Дмитрий Болкунец: В белорусском обществе есть запрос на перемены
скриншот Youtube-канала «Романов»
Предшествовал этому арест правоохранителями 18 июня кандидата в президенты Белоруссии, бывшего главу «Белгазпромбанка», Виктора Бабарико. Его подозревают в попытке давления на свидетелей и сокрытии улик. Сам Бабарико свою вину отрицает.
В беседе с ИА «Новороссия» политолог Дмитрий Болкунец заявил, что Лукашенко опасается народной поддержки Виктора Бабарико — он видит в нём угрозу и боится проиграть выборы.
«Никаких беспорядков и «майданов» в Белоруссии нет. Термин «майдан» очень любит Александр Лукашенко. Он, видимо, опасается массовых народных протестов во время или после выборов. У президента Белоруссии сейчас очень низкий рейтинг. В последние дни мы видим картинку: в городах страны начались стихийные акции протеста. Например, в Минске живая очередь растянулась на 5 км — люди выстроились в цепочку и стояли молча. То же происходит в Бресте, Гродно, Могилёве и других городах страны. Лозунг один единственный — люди просят отпустить политических заключённых.Также люди требуют отставки Александра Лукашенко. Я полагаю, это говорит о том, что в Белоруссии начинается стихийный массовый протест, у которого нет лидеров, и Лукашенко этого боится.
«Майдан» — это площадь, её можно оцепить, людей арестовать и посадить их в тюрьму. Только вот цепь длинной несколько километров арестовать не получится — это огромные очереди. В четверг она достигала 5-7 км. Пикет длился более 7 часов — это для Белоруссии рекорд. Это практически начало больших протестов. Насколько они будут огромными — пока сказать трудно. Протест находится только в зачатке. Люди вышли вчера стихийно из-за ареста банкира Виктора Бабарико. Его арестовали потому, что он стал очень сильным соперником для Александра Лукашенко на выборах. Они должны были пройти безоблачно, но ситуация развернулась таким образом, что Лукашенко потерял поддержку абсолютного большинства населения республики — всё это закончилось арестом бывшего банкира. Ему вменяют организацию преступной группы, которая якобы занималась махинациями и выводом денег за рубеж. До этого к нему 20 лет не было претензий, а как только он сказал «иду в президенты», на него за месяц состряпали дело и отправили в СИЗО КГБ — это самая страшная тюрьма страны. Там пытают людей, в частности кандидатов в президенты. Они об этом сами рассказывали.
Сейчас на Виктора Бабарико будут морально давить, чтобы он снял свою кандидатуру с выборов и оклеветал соратников. Когда Лукашенко говорит о «майдане», он адресует высказывания России. Он пытается втянуть Москву в свою избирательную кампанию, но Российская Федерация будет молчать — никакой поддержки она оказывать не будет. Пусть граждане Белоруссии решают, с кем они хотят жить, работать и развиваться», — высказал своё мнение собеседник агентства.
В обществе появился запрос на перемены, люди устали от Лукашенко и его политики, — продолжает эксперт. — Протестные настроения также подогревает тяжёлая экономическая ситуация.
«В обществе накопилась усталость, экономическая ситуация страны не самая благоприятная, люди изменились и они хотят перемен. Мы видим, что та опора, на которой Лукашенко всегда держался, тоже ушла. По этим причинам жители страны и выходят на улицы. Приходит новая молодёжь, которая хочет перемен и не понимает, о чём говорит Лукашенко — для них он человек 80-х годов прошлого века. Уже 40 лет прошло с того времени, а он рассказывает о том, как хорошо было в СССР. При этом люди уже живут совсем в другой реальности. Всё это в комплексе сработало. 26 лет прошло и общество захотело «развестись» с Лукашенко, а он говорит «нет». Поэтому мы и видим километровые очереди людей, которые ставят подписи за альтернативных кандидатов.
Эффект «Виктора Бабарико» — это вотум недоверия к Александру Лукашенко. Бабарико собрал полмиллиона подписей — это исторический рекорд для Белоруссии. Никто никогда из альтернативных кандидатов не добивался такого результата. Да, Лукашенко приносил и по два миллиона подписей, но их никто не видел. При этом в белорусских городах не было ни одного пикета, который простоял бы дольше дня. Их ставили, как правило, на пару часов в крупных городах, чтобы приехала съёмочная группа государственного телеканала, на автобусах подвезли членов профсоюза, которые подписывались за Лукашенко, а через два часа все разбегались. Пикеты за альтернативных кандидатов стояли часами под дождём и солнцем. Люди стояли в очередях. Мне кажется, это очень важных тектонический сдвиг, который сложно переосмыслить. Дальше эта ситуация будет развиваться по разным сценариям.
В лексикон жителей страны вошёл новый термин «революция надежды». Люди ждут каких-то перемен, и неизвестно состоятся он или нет. Либо это всё заказ, и скоро протесты утихнут или это приведёт к отправке Лукашенко на пенсию», — подчеркнул Болкунец.
Белорусы хотят смены власти, но не любой ценой. Силовой сценарий, как это было на Украине, для них неприемлем, — отмечает политолог.
«Граждане Белоруссии категорически против любых военных сценариев развития событий. Силовые варианты озвучивает только Александр Лукашенко. Уже было несколько случаев, когда он рассказывал, что боевики «вскоре захватят то-то и то-то», а через несколько часов это на самом деле происходило. Значит, власти всё сами и организовывают. Он изложил сценарий, а затем неугодного блогера по этому сценарию и арестовывают. Белорусские власти будут готовы осуществлять провокации с боевиками и погромами, чтобы скомпрометировать население — показать, что это не народные массы людей, а оголтелые боевики. При сегодняшнем рейтинге Лукашенко в таких условиях люди перестают верить в эту историю. Они же видят, что происходит.
Россия не должна вмешиваться в выборы Белоруссии. Очень часто можно услышать, что Кремль назначил Лукашенко президентом, но это не так. Его выбрали граждане, которые долгие годы его поддерживали. Главная задача Кремля, Вашингтона, Будапешта, Варшавы и Пекина — не вмешиваться в выборы. Пусть белорусы сами решают свою судьбу. Это общая задача населения страны.
Россия просто наблюдает за происходящим. Если Лукашенко останется и получит поддержку, а общество промолчит, то Россия все равно продолжит с ним работать. Но, в конечном счете, Лукашенко не вечный президент — ему на смену тоже кто-то придёт», — резюмировал спикер.