Агропром аграрной сверхдержавы

Автор: Редакция Новоросинформ

Экспорт зерновых Украины по итогам 2017/2018 маркетингового года (МГ, июль-июнь) снизился на 4,5 млн. тонн. Если в 2016/2017 МГ Киев отправил за границу рекордные 43,8 млн. тонн кукурузы, пшеницы, ячменя, ржи и других зерновых культур, то по итогам этого МГ – только 39,4 млн. тонн. Основной причиной

Экспорт зерновых Украины по итогам 2017/2018 маркетингового года (МГ, июль-июнь) снизился на 4,5 млн. тонн. Если в 2016/2017 МГ Киев отправил за границу рекордные 43,8 млн. тонн кукурузы, пшеницы, ячменя, ржи и других зерновых культур, то по итогам этого МГ – только 39,4 млн. тонн. Основной причиной падения физических объемов продаж считается прошлогодний недород (- 4,7 млн. тонн), хотя в этом году из-за весенней засухи и июльских дождей ситуация может быть еще хуже. Впрочем, капризы погоды — далеко не единственная причина, по которой Украина не сможет жить за счет экспорта зерновых.

Погоня за валютной выручкой

Лучше всего ситуация с пшеницей: ее продали на внешние рынки 17,1 млн. тонн (-0,4 млн. тонн к прошлому МГ). «Наибольшее отставание по экспорту в сравнении с прошлым годом фиксируется по кукурузе и ячменю», — подсчитали в отраслевой ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ), их поставки составили 4,2 млн. тонн (-1,1 млн. тонн) и 17,7 млн.  тонн (-3 млн. тонн) соответственно. Самыми крупными импортерами зерна Украины стали Египет ($724 млн.), Китай ($594 млн.), Испания ($459 млн.), Индонезия ($375 млн.) и Нидерланды ($348 млн.).

Впрочем, география продаж на ресурсных рынках не имеет принципиального значения. В отличие от товаров машиностроения и химической продукции, где важны стандарты и кооперация, импортеры могут легко заменить украинскую кукурузу американской, а пшеницу – российской. Для Киева же зерновые – это второй по значимости продукт отечественного экспорта (14,1%), который по валютной выручке уступает лишь продажам черных металлов (22,8%). На внутренний рынок идет около трети собранного урожая, но на фоне снижения поголовья скота и демографического спада он имеет устойчивую тенденцию к сжатию.

В 2017/2018 МГ украинским аграриям удалось избежать негативных последствий снижения физических объемов продаж. «Несмотря на существенное сокращение объемов экспорта, валютная выручка будет незначительно уступать рекордному показателю прошлого года благодаря росту мировых цен», — отмечают в УКАБ. Де-факто она даже увеличилась на 6%. В июне индекс цен на зерновые FAO составил 166,2 пункта, что на 8% больше, чем годом ранее, но на 6,4 пункта меньше майского показателя. Особенно потеряли в цене основные товары украинского экспорта (пшеница, кукуруза). Если нисходящий ценовой тренд сохранится и в дальнейшем, то выйти на приемлемую экспорту выручку можно будет только за счет роста физических объемов экспорта. Но пока падают и они.

Количество и качество урожая хромают

За 18 дней нового МГ Украина поставила на внешние рынки 891 тыс. зерновых, что на 362 тыс. тонн меньше, чем за аналогичный период 2017/2018 МГ. Примечательно, что с жатвой все наоборот. По данным Госстата, на 1 июля было убрано в 3,6 раза больше площадей (1,23 млн. га), чем годом ранее, соответственно, аграрии получили на руки в 3,15 раза больше зерна. Почти закончилась жатва на юге страны, а «учитывая погодные условия, сложившиеся в областях, где еще много неубранных площадей ранних зерновых, для уменьшения потерь зерна, в том числе его качества… необходимо ускорить темпы проведения уборки», — говорится в обзоре Укргидрометцентра.

Хотя аграрии действительно спешат, в этом году урожай будет даже ниже прошлогоднего уровня. На 23 июля было убрано 62% посевных площадей (6 млн. га), с которых намолочено 18,3 млн. тонн зерна при средней урожайности 32,8 ц/га (42,3 ц/га в прошлом году). Это катастрофически мало. Конечно, к концу жатвы урожайность подрастет за счет регионов, где было достаточно влаги в период вегетации, и кукурузы, которой с единицы площади собирают традиционно больше, чем пшеницы и ячменя, но в целом на 1 июля Госстат оценивает снижение урожайности зерновых и зернобобовых в 10,3%. Особенно плохи дела с горохом (-46,6%). Если экстраполировать эти данные на весь сезон, то в 2018/2019 МГ Украина получит 55 млн. тонн зерна (-6 млн. тонн к 2017/2018 МГ), соответственно, сможет экспортировать только 34 млн. тонн. Впрочем, к концу сбора ситуация может варьироваться как в лучшую, так и в худшую сторону.

Есть еще одна проблема. «Помимо низкого валового сбора зерновых, качественные показатели также оставляют желать лучшего, так как зерно щуплое» из-за недостаточного налива по причине весенней засухи, объясняет один из аграриев Николаевской области. Это означает, что доля фуража в урожае этого года будет достаточно высокой, а стоимость украинского зерна – низкой. Именно поэтому отечественные аграрии не спешат его продавать. «Озвучиваемые в настоящее время закупочные цены мы считаем низкими и не готовы реализовать фуражную пшеницу по предлагаемым покупателями 5200 грн/тонна СРТ», — говорит николаевский аграрий.

Переходящие остатки на конец 2017/2018 МГ достигли 7,46 млн. тонн (5,2 млн. тонн в 2016/2017 МГ) и обновили трехлетний максимум. Но производители ждут лучших времен и надеются продать его по той стоимости, которая окупит растущие затраты на его выращивание и обеспечит приемлемый уровень рентабельности. А делать это чем дальше, тем сложнее.

Эмбарго на удобрения – выстрел в ногу собственному АПК

Кроме традиционных проблем с бюрократией, ценой горюче-смазочных материалов, возвратом НДС и валютным контролем, Киев создал аграриям еще одну трудность. Если ранее аграрии ежегодно получали из РФ 3,6 млн. тонн удобрений (80% внутреннего рынка), то «в мае текущего года Украина ввела санкции в отношении крупнейших российских производителей удобрений — “ФосАгро”, “Еврохима”, “Акрона” и “Уралхима”, и с 25 мая никто из них продукцию туда не поставляет», говорит глава Российской ассоциации производителей удобрений Андрей Гурьев.

Главные пострадавшие – аграрии Украины. Фактически Украина «сама себе запретила покупать удобрения, что вызвало рост цен как минимум на 30%. Российские производители перенаправили свои объёмы в Восточную Европу, Россию, Латинскую Америку, а Украине такие большие объемы трудно заменить, поясняет А. Гурьев. Внутренний производитель сможет удовлетворить только треть потребностей украинского АПК по фосфорным удобрениям, а с аммиачной селитрой и калийными удобрениями ситуация еще хуже. К тому же ни своих фосфоритов, ни аммиака, ни газа (по приемлемой цене) в стране нет, потому от импорта все равно никуда не уйти.

«Уже сейчас мы сталкиваемся с тем, что сырье [для производства удобрений] будет очень дорогое и его нельзя будет просто купить, — объясняет директор компании «Инфоиндустрия» Дмитрий Гордейчук, — а это, в свою очередь, ударит по ценам на удобрения». Впрочем, они уже активно поползли вверх. Стоимость селитры аммиачной за 2 недели выросла на 20%, и мы это почувствуем. На мировом рынке значительно подорожал и карбамид… Выросла цена и на фосфорные удобрения. За месяц – более чем на 15%. Все это приведет к удорожанию агропродукции.

Мощности «Укрзализныци» находятся на ниспадающем тренде

Еще одна проблема АПК Украины — деградирующая инфраструктура. По данным Всемирного банка (ВБ), украинские аграрии тратят на логистику на 40% больше, чем их коллеги из ЕС и США. Проблемы преследуют производителей практически на всех этапах перевозки, но самое узкое место – это железная дорога. К примеру, в прошлом году «Укрзализныця» (УЗ) не смога удовлетворить все заказы на перевозки грузов, со «значительными перебоями» транспортировав только 97% из них. В исследовании IMF Group Ukraine отмечается, что «разница в 3%, или 10,5 млн. тонн грузооборота, была компенсирована за счет аграриев, вынужденных доставлять зерновые на экспорт более дорогим автотранспортом», что увеличило их затраты на $321 млн.

На сегодня парк зерновозов УЗ составляет всего 11,5 тыс. Из них ежесуточно доступны только 1056, при потребностях на пике в 6 тыс. На сегодня износ вагонов достиг 97,8%, а к 2025 году все нынешние хопперы-зерновозы будут полностью непригодны к эксплуатации. Еще серьезнее обстоят дела с тягой. Из-за ее дефицита перевалка зерновых через железнодорожные станции составляет всего 40-60% потенциала, к тому же парк локомотивов для грузовых перевозок ежегодно сокращается в среднем на 4,4%, или 25 единиц.

При сохранении нынешних темпов выбывания подвижного состава (даже с учетом будущей поставки 30 локомотивов General Electric) общий объем годовых мощностей грузооборота УЗ составит всего 291 млн. тонн в год уже к 2022 году. Заметим, что нынешний объем перевозок составляет 339,5 млн. тонн. Эксперты IMF Group Ukraine приходят к выводу: «Возникший дефицит мощностей по относительно дешевым грузовым перевозкам приведет к тому, что такие отрасли, как металлургия, АПК и производство строительных материалов будут вынуждены сократить объемы производства», что может привести к потере 4,8-7,1% ВВП Украины.

Никакие миллиардные контракты с General Electric переломить ситуацию не смогут. «Всех устраивает то, что элеватор грузит медленно и хранит долго. Это выгодно и собственникам, и менеджерам, которые платят деньги элеватору. Ведь они потом с собственником элеватора это все поделят. То же касается и экспедиторов: чем больше дефицит вагонов, тем выше цены у экспедиторов. Вдумайтесь! Экспедитору платят, чтобы он доставал вагоны. Поэтому чем хуже с обеспечением, тем лучше экспедитору. Сегодня рынок экспедиторских услуг составляет от 2 до 4 млрд. грн. в год», — объясняет владелец транспортно-логистической компании «Алекс Рейл» Юрий Щуклин. Естественно, при таких «входящих данных» ни о каком урожае зерновых в 100 млн. тонн к 2022 году, 70 млн. тонн из которых будут экспортироваться, не может быть и речи.

odnarodyna.org

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров