Артём Бузила: Как вести себя России по отношению к Белоруссии

Автор: Редакция Новоросинформ

сайт президента Белоруссии

сайт президента Белоруссии
На минувший неделе бессменный президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече с силовиками «прооткровенничался», заявив, что «мы русские люди».Тем самым глава государства попытался усмирить гормоны, разыгравшиеся у правоохранителей после выборов. Он призвал не бить митингующих, которые находятся в беззащитном положении.

«Единственное, попрошу и министра, и других: мы все-таки славяне, если уже человек упал и лежит, его не надо избивать», — сказал Лукашенко.

«Вы знаете, вот мы всё-таки… как тут в этой ситуации сказать… славяне. Славяне, не славяне, ну, сказать — русские люди», — добавил он.

Правда, пресс-служба белорусского лидера и государственное агентство БЕЛТА зачем-то подкорректировали слова президента, убрав из цитаты «русских» и оставит только «славян». А зря. Через пару дней Лукашенко дважды позвонил Путину. Обсуждалась помощь от ОДКБ в случае военной угрозы, хотя все прекрасно понимали, что речь шла не о внешней угрозе, а о внутренней, на случай, если Александр Григорьевич не сможет справиться с активистами, рабочими и прочими протестующими усилиями верных ему силовиков.

Впрочем, поведение писарей Лукашенко можно понять. С 2014 года белорусский лидер загонял себя во внутри- и внешнеполитический тупик. Минск не признавал российскую принадлежность Крыма, обнимался сначала с Турчиновым, а потом и с Порошенко, приговаривал к уголовной ответственности воевавших в Донбассе сограждан, кидал за решётку обозревателей «Регнума», посадил в кресло министра иностранных дел западника Макея, блокировал реальные интеграционные карты по Союзному государству. В общем, сделал всё, чтобы и обычные граждане, и политическая элита поверила, что Белоруссия – эдакая Югославия времён Холодной войны, как бы социалистическая, но многовекторная. На бумаге оставаясь союзником Москвы, Минск, конечно, искал, где выгоднее, а когда запутался в противостоянии с собственными гражданами – стал вспоминать и про ОДКБ, и про «русских людей», и про угрозы из Украины и Литвы.

Стоит ли в таком случае Москве верить Лукашенко и оказывать помощь, если над его властью нависнет серьёзная угроза?

Сразу вспоминается пример Крыма, Донбасса и Украины в целом. Но в случае с Украиной помощи со стороны России запросили сами граждане, выходя на митинги с российскими флагами и умоляя Москву помочь, а о письме Януковича с просьбой о помощи и вводе войск сейчас уже никто и не помнит. Сейчас мы не видим просьб сотен тысяч белорусов ни в социальных сетях, ни на площадях защитить их от геноцида, националистов, бандеровцев и так далее. Это может означать две вещи: или на улицах белорусских городов действительно митингуют возмущённые граждане, а не толпы радикалов и террористов, как это было в Киеве, или Лукашенко не воспринимается, как свой пророссийским электоратом, которого в Беларуси, конечно же, большинство.

Говорит ли это о том, что нужно дистанцироваться от того, что там происходит? Конечно, нет. Сейчас многие пугают Белоруссию различными сценариями, уже отработанными в других государствах. В случае, свержения или отстранения Лукашенко от власти, таковых сценариев может быть два – условно украинский или армянский. Первый вариант понятен: взамен лукашенковского авторитаризма устанавливается националистической авторитаризм с белорусизацией, декоммунизацией, арестами несогласных и прочими памятными по правлению Порошенко «прелестями». Второй вариант – приход условного белорусского Пашиняна, якобы западника и либерала, который после двух закрытых отчётов от Министерства экономики поймёт, что расторжение договоров с Россией приведёт к сиюминутной экономической катастрофе, и останется в том или ином объёме верным союзническим отношениям. Для «украинского» варианта в Белоруссии слишком слабо влияние националистов, в отличие от 2006 и 2010 года, за исключением, пожалуй, бело-красно-белой символики. Для «армянского» же развития событий у белорусской революции попросту нет сильного и единого лидера, а заявляющая, что ей не пути со всеми, кто поддерживает Союзное государство, Тихановская на эту роль явно не тянет.

В свете вышеуказанного, прямая силовая поддержка Лукашенко возможна лишь в крайнем случае. И то – абсолютно на союзнических условиях, с допущением полноценной пророссийской повестки, альтернативной Лукашенко, с признанием Крыма, возможно, даже с проведением конституционной реформы. Постсоветское пространство знает немало примеров якобы пророссийских политиков, вроде Януковича или президента Молдовы Владимира Воронина, которые переставали быть союзниками, как только почувствовали вкус власти. Лукашенко, конечно, далеко до иудства Януковича и Воронина, но последние 6 лет Лукашенко делал всё, чтобы оказаться в этой компании. И именно Лукашенко сделал всё, чтобы белорусы перестали себя чувствовать «русскими», как перестали чувствовать себя «русскими» сотрудники его пресс-службы. И многие, кто выходят на сегодняшние акции протеста, к сожалению, тоже.

Артём Бузила

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров