Быть ли местному самоуправлению в ДНР: граждане республики задают вопросы

Автор: Редакция Новоросинформ

О местном самоуправлении в Донецкой Народной Республике говорят давно. Можно сказать, что на седьмом году военной жизни это стало одной из самых наболевших проблем. Главной причиной стойкого интереса к вопросам местного самоуправления является сложившаяся в ДНР бюрократическая система, породившая яв

О местном самоуправлении в Донецкой Народной Республике говорят давно. Можно сказать, что на седьмом году военной жизни это стало одной из самых наболевших проблем. Главной причиной стойкого интереса к вопросам местного самоуправления является сложившаяся в ДНР бюрократическая система, породившая явление, которое называют в народе чиновничьим беспределом.

Бюрократический молох и часто противоправные действия многочисленной касты чиновников-управленцев ДНР, с которыми сталкиваются почти все жители республики, поневоле приводят людей к вопросам, связанным с развитием местного самоуправления.

Как пояснила одна дончанка, приходится знакомиться с этой темой, потому что спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

Яна, юрист по образованию, столкнувшаяся с бюрократизмом чиновников, знает об этом не понаслышке.

«Такое ощущение, что они и народ не только живут отдельно, но и на разных планетах. Наши люди сталкиваются с беспределом чиновников как раз из-за того, что нет никаких рычагов влияния на местное чиновничество, то есть беспредел творится просто потому, что они могут это делать, поскольку не несут никакой ответственности. Полная бесконтрольность. У нас нет местного самоуправления, которое бы контролировало деятельность чиновников», — рассказывает Яна.

К Яне как к юристу обращается много людей, которые хотят проконсультироваться по ряду проблем, возникших из-за бюрократии чиновников. Она рассказывает, что, несмотря на законодательство, многие чиновники ДНР просто отсылают людей, не решая их проблемы. Или на доказывание чиновникам очевидного уходит уйма времени и сил.

В России, на законодательство которой равняется республика, местное самоуправление действует, и весьма эффективно. Цели и задачи этого института народовластия определены законодательно.

«Если местное самоуправление построено на тех принципах, на которых оно построено в России, — рассказывает Яна, — то депутаты местных советов — это и есть основные хозяева посёлка, города, района. Они дают задания и контролируют местное чиновничество, а чиновники — это наёмные люди, которых местные советы нанимают на работу».

Как видим, всё просто.

«Другой вопрос, если это, например, чиновники, которые относятся к министерствам. Но опять же если сильное местное самоуправление, то, в принципе, это автоматически усиливает роль депутатов, то есть законодательную власть. А если министров утверждает Народный совет, это, по сути, ещё один рычаг влияния на чиновников», — отмечает юрист.

К сожалению, доверие жителей ДНР к местному чиновничьему аппарату оставляет желать лучшего. Об этом свидетельствуют неоднократные опросы местного населения, которые проводило ИА «Новороссия».

В разговоре с местным депутатом выяснилось, что, пока идёт война, населению ДНР лучше оставить мечты о «каком-то там самоуправлении».

«Никто им не позволит», — цинично заявила депутат, и надо сказать, весьма высокого уровня.

Не свидетельствует ли это о том, что вопрос с местными советами действительно назрел?

Сергей из Макеевки, бывший ополченец, ныне металлург коксохимического завода, рассказал о том, как ему пришлось походить по многочисленным кабинетам чиновников, когда возникла элементарная проблема — прорыв трубы, пролегающей рядом с домом.

«С год ходил. Если ещё латку заложить, может, управился бы быстрее. А тут трубу надо было заменить, пришлось к народному депутату идти и к юристу. А всё потому, что горводоканал хотел спихнуть на меня и на других жителей нашей улицы эту проблему. Взятку предлагали, но то ли мало давали, то ли труба пролегает в таком месте, что ещё и дорожную полицию надо было подключить, никто деньги не брал. Но и дело не делали», — говорит он.

Мужчина раздосадован неудовлетворительной работой местных чиновников. По его мнению, они просто заелись (было употреблено более крепкое выражение).

«Пороху они не нюхали, — рассказывает бывший ополченец. — И не воевали за республику. Половина из тех, что знаю, работала при украинском правительстве Януковича. И когда  у нас возникали те же проблемы с прорывами труб, тоже приходилось ходить и доказывать. Лица все знакомые. И это наша народная власть?» — задаёт он риторический вопрос.

В одной умной книжке по самоуправлению написано, что, если чиновник хочет работать в государственном управлении, ему следует понимать, что это государственная служба, то есть служение гражданам своей страны.

Неплохо бы вывесить этот лозунг в госучреждениях республики, чтобы представители столь быстро сформировавшегося клана чиновников, стабильно получающие немалые деньги за обслуживание народа, повторяли это, как мантру.

По мнению жителей республики, бюрократическая система ДНР никак и никем не контролируется.

«Такое впечатление создаётся, что должного контроля нет, — рассказывает Инна, жительница Петровского района. — Был когда-то народный контроль, правда, но это было в другой стране».

«Может, стоит подумать о создании подобного органа, иначе получили то, что имеем», — добавила она.

Педагог по специальности, женщина занимает активную позицию и участвует в общественных мероприятиях, которые проводятся республике. Она рассказала, что принимала участие в народном сопротивлении 2014 года.

«Я помню, как мы ждали штурма ОГА, тогда наши ребята засели в здании, а женщины расположились на подступах, захватив, что у кого было, потому что холодно ещё было. Помню, что у нас был такой настрой, казалось, что, появись сейчас украинские БТР, никто бы нас не остановил», — говорит Инна.

Но когда жительница Петровского района сталкивается с чиновничьей бюрократией, даже у таких активисток, как Инна, опускаются руки.

«Ничего не могу добиться. Просто стена. На днях была в Пенсионном фонде, просила пересчитать пенсию. Подаю пенсионное удостоверение, а мне говорят: «Дайте паспорт, это не документ». Я им говорю: «Позвольте, как это не документ? Вы же сами выписывали. И где это написано, что это не документ?» Ничего нельзя им доказать, хотя городят какую-то чушь», — подчёркивает она в качестве примера.

По её словам, местное самоуправление необходимо, вопрос уже назрел. Иначе «дело может дойти до медленного скатывания в украинский вариант государства».

«То, против чего мы боролись, сейчас устанавливается повсеместно. Спросите у рядовых дончан, слышат ли их местные чиновники. Нет. Отписки, формуляры, прямое нарушение законодательства, и это довольно часто бывает. Да и кто принимает решения? Работники исполкомов. Где это видано, чтобы исполнительный орган, причём сформированный ещё в украинский период, принимал решения? Мы этих людей не знаем. Разве они выходили с нами, когда мы стояли за Россию? Нет. А теперь с ухмылкой рассказывают, пойдите, дескать, туда или сходите туда», — эмоционально реагирует женщина.

Возможно, действительно надо менять систему содержания чиновников, поскольку они фактически содержатся на народные деньги, и оценивать их деятельность по произведённой работе. Или хотя бы премии платить по результатам эффективности их деятельности. Так считают многие жители республики.

«Взять того же градоначальника: только сел в кресло, идёт оклад, а фактически он ещё ничего не сделал. Может, и делать-то не собирается», — рассказывает Виктория из Макеевки.

Женщина отмечает, что такого чиновника не снимешь с должности, поскольку это невыборная должность, и спросить с него нельзя, даже если он явно не справляется со своими обязанностями.

«Вот наш мэр недавно взял опеку над ставком (пруд. — Прим. ред.) якобы для народа возле кинотеатра «Эра». Организации выделяли машины, рабочих. Но ничего не сделано, только разрекламировали в СМИ, а с октября ставок брошен, сплошное запустение», — рассказывает она.

По словам Константина, бывшего работника милиции, воевавшего за республику, в исполнительную власть ДНР многие украинские чиновники устроились по знакомству.

«В этом проблема, — считает бывший ополченец, — в их украинстве. Вы, что, думаете, будут такие чиновники защищать республику? Ответ однозначный: нет и нет. Да они только и думают, чтобы наша народная власть пропала бы куда-то. Конечно, в удобные кресла и новых набрали уже, но эти люди быстро «научились», как вести себя, у старых кадров. Вот мы и получили фактически близнеца украинской исполнительной власти», — полагает бывший ополченец.

По его словам, именно такие проукраинские чиновники виноваты в отвратительной организации получения местных паспортов.

«Это вообще сложнейшая проблема для жителей ДНР. И важнейшая, потому что мы давно были бы с республиканскими паспортами, если бы не из рук вон плохая организация этого процесса. Причём возникает одна странность: если в 2016 году делалось это быстро, то сейчас всё ровно наоборот. Спрашивается, почему так? Я уже не говорю, скольким людям надуманно отказывают в получении паспорта. Требуют какие-то дополнительные справки. Если есть какая-то микроскопическая проблема с вашими документами, запятая не там поставлена, считайте, что на оформление всего пакета документов понадобится где-то год. Пройдите по городу и посмотрите, сколько очередей возле организаций, где выдают эти справки», — говорит Константин.

Часто, пытаясь вырваться из замкнутого круга проблем, люди вынуждены сами во всём разбираться, проявляя активную позицию. В этом отношении показательна история Русланы, жительницы Куйбышевского района Донецка. Столкнувшись с проблемой насильственного отключения от услуг ЖКХ по причине коммунального долга, Руслана обратилась с заявлениями в горгаз, РЭС и прокуратуру для получения письменного ответа. В заявлении была настоятельная просьба указать, на основании какого пункта действующего законодательства в её отношении были осуществлены варварские действия сотрудников горгаза и РЭС. Как выяснилось, по закону о правах потребителей услуга возникает только при заключении договора, а договора с коммунальщиками у Русланы не было. Женщина написала заявление в прокуратуру.

Другой житель того же района Сергей тоже решил отстаивать свои права и написал в… Следственный комитет Российской Федерации. На вопрос, зачем он обратился в СК РФ, Сергей отвечает:

«Дело в том, что СК РФ уполномочен расследовать преступления против человека и нарушения его прав даже за пределами России. Сотрудники СК РФ вправе инициировать создание специальной комиссии, которая, приехав в Донбасс, будет осуществлять проверку по факту геноцида населения и нецелевого использования средств, поступающих в бюджет сферы ЖКХ».

Люди не собираются сдаваться, готовясь отстаивать свои права до конца.

«Суд вправе назначить административное наказание в виде «отработок». И только. А не насильственно отключать за неуплату ЖКХ. Поэтому, заметив, что возле вашего счётчика проявляет активность очередной «слесарь», рекомендую смело вызывать полицию. Всё, что находится у вас во дворе или в тамбуре, неприкосновенно для сотрудников разных ведомств», — поясняет Сергей.

Он пояснил, что приходится самому бороться за свои права.

«Не к кому обратиться. У нас нет самоуправления. Чиновники должны понимать, что над ними есть органы народной власти и что эти органы не назначенные, а выборные. То есть люди могут и переизбрать своих не справившихся депутатов», — говорит он.

Так считает большинство жителей, которые болеют за регион.

В вопросе о местном самоуправлении имеется ещё одна деталь. В ноябре 2014 года был принят закон о местных выборах в ДНР, которым определялся порядок и проведение выборов депутатов сельских, поселковых, городских и районных советов, устанавливающих гарантии, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан Донецкой Народной Республики.

Возможно, с тех времён многое изменилось. Вот только проблема с местным самоуправлением, то есть с возможностью жителей республики самим избирать себе власть и её контролировать, как показывает жизнь, только усугубилась.

Автор: Наталья Залевская

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров