Нация или империя: Под какими флагами нам предстоит собирать русские земли?

  • Нация или империя: Под какими флагами нам предстоит собирать русские земли?
    Царьград
Автор: Редакция Новоросинформ

Трагедия ХХ века лишила нашу страну огромных территорий и отбросила большую русскую работу по собиранию земель на два, а то и на три столетия назад — как минимум к XVIII веку. Сегодня эти земли прозябают на дальних окраинах глобалистского Запада, а их жители отказываются от веры, исторического опыта

Трагедия ХХ века лишила нашу страну огромных территорий и отбросила большую русскую работу по собиранию земель на два, а то и на три столетия назад — как минимум к XVIII веку. Сегодня эти земли прозябают на дальних окраинах глобалистского Запада, а их жители отказываются от веры, исторического опыта, языка и культуры ради растворения в плавильном постмодернистском котле.

Возвращение утраченного — стратегическая задача на ближайшие десятилетия. Выполнение её, затруднённое множеством правовых, политических и экономических сложностей, требует от нас ясного и реалистичного понимания своих возможностей, проблем и целей.

Подобную задачу уже приходилось решать нашим предкам. Василий III писал одному из своих западных собеседников: «А не только те земли наши, которые ныне под нами, но и те, которые были под нами в оные годы, которыми владели отцы наши».

Тогда ушло почти два столетия на возвращение русских земель. Было тяжело, но мы это сделали. Сможем повторить и сегодня.

Сознание национальное и имперское

Большую часть своей тысячелетней истории Россия существовала как империя. Русское слово Царь – это греческое Кесарь, латинское – Цезарь. Позже имперское начало было подчёркнуто византийским наследием (Москва — Третий Рим, а четвёртому не быти). Возможно, именно поэтому у нас существовали сложности с национальным сознанием. Чудь чудила, меря мерила, весь верстала вёрсты, но все эти малые и большие племенные реки впадали в русское море, не теряя своей красоты и обаяния.

Существуют многочисленные исследования опросников пленных времён Первой мировой войны. Люди Запада уверенно говорили: я немец, я француз, я венгр. В то же время русские идентифицировали себя по-другому: российский подданный, вологодский, или тамбовский, или курский.

Это естественно. Большой имперский народ не концентрируется на общенациональном. Ему не надо защищать то, что и так защищено всем богатством истории и культуры.

Отметим очень важный нюанс — национальное сознание всегда охранительское, защитное, особенно у малых народов. Но при этом и потребительское, эгоистичное. В то же время имперское — творческое, преобразовательное, наступательное, но и служивое, жертвенное.

Компромисс тут вряд ли возможен. Можно строить либо национальное государство, либо империю. При этом любая империя должна быть скреплена историческим бытием государствообразующего народа, его историей и славой, его языком, его верой.

Спор Николая II и Столыпина

В начале ХХ века разногласия между национальным и имперским мировоззрением достигли особой остроты при обсуждении закона о введении земского самоуправления в Западном крае (Витебской, Волынской, Киевской, Минской, Могилёвской и Подольской губерниях). Дело происходило в 1911 году, и, при том, что большинство землевладельцев и городских богачей этого края были поляками и католиками, крестьяне и простой народ считали себя русскими (что очень важно для нас сегодня!) и православными. Для борьбы с польской пропагандой Председатель Совета министров России Пётр Столыпин считал необходимым использовать именно национальный и национально-религиозный фактор, тем более у него существовал такой позитивный опыт, когда он служил губернатором в Ковно (нынешний Каунас).

Тогда Столыпин обратился к Николаю II с вопросом, не считают ли Он нужным в своей титулатуре провозгласить себя Императором Русских?

Николай Александрович отвечал, что это невозможно ввиду самого существа Империи, ибо Он — Император не только русских, но и в той же мере башкир, татар и других народов.

Тогда большая часть населения в Киеве, Могилёве, Минске или на Волыни считала себя русской, и могла стать мощной политической силой в борьбе против русофобской пропаганды. Сегодня, спустя сто десять лет, дело обстоит совсем по-другому.

В ХХ веке наши враги предприняли титанические усилия по сужению русского пространства. Эта деятельность не прекратилась после крушения Российской Империи, не прекратилась после крушения Советского Союза, и ни на секунду не прекращается сейчас.

Однако от каждого яда есть своё противоядие. Нам предстоит найти и научиться пользоваться особым противоядием — против «взращивания национализмов».

Простая техника ненависти

При помощи достаточно простой и незамысловатой схемы «образ угнетённого народа» может быть вылуплен почти из ничего. Главное — наличие заинтересованных лиц. Если возникает союз иностранных государств, решающих свои личные проблемы местных честолюбцев и капиталов, которые вечно жаждут приумножения, то остальное — лишь дело техники.

Лёгким шулерским движением руки незначительные региональные различия становятся «особым национальным укладом», эпизоды областной истории — «реестром национальной славы», местные сельские диалекты кодифицируются и превращаются в «язык», находятся энтузиасты, которые начинают создавать на нём литературу, строить образование и так далее.

Достаточно одного-двух десятилетий, чтобы новорожденный «народ» окреп и был готов действовать. Теперь, с каждым неоднозначным решением имперского центра, противоречия начинают расти, как снежный ком. Добавим моральную поддержку из-за рубежа, несколько миллионов в иностранной валюте, и лавина «национального восстания» уже гудит вовсю.

И в начале ХХ века, и в его конце враги России использовали эту схему десятки раз. Теперь, когда мы научились её распознавать заранее, нам надо научиться с ней бороться и побеждать на каждом этапе.

Андрей Полонский

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров