Железные дороги Донецкой Республики: достижения, проблемы и перспективы развития
Семен Кузьменко о нынешней ситуации и будущем развитии железной дороги, которая вносит огромный вклад в экономику Республики. Донбасс — уникальный промышленный регион, сшитый скоростными магистралями. И в первую очередь — железными дорогами, которые можно сравнить с кровеносными сосуда
Семен Кузьменко о нынешней ситуации и будущем развитии железной дороги, которая вносит огромный вклад в экономику Республики.
Донбасс — уникальный промышленный регион, сшитый скоростными магистралями. И в первую очередь — железными дорогами, которые можно сравнить с кровеносными сосудами в теле человека. Они везут грузы и людей. Замрут дороги, и регион начет умирать.
Донецкая железная дорогая — особое место, важнейшая стратегическая отрасль Республики, а значит, отношение к этой отрасли должно быть особое.
По территории Донецкой Народной Республики пролегает большой участок железной дороги, общая развернутая длина главных путей которого составляет более 2 000 километров — рассказывает Сергей Кузьменко. Железная дорога также включает в себя 49 железнодорожных станций и 40 структурных подразделений.
ИА "Новороссия": Расскажите, что на сегодняшний день достигнуто для жизнедеятельности главной транспортной магистрали Республики?
Семен Кузьменко. В правовом поле Республики Донецкая железная дорога стала работать с 2015 года. К лету 2017 года, когда Киев пошел на вполне ожидаемый шаг, уволив 15 тысяч железнодорожников, в Республике уже был разработан план действий. Согласно этому плану, образовано новое предприятие — республиканская железная дорога. В правовом поле Республики проработаны тарифы, заключены договоры со всеми грузоотправителями, работники бывшей Донецкой железной дороги трудоустроены в республиканском предприятии. В настоящее время железная дорога заработала в полную силу и продолжает исполнять свои функции — осуществляет перевозку грузов — угля, металла, руды, обеспечивая потребности предприятий. Есть внутренний грузооборот, есть выход на Российскую Федерацию. Железная дорога также успешно реализует транзитный потенциал. Так как Луганская Народная Республика не может самостоятельно освоить свои объемы в силу того, что на границе России и ЛНР имеется однопутный не электрифицированный переход Внуково-Красная Могила, часть грузов через Дебальцево обрабатывается Донецкой железной дорогой. Очень хорошие взаимоотношения у нас сложились с железнодорожниками Северо-Кавказской железной дороги, установили контакты с ростовскими, и с московскими железнодорожниками.
ИА "Новороссия": Были ли у вас потери по кадрам, после того как Донецкая железная дорога стала республиканской?
С.К.: Да. Это коснулось всех направлений транспортной системы Республики. Не секрет, что часть руководства довоенной Донецкой железной дороги принимало участие в коррупционных схемах, каких- то откатах, таким образом зарабатывая себе немалые деньги. А 2014 год был своего рода очищением. Все эти «зарабатывающие» руководители различных рангов покинули Донецкую ЖД, остались специалисты, которые хотели и дальше работать на железной дороге, честно исполняя свой долг. Поэтому, с этой точки зрения, стало намного проще и легче. Кроме того, в Республике есть донецкий железнодорожный институт, выпускники которого также пополняют ряды специалистов, успешно работающих в различных службах и подразделениях Донецкой железной дороги.
ИА "Новороссия": Какова заработная плата железнодорожников?
С.К.: На данный момент средняя зарплата у нас составляет порядка 10 тысяч рублей. С точки зрения общих экономических показателей по Республике — это неплохо, выше средней республиканской зарплаты. Но если взять показатели по отрасли, критически мало. Я напоминаю, что железнодорожный труд — сложная и очень ответственная техническая работа, и применять нормы, которые относятся к гражданским, на железной дороге нельзя. Не случайно у железнодорожников всегда были свои больницы и санатории, труд железнодорожника всегда высоко ценился в государстве. Кстати, в определенные критические моменты истории именно благодаря железнодорожникам происходили прорывы. Хочу напомнить об эвакуации полторы тысячи промышленных предприятий в 1941 году в начале войны. Это подвиг железнодорожников. Тогда не было ни компьютерных сетей управления, ни такого, как сейчас, объема электроники, все сообщение происходило с помощью телеграмм, в ручном режиме. Но и в целом Донецкая железная дорога по своему кадровому составу высоко ценилась еще в Советском Союзе и на Украине. По уровню сложности инфраструктуры и работы это были самые лучшие специалисты. Поэтому говорить о том, что 10 тысяч — хорошая зарплата для железной дороги, неправильно. Средняя зарплата железнодорожников должна превышать 20-25 тысяч. Тогда можно будет рассчитывать на более высокую квалификацию сотрудников, и, соответственно, показатели выполнения работы на дороге будут выше.
ИА "Новороссия": Каковы перспективы развития республиканской железной дороги?
С.К.: Дело в том, что потенциал Донецкой железной дороги и объемы грузов, которые она способна переваривать, намного выше, чем есть в настоящий момент. В принципе, от полной загрузки Донецкая железная дорога работает сейчас процентов на 20. На это есть ряд объективных причин. В частности, в полном объеме мешает работать линия фронта, которая прошла в районе Ясиноватой, многие железнодорожные узлы не могут работать в полном объеме. Донецкий вокзал закрыт, потому что перегон Донецк-Ясиноватая является фактически линией фронта.
Второй важный момент. Жизнь дороги зависит от объема грузов, которые перевозятся по ней. Чем лучше будет работать экономика Республики, тем у железной дороги будет больше вакансий и средств. Но для этого должна в полном объеме заработать промышленность. Я хочу подчеркнуть, мы живем в советской модели экономики, где порядка 20-30 процентов экономики приходилось именно на железную дорогу. На нее возлагались основные функции по перевозке грузов. Поэтому железная дорога не может существовать в отрыве от показателей экономики Республики. Не может так быть, что в Республике все плохо, а на железной дороге — хорошо, и наоборот. Если, например, закрылось предприятие, нет смысла содержать под него ветку железной дороги.
ИА "Новороссия": Что вы можете сказать по поводу возможной модернизации Донецкой ЖД?
С.К.: Модернизация ЖД — сложный и объемный процесс. Но, тем не менее, в Республике есть достижения на этот счет. Я приведу для наглядности один пример. У нас есть железные дороги Крыма, которые остались от одесской ЖД. Там была одна дирекция. По интенсивности работы и объему железных дорог можно сказать, что Крымская дорога намного меньше Донецкой железной дороги. Но в модернизацию путей Крымской ЖД Российская Федерация уже вкладывает порядка 80 млрд рублей. Если рассматривать общее развитие нашей Донецкой железной дороги, хочу отметить, что на первый план выходит содержание железной дороги, в том числе ремонт подвижного состава, который был полностью оторван от бывших поставщиков и ремонтных баз. Мы также плавно будем переходить на российские локомотивы и запчасти, российский регламент. Это процесс, довольно большой по деньгам и продолжительный по времени, уже запущен и набирает полный ход.