Евросоюз становится инициативным дураком
Новая трудовая неделя началась с завершения «трудов праведных» европолитиков, которые наконец исполнили угрозу наложить на Россию очередные санкции. И снова за Крым. Точнее, за проведение на территории полуострова президентских выборов в марте 2018 года. Бред какой-то, скажете вы! Что нам
Новая трудовая неделя началась с завершения «трудов праведных» европолитиков, которые наконец исполнили угрозу наложить на Россию очередные санкции.
И снова за Крым. Точнее, за проведение на территории полуострова президентских выборов в марте 2018 года. Бред какой-то, скажете вы! Что нам теперь, в Крыму выборы не проводить? По всей стране проходят и в Крыму тоже должны. Но, по логике евробюрократов, Крым же «аннексирован», значит, и выборы там незаконны.
Санкции касаются отдельных физических лиц, в количестве пяти человек, за действия «подрывающие или угрожающие территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины» в связи с их участием в организации выборов президента России 18 марта 2018 года. Меры включают запрет на въезд и замораживание активов. Как уточнили в Совете ЕС, эти люди занимают ответственные должности в избирательных комиссиях Крыма или Севастополя.
Итого: общее число лиц в санкционном списке ЕС увеличилось до 155.
Первый вопрос, а чего так мало? Всего пять человек организовали выборы президента в Крыму? Пять человек на двухмиллионный Крым? Кстати, 19 марта глава МИД Украины Павел Климкин передал главам внешнеполитических ведомств стран — членов ЕС список из примерно 140 человек, причастных к проведению выборов. Где остальные 135? Не доказана причастность?
Так что санкции эти выглядят как выстрел из пушки по воробьям. Напомню, до этого они вводили санкции за проведение думских выборов. Только в Крыму этого никто не заметил, а даже если бы и заметили, сомневаюсь, что это как-то повлияло бы на уверенность крымчан в своем выборе, сделанном в марте 2014-го.
Санкциями за выборы российского президента в Крыму пугали давно. Еще до дня голосования. Порошенко грозился добиться непризнания миром выборов на полуострове и ввода санкций против ответственных за их проведение. Европа и США радостно кивали и обещали поддержать.
И вот еще один вопрос: обещали в Европе и в США, но ввели санкции почему-то только в Европе.
Может, тут правильнее добавить слово «пока»? Может, Штаты еще просто не успели рассмотреть вопрос, ведь «всего» два месяца прошло, им пока не до этого. Хотя они успели уже ввести санкции за «злонамеренные действия» в начале апреля. А еще успели погрозить новыми ограничительными мерами за еще не состоявшееся «вмешательство» в промежуточные парламентские выборы в Америке. А еще было «дело Скрипаля» и дипломатическая война Запада с Россией. Много чего было. Я уж молчу о бомбежке Сирии, проблеме Северной Кореи, Ирана, торговых войн США с Китаем и, кстати, с самой Европой. Ввести санкции за «незаконные выборы» в Крыму просто забыли или отложили на потом.
В самом деле, почему бы не ввести их потом, когда понадобится новый повод, а его не будет и его придется выдумывать. А тут — оп, что у нас там в запасе? «Незаконные выборы», поддержка «кровавого Асада» — есть где разгуляться.
В общем, американцам торопиться некуда — тема ведь долгоиграющая.
Слова Волкера, конечно, можно понимать как очередную антироссийскую мантру, призванную успокоить украинских «партнеров», что «заграница им поможет». Но в этой фразе заложен некий прогноз наших взаимоотношений с США на десятки лет вперед.
Штаты действительно не признали присоединение Прибалтики к России ни до войны, ни после. Непризнание это заключалось в том, что на американской территории «действовали» «правительства в изгнании», «диппредставительства».
Никаких санкций при этом не было. Во-первых, потому, что тогда этот инструмент еще не был развит, как сейчас, когда он стал едва ли не главным инструментом американской внешней политики, используемый там, где нельзя просто «демократизировать» бомбами. Во-вторых, потому что Вашингтон тогда был более настроен на конструктивный диалог и сотрудничество с Москвой. Непризнание вхождения Прибалтики в состав СССР ни к чему не обязывало обе стороны, на него просто не стоило обращать внимание.
Но ведь действительно не признавали. Почти полвека, пока не распался Союз. И сегодня они могут этим козырять как перед нами, так и перед своими вассалами, мол, чего бы ни случилось — Америка не признает. Не факт, что поможет — но не признает точно.
Другой вопрос, что и улучшение отношений между нашими странами возможно, оно, конечно, к отмене санкций не приведет, ведь тогда США придется признать статус российского Крыма, но к их смягчению и выработке дополнительных инструментов их обхода — вполне.
Следует напомнить, что Крым не единственный повод для санкций, как и вообще формулировка «нарушение суверенитета Украины». Им начхать на суверенитет Украины, им нужен повод для нападок на Россию. И даже если представить себе, что небо упадет на Землю, а Россия «вернет» Крым, это не снимет обвинений по «делу Скрипаля», о «вмешательстве» в выборы, в кибератаках, поддержке «террористов» и т.д. Тут все по классике: ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
Поэтому факт ввода или не ввода Америкой новых санкций за выборы в Крыму не играет абсолютно никакой роли. Это лишь незначительный эпизод.
Как, в общем, и для Европы — тем более речь идет о пяти фигурантах, которые, скорее всего, никогда не имели счетов в иностранных банках и вряд ли собирались ездить по Европам.
Со стороны Евросоюза это выглядит некой «отпиской», чистым пиаром. Сигналом — не то Вашингтону, не то Киеву: смотрите, мы ничего не прощаем русским.
Скорее, конечно, Вашингтону, благодарность Киева вряд ли сильно заботит Европу.
И вот это уже выглядит просто некрасиво и даже вызывает отвращение. Просто унизительно для Европы.
Понятно, что Меркель, как и Макрону, от этого решения становится дурно. Если Трамп введет новые санкции (а он уже начал), то они окажутся перед нелегким выбором: остаться в рамках соглашения — что будет означать неизбежный переход санкций на их компании — ведь со снятием санкций с Ирана три года назад на иранский рынок сразу пришли многие европейцы, Франция и вовсе больше всех в Европе закупает иранской нефти. Или тоже выйти из соглашения с огромными потерями для своего бизнеса, который там уже третий год успешно работает. Ну и с потерей лица, которую нечем будет компенсировать.
Обратите внимание, Трамп делает все, чтобы выйти из любой ситуации без потери лица, даже если ценой этого выхода будет потеря лица союзниками. Он обещал разорвать иранскую сделку и разорвал. А то, что европейцы окажутся в дурацком положении, — ему-то какая разница? Если надо, он еще войной на Иран пойдет, и будет забавно наблюдать, как Меркель с Макроном будут лепетать что-то о том, что это «ошибка». А когда Сирию бомбили, не была «ошибка»? Коготок увяз — всей птичке пропасть.
Внешне кажется, что Трамп просто издевается над Европой. То вводит новые антироссийские санкции, от которых немецкий бизнес начинает трясти так, что Меркель вынуждена упрашивать его смягчить их. То грозит «Северному потоку — 2» и его партнерам, понимая, что вся Европа оказывается под ударом. То отказывается выводить ЕС из-под действий пошлин на сталь и алюминий.
А Европа молчит и ничего сделать не может. Нет, не молчит, конечно, только что это меняет. Поездка Меркель к Трампу выглядит унизительно — как поездка холопа к барину с просьбой заменить 30 ударов плетьми на конюшне хотя бы на 25. Поведение Трампа с Макроном вовсе вызывает эстетическое отвращение.
Но Трамп просто отстаивает, как ему кажется, интересы Америки. Это внешне похоже, что он издевается над европейцами. Он просто делает то же, что многие до него, просто грубее и циничнее — в свойственной ему манере.
И ведь если США придумают свои новые санкции, можно не сомневаться, что Брюссель и тут возьмет под козырек, несмотря на то что Евросоюз и большинство его стран по отдельности уже буквально разрываются на части по этому вопросу и позиции правых и евроскептиков растут изо дня в день.
Увы, пока не сменится власть в главных странах союза, пока не сменятся люди в исполнительных и законодательных органах ЕС — ничего не изменится. Максимум, на что можно рассчитывать — на то, что новые европейские санкции будут смехотворными и показушными и Брюссель будет всеми силами стараться сделать так, чтобы минимизировать последствия. Если, конечно, «хозяин» позволит.
Кстати, вводя санкции за выборы в Крыму, европейцы оказывают дяде Сэму еще одну услугу. Не признать выборы на словах — это одно, санкции — это, по сути, законодательное закрепление этого факта. То есть, если страна не признает законность проведения думских и президентских выборов в одном регионе России, значит, она может заявить, что результаты выборов вообще нелегитимны. То есть отказаться признавать президента и парламент страны. А это может стать крайне опасным прецедентом. Сама Европа на такое, понятно, не пойдет, а вот американцы могут подтолкнуть. Сами они, заметьте, не спешат в этом направлении. А Европа становится заложником крайне неприятной ситуации, которую она отчасти сама и спровоцировала.
Впрочем, ей не привыкать.
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции