическим «вступлением в НАТО» составным элементом его предвыборной кампании. Впервые кандидат на главный пост страны откровенно спекулирует на межконфессиональных противоречиях и де факто втянул филаретовскую церковь в предвыборную войну. Сам Филарет, кстати, прекрасно понимает, что станет первой жертвой происходящего, поскольку должен оставить пост «во имя объединения». В АП с ним уже провели беседу на этот счет и поставили ультиматум.
Самое важное: вне зависимости от того, каков будет ответ Варфоломея, начнутся попытки силового захвата церковной собственности Московского патриархата. Первая подобная волна уже была два года назад. После обращения Рады к Варфоломею ультранационалисты (читай фашисты) из «С14» при поддержке «азовцев» пытались штурмовать Киево-Печерскую Лавру. В подконтрольных режиму СМИ началась истерия по поводу «подрывной деятельности московских попов». «Народный фронт» разработал проект закона о религиозной деятельности. Главной новеллой этого «законопроекта» было создание светского общественного совета с участием представителей «всех конфессий». Совет получал право «лицензировать» деятельность украинских церквей. То есть определять, какие являются «исконно украинскими», а какие «ведут подрывную деятельность». Благодаря протестам верующих Московского патриархата проект так и не был внесен в повестку дня. Но теперь, перед выборами, все может повториться.
Есть ли у Порошенко уверенность в том, что Варфоломей действительно примет участие в религиозной войне, которая может начаться в Украине? Некоторые политики указывают на активизацию американцев по «принуждению» Варфоломея к признанию «украинской автокефалии». Да, это правда. Но амеры последние лет десять пытаются спровоцировать религиозный раскол в Украине. Проект «единой поместной церкви» начал реализовываться еще кумом нынешнего президента – Виктором Ющенко. Тоже возили в Киев Варфоломея, пытались выдавить из него «автокефалию».
Да, Вашингтон и сегодня пытается создать «единую поместную украинскую церковь» в противовес Московскому патриархату. Посол США в Киеве Мари Йованович действительно встречалась с главой Украинской греко-католической церкви Святославом Шевчуком. И ей удалось убедить его поддержать создание «автокефальной православной церкви». В Стамбул, где расположена резиденция Варфоломея, прилетал посол Госдепа США по вопросам религиозной свободы Сэм Браунбек. Он встречался с патриархом, но результат их встречи пока неизвестен.
Но для реализации «украинской поместной православной церкви» необходимо «вычеркнуть» позицию Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Это невозможно сделать. Старания американцев не означают, что они поддерживают Порошенко в качестве «своего» кандидата в президенты. Спекуляция на церковной тематике с целью ограничения влияния Московского патриархата – это их долгоиграющая тема. Второе десятилетие они работают в этом направлении. Однако и в этот раз у них будет облом. Вопрос только в том, какую цену на этот раз придется заплатить.
Порошенко, который по любому поводу любит демонстрировать на публике свою религиозность, готов идти до конца. Для удержания власти он способен использовать все средства. К тому же в последние месяцы Петр Алексеевич находится в откровенно параноидальном состоянии. Кругом заговоры, все хотят его «слить». Справедливости ради подтвердим: да, ему действительно надо бояться. Но не Кремля, а своих «побратимов». И еще один момент: как только президенты Украины начинали церковную возню, ставили себя выше православия, у них сразу же начинались черные полосы в жизни. Леонид Кравчук попытался «реформировать церковь» и не досидел даже первый срок. Леонид Кучма в 2000 году тоже писал об «автокефалии». Затем был «кассетный скандал», и он с трудом дотянул до окончания своего срока. В 2008 году Ющенко привез Варфоломея в Киев. И где сейчас «мессия»? Петр Порошенко… Тоже плохо закончит. Если из названия легендарной книги Стругацких убрать одну букву, то получится точное название его нынешнего состояния.
Александр Зубченко
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции