«Ополчение продолжает дело Белой армии»: в Луганске отметили 100-летие Русского исхода
-
Ксения Олейникова
В воскресенье, 15 ноября, в Луганске состоялось памятное мероприятие, посвящённое 100-летней годовщине Русского исхода, трагического события, ставшего итогом Гражданской войны. В первой половине ноября 1920 года, в преддверии решающего наступления Красной армии из Крыма эвакуировались более 140 тыся
В воскресенье, 15 ноября, в Луганске состоялось памятное мероприятие, посвящённое 100-летней годовщине Русского исхода, трагического события, ставшего итогом Гражданской войны. В первой половине ноября 1920 года, в преддверии решающего наступления Красной армии из Крыма эвакуировались более 140 тысяч участников Белого движения, в том числе 50 тысяч казаков Донского, Кубанского, Астраханского и Терского казачьих войск, замкнутых в кольцо Красной армией. Все они, а также представители науки, дворянства, интеллигенции и их семьи покинули Россию, отправившись из Феодосии, Севастополя, Керчи, Евпатории и Ялты на 126 судах на чужбину. Всего в годы Гражданской войны Россию покинули около 2 миллионов человек.
Память об этом событии, получившем название Русского исхода, отмечают русские люди по всему миру — и в России, и в эмиграции. В это день в Отечестве и в русском зарубежье проходят панихиды по вождям и воинам Белой армии, по жертвам Гражданской войны.

Казаки Луганского округа донских казаков Всевеликого войска Донского, «Верного казачества», ополченцы, кадеты и представители молодёжного крыла Патриотической ассоциации Донбасса собрались в храме Святых Мучеников Гурия, Самона и Авива, чтобы молитвенно почтить память своих предков и всех участников Белого движения.

По его словам, объективная и правдивая информация о событиях Гражданской войны дошла до нас благодаря тому, что главнокомандующий Русской армией в Крыму и Польше генерал-лейтенант барон Пётр Врангель организовал эвакуацию и дал всем возможность спастись, «и теперь белая Россия вернулась к нам в мемуарах, стихах и прозе её воинов».

Литию по тем, кто погиб или вынужден был покинуть Россию из-за гражданского конфликта, провёл клирик храма протоиерей Алексий.
«Спаси, Господи, вас, дорогие братья и сёстры, за нашу совместную молитву, за память о тех, кто 100 лет тому назад покинул родину для того, чтобы сохранить Россию в своих душах на чужбине, для того, чтобы спустя десятилетия Россия примирилась и чтобы Церковь воссоединилась, а вместе с ней и весь наш народ. И молитвами святых угодников, а также тех русских людей, которых мы сегодня поминали, нашими трудами Русская земля будет меняться к лучшему. И мы будем делать всё от нас зависящее, чтобы и наши дети трудились во славу Божию и во славу России», — сказал в своей проповеди протоиерей Алексий.

«Гражданская война, Белая армия, они сегодня ближе нам, чем это может показаться. Даже ближе, чем Великая Отечественная, несмотря на более давнее время. У нас очень любят всё сравнивать с Великой Отечественной. Но мы что, с немцами воюем, с вермахтом? Нет. Бедные немцы сами не знают, куда деваться от иммигрантов, геев и от Ангелы Меркель. Немцы сегодня — одни из гарантов Минских соглашений», — отметил он.
Селиванов напомнил, что именно Белая армия, а не Красная, история которой начинается только в 1918 году, была продолжением русских воинских традиций. Она же сохранила реликвии, знамёна многих славных русских полков. И сегодня многие военные реликвии возвращаются на Родину.

«Белая армия намного ближе к ополчению, чем Красная, как бы кому ни хотелось обратного. Я вспоминаю 2014 год, когда шевроны Новороссии с Андреевским крестом только начали появляться. Их ещё не было у большинства. Что мы делали? Надевали на форму трёхцветную или георгиевскую ленту. Как белые! Ополчение, как и Белая армия, абсолютно добровольческое. Сюда не призывали и не призывают. Люди приходят добровольно. В отличие от украинских Вооружённых сил», — добавил он.
Атаман также напомнил, что многие видные участники Белого движения предупреждали об опасности украинского сепаратизма. Они писали о том, что украинский национализм — творение врагов и в будущем может дать опасные плоды, тогда как красные в это время «создавали УССР, присоединяли к Украине Донбасс, «разгуливали» культ Тараса Шевченко, принимали на службу всяких грушевских с сосюрами».
«Красные насоздавали «советских республик» на Русской земле, которые сегодня оказались за рубежом. Где сейчас Лбищенск, где погиб Чапаев? В Казахстане! Получается, за что воевал Чапаев? Чтобы отдать русские земли Казахстану! А отдали бы уральские казаки свою землю в другое государство? Очевидно, что нет.
Начальник штаба Корниловской дивизии полковник Евгений Месснер в эмиграции целые книги написал о том, что будущие войны будут «гибридными». Он изобрёл для этого термин «мятежевойна». То есть русский офицер был достаточно развит для того, чтобы предвидеть, как будут развиваться события в будущем. А вы можете назвать хоть одного красного военного теоретика, который бы предвидел контуры нынешней войны вокруг Российской Федерации, принципы гибридных войн? Нет», — отметил он.
«Всё, что мы можем вспомнить, это бред политруков о пролетарском интернационализме, который перестал быть актуальным ещё в Советско-польскую войну. Польский пролетариат не захотел переходить на сторону Ленина и Троцкого, как потом не захотел переходить немецкий в годы ВОВ. То есть советские военные теоретики оказались абсолютно некомпетентны. Они же в итоге и сдали Советский Союз без единого выстрела. Партийное начальство заявило о развале Родины, и «комсомол ответил: «Есть!» Никто не пошёл воевать за сохранение Отечества. А белые воевали, сами, «на коленке», создав органы власти. Белые держались пять лет, до конца борьбы на Дальнем Востоке», — напомнил Селиванов.

«Кроме того, надо всегда понимать следующее. Красная идея — это всегда пропаганда классовой борьбы. Пропаганда красной идеи, классовой борьбы ведёт к гражданской войне и расколу общества. Нужно нам это, особенно сейчас? Категорически нет. Мы контрреволюционеры, нам нужно сплочение, единение во благо не одного класса, а всего народа, всего Отечества. Как говорил Столыпин, «вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия», — подчеркнул он.
Тихон Гончаров
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.