Дело беспаспортных. Бюрократы против активистов Русской Весны
-
Фото: dnr-pravda.ru
Любое государство видит человека по документам, то есть его паспорту. Этот крайне важный документ необходим как некая надежная гарантия защиты его прав, а также обладания всем комплексом преимуществ, предоставляемых государством: социальными пособиями, льготами и пр.
В ДНР заветное для большинства российское гражданство – не только факт восстановления с исторической родиной, но и развитие, а также необходимая защита и мирная жизнь под крылом великой державы. Последнее особенно важно в Донбассе, на протяжении восьми лет беспристанно подвергавшемся угрозе вторжения со стороны Украины.
Однако счастливых обладателей российских паспортов не так уж и много. Всего 325 тысяч на два с половиной миллиона жителей республики. Во многом это связано с тем банальным фактом, когда спрос превышает предложения, а также со сложной организацией самого процесса паспортизации. Ведь перед получением российского паспорта жителю ДНР необходимо стать гражданином республики, то есть обладателем паспорта ДНР.
С этим обстоятельством дела у многих жителей ДНР обстоят, мягко говоря, не совсем гладко, поскольку для получения заветного документа требуется немало справок, выданных ранее украинскими загсами. За время вялотекущей донбасской войны документы, необходимые для получения республиканского паспорта, например, свидетельство о рождении или браке, у многих донбассовцев оказались либо утеряны, либо испорчены. Не во всех случаях помогало также обращение в областной ЗАГС за необходимыми копиями, в основном, из-за прерванной связи учреждения с загсами, находящимися под оккупацией Киева.
В результате республиканская служба паспортизации оказалась перегружена многочисленными запросами жителей ДНР, касающихся различных моментов обретения заветного документа.
"У нас очень много работы. Вы зайдите в любой паспортный стол, и вы увидите, что он буквально забит людьми. Иногда приходится принимать до 40 человек по разным вопросам", – рассказала одна из его сотрудниц.
Работникам бюджетных организаций и учащимся достигшим 16-ти летия получить паспорт было проще, так как их фамилии вносились в специальные списки, гарантирующие коллективную паспортизацию. Только к 2022 году относительно выдачи паспортов ДНР ажиотаж несколько снизился, и очереди стали понемногу рассасываться сами собой.
По словам Инны К., стоящей на получение паспорта ДНР второй год, ей позвонили из миграционной службы и попросили зайти по паспортному вопросу.
"Два года прошло, я уже и забыла. А тут такое радостное событие. Сами позвонили и попросили зайти… если честно, надоело жить по справке, как неполноценной или бомжихе. Даже на работу из-за этого долгое время не брали…", – призналась дончанка.
Адресная справка, являющаяся подтверждением личности при утрате всех документов (например, сгорели при артобстреле) —документ, для решения ряда вопросов с теми, которых принято называть в ДНР "переселенцы".
По сути, это временная регистрация, которую необходимо ежегодно подтверждать. На деле же — она не дает возможности для решения ряда бытовых вопросов и не является поводом для выдачи паспорта. Ее можно предъявить участковому, в некоторые госорганы и учреждения, но в остальном — это просто бумажка.
Часто ее обладатель сталкивается с тем, что ему просто отказывают в выдаче республиканского паспорта, даже если суд подтвердит статус нахождения человека на территории республики на момент провозглашения ее суверенитета (с 7 апреля 2014).
Поэтому до настоящего времени паспортный вопрос для большинства взрослых жителей в ДНР, увы, до сих пор стоит особенно остро.
Одна респондентка, получившая российский паспорт, рассказала, что проще стать гражданином России, чем гражданином ДНР. "Недавно рассмотрели в России один законопроект, согласно которому даже не требуют отказываться от гражданства той страны, в которой раньше проживал. До этого было множество бюрократических преград для получения российского гражданства, особенно воевавшим в Донбассе, или политическим активистам, которые находятся в розыске, а также детям, у которых один из родителей проживает в Украине и не даёт своего согласия. Виной всему при получении гражданства России было требование о необходимости отказа от украинского гражданства. Эта процедура сейчас в связи с войной просто невозможна. Поэтому процедуру отказа от гражданства Украины устранили. Там, в России людям пошли на встречу", – пояснила она.
Многим соискателям республиканского паспорта приходится в буквальном смысле оббивать пороги чиновников в течение нескольких лет.
Так случилось с киевлянкой Натальей Т., родившейся в Донецке. В марте 2014 года, забрав своих детей, по идейным соображениям и, что называется, зову сердца, женщина вернулась на свою историческую родину. В настоящее время Наталья находится в розыске СБУ, как участница Русской весны. В ДНР она прошла через несколько судебных разбирательств, отстаивая свое право на республиканское гражданство.
"Судом Ворошиловского района Донецка в 2017 году вынесено решение о том, что я с детьми с марта 2014 года проживаю в ДНР и имею полное право получить паспорт.
После решения суда я обращалась в миграционную службу, но получила отказ, на том основании, что у меня в паспорте киевская прописка. Было также отказано моим несовершеннолетним детям, у которых на тот момент было только свидетельство о рождении", - рассказала жительница ДНР о своих проблемах.
В конце концов, детям политбеженки, уже повзрослевшим, после неоднократных обращений все же выдали республиканские паспорта, но в отношении их матери, участницы Русской весны, чиновники остались неумолимы.
"На сегодня, когда я возобновляла свою адресную справку, мне задали вопрос, почему я не хочу подать на временное удостоверение, по которому можно прожить здесь (в Донецке) еще три года, а потом, может быть, мне выдадут паспорт. Но по временному удостоверению я не имею права покидать пределы ДНР, не могу выехать даже в Луганск, тем более, в Россию…", –отметила Наталья.
По ее словам, объясняя причину отказа в паспорте, ей пояснили, что она не является военнослужащей либо членом семьи военнослужащего, понятие же активист (волонтер), даже если за ним гоняется СБУ и на Украине грозит тюремный срок, не значится в Положении о паспорте ДНР.
"Когда я ходила на прием в мэрию, помощница мэра мне сказала, что вас никто не звал в Донбасс. Они же (чиновники) не едут в Киев, не требует там квартир, машин и пр. Я ответила, что ничего не требую, просто прошу выдать мне паспорт ДНР…", - сказала Наталья.
К сожалению, такое, мягко говоря, странное со стороны чиновников отношение наблюдается ко многим политбеженцам ДНР.
Как-то забывается, что эти люди пожертвовали всем для борьбы с нацистским злом, открыто выступив против майданного режима, состояли в числе тех, кто организовывал исторический референдум, на которых народ Донбасса высказал свою волю – возвращение домой, в Россию. Многие из тех, кто приехал поддержать сопротивление восставшего Донбасса против банд украинских боевиков, сражались в ополчении за идеалы Новороссии.
Наиболее частым поводом для отказа в выдаче паспорта миграционной службой становится отсутствие местной прописки на момент 7 апреля 2014 года. Редко даже помогает подтверждение через судебную инстанцию фактического пребывания человека на территории ДНР на эту дату.
С аналогичной проблемой столкнулась семья политбеженцев Куцев, о хождениях которых по многочисленным кабинетам республиканских госорганов ИА "Новороссия" неоднократно писала.
Политбеженцам Сергею и Марине удалось получить паспорт ДНР в период активных боевых действий, когда еще не было сложных бюрократических процедур. Но попытка получить российские паспорта обернулась странным "детективом", в котором было многое, вплоть до таинственного похищения главы семьи неизвестными лицами.
"Я не знаю, за что нам были уготованы такие мытарства из-за нашего желания иметь российское гражданство. Возможно, потому что Сергей всегда занимал активную жизненную позицию, остро, как коммунист, чувствовал несправедливость и старался помочь другим людям. Мы подали документы на гражданство РФ в 2019 году. Ждали год, по истечении которого получили полный отказ, о котором узнали даже не от нашей миграционной службы, а из других источников", - рассказала Марина Куц.
По ее словам, на мужа, который был депутатом Верховного Совета в первые годы Донбасской войны и сам много работал с беженцами, оказывалось давление с целью помешать реализовать возможность получения российского гражданства, было даже заведено уголовное "дело", в конце концов, супругам отказали в паспорте якобы по причине политической неблагонадежности.
Но Куцы оказались людьми стойкими и упорно продолжали добиваться справедливости.
"Когда нам ответили, что мы якобы ни с то, ни с сего являемся неблагонадежными, я написала запрос в ФСБ с просьбой указать, какие имеются факты, подтверждающие нарушения мной основ Конституционного строя России. Был ответ, что никаких нарушений не выявлено. Я не знаю, почему на нас навешали липовые обвинения, что бы мы не имели возможности стать гражданами России. Мы опять будем подавать на паспорт, ведь правда на нашей стороне", – подчеркнула Марина.
С паспортными проблемами так или иначе оказались знакомы многие участники Русской весны. Некоторым помогли получить заветные документы, по их свидетельствам, вмешательство определенных лиц и инстанций. Но большей части активистов Русской весны в Донбассе все еще приходится оббивать пороги миграционной службы.
Эти люди в переломный период государства нашли в себе силы рискнуть и совершить свой личный гражданский подвиг. Они не согласились быть участниками национал-шовинистического шабаша, происходившего на Украине, и отправились в Донецк, став участниками Русской весны. Но оказались бессильны перед бюрократической машиной…