Павел Святенков: Трамп попробует «сломать» Европу
Президент США Дональд Трамп выступил с резкой критикой стран НАТО, одобривших строительство российского газопровода «Северный поток — 2». В частности, он подверг критике Германию, назвав ее заложницей России. Канцлер ФРГ Ангела Меркель резко ответила Трампу на эти обвинения. Сторону Германии по этом
Президент США Дональд Трамп выступил с резкой критикой стран НАТО, одобривших строительство российского газопровода «Северный поток — 2». В частности, он подверг критике Германию, назвав ее заложницей России. Канцлер ФРГ Ангела Меркель резко ответила Трампу на эти обвинения. Сторону Германии по этому вопросу занял и президент Франции Эммануэль Макрон. По словам политолога и журналиста Павла Святенкова, отношения между Европой и США сейчас довольно напряжены, по большей части из-за политики Трампа.
«Трамп пытается изменить ситуацию, при которой Западом управлял «клуб уважаемых людей», в том числе и европейцев, а США были чем-то вроде исполнительного органа. Трамп пытается проводить политику под лозунгом «Америка на первом месте», и для него самое важное в отношениях с Европой – платить как можно меньше денег за европейскую оборону. На саммите НАТО он поднял вопрос о повышении военных расходов со стороны других стран НАТО, что последние неоднократно обещали предыдущим администрациям, но не выполняли за редким исключением. То есть, Трамп считает, что Европа процветает под американской защитой, а платить за это приходится США. Это первый момент.
Второй вопрос заключается в торговом дефиците, который есть у Америки в отношениях с Европой. Трамп намерен его снизить, и это тоже источник прения с европейцами, потому что они не привыкли, что им выдвигают такие требования. Европейцы привыкли, что за присутствие американских войск в Европе платят США, и при этом они еще дают различные экономические преференции в торговле. Трамп хочет снизить дефицит, и поэтому давит на ЕС. Помимо этого, как показал саммит, еще и хочет получить с европейцев деньги за услуги США в качестве защитника от России.
Третий пункт – это отношения Европы и Ирана. Трамп пытается заставить Европу присоединится к своей санкционной политике в отношении Ирана. Он вышел из так называемой «ядерной сделки», которая была заключена администрацией Барака Обамы, Европа же из этой сделки не вышла. Поэтому одна из основных целей Трампа – заставить Европу присоединиться к американской политике по отношению к Ирану. Пока что европейцы этого не делают.
По этим причинам отношения складываются довольно напряженные. Кроме этого элита базовых европейских стран психологически не воспринимает Трампа: он для представителей Европы парвеню, носитель иного идеологического проекта. Европейцы очень нервно относятся к Трампу, в том числе и на личном уровне. Такие опытные политики как Мэй и Меркель дали втравить себя чуть ли не в личный конфликт с Трампом. Во всяком случае, пресса о подобных вещах неоднократно писала, и вчерашние достаточно недоброжелательные высказывания Трампа о Мэй свидетельствуют о том, что в отношениях у них все очень напряженно.
Трамп пытается сделать так, чтобы европейцы снова увидели в США старшего брата, который и будет решать судьбу Европы. Трамп постарается «сломать» Европу для достижения необходимых целей, инструментов для этого у него много. В частности, он грозит ввести пошлины против европейских автомобилей, и если это произойдет, то будет нанесен огромный ущерб, прежде всего, немецкой автомобильной промышленности. Это очень серьезный рычаг для давления на Меркель и нынешний германский кабинет министров.
С другой стороны, европейцы ждут, чем закончатся в ноябре промежуточные выборы в Конгресс США: смогут ли демократы обеспечить себе существенные позиции большинства в Палате представителей и в Сенате. Если это произойдет, то могут быть предприняты попытки импичмента, и в такой ситуации Трампу будет не до Европы. Если же Трамп устоит и его соперникам не удастся усилиться, то Европа может пойти на какие-то уступки. Поэтому сейчас складывается ощущение, что европейцы просто стараются «пересидеть» и потерпеть Трампа до момента, при котором его могут попытаться свергнуть внутри США. Но пока Трамп пытается напомнить своим союзникам, кто в доме хозяин».