Здесь тишина пугает: война в авдеевской «промке»
Промзона под Авдеевкой или в народе «промка» – одна из самых горячих точек на карте боевых действий ДНР. Бои здесь идут каждый день: иногда всё ограничивается перестрелкой из легкого стрелкового вооружения, иногда работает что-то потяжелей. Не все способны выдержать напряженные военные будни, котор
Промзона под Авдеевкой или в народе «промка» – одна из самых горячих точек на карте боевых действий ДНР. Бои здесь идут каждый день: иногда всё ограничивается перестрелкой из легкого стрелкового вооружения, иногда работает что-то потяжелей. Не все способны выдержать напряженные военные будни, которые иногда так похожи друг на друга. Тем не менее бойцы стараются держать боевой настрой, и гостей на своих позициях встречают радушно.
Мы только приехали, и уже сразу идем пить чай. За год на этих позициях бойцы построили себе крепкий, по-спартански обустроенный, но уютный блиндаж. Внутри звенят сверчки, кто-то отдыхает после «смены», кто-то – крутится возле буржуйки. За время чаепития знакомимся с ополченцем «Золотым», который и представляет самого мелкого боевого товарища – кота Зему. Кот часто ходит с защитниками ДНР непосредственно на позиции. Там он и получил свои ранения – осколками задело мордочку и лапу. Но сейчас уже шустро отзывается, если ему предлагают пообедать паштетом.
Вместе с бойцами ДНР «Студентом» и «Тохой» мы идем наблюдать за позициями противника: расстояние до блиндажей украинских военных совсем небольшое. Словно на ладони – их блиндажи в ряд, укрепрайоны с огневыми точками. По словам «Тохи», тишина здесь – на «промке» – пугает, потому что неизвестно, чем занят враг.
«Мы наблюдали за противником: их передвижением, местами дислокации, где они ночуют, где у них КНП, непосредственно боевые позиции, с которых они работают. Насчитали девять огневых точек. Также рассмотрели их новые постройки, укрепрайоны. Строятся они очень интенсивно, в течение суток они построили половину блиндажа. У них люди, техника – всё присутствует. Строятся они хорошо, войнушка будет «приятной», – рассказывает «Студент». – Стрельба бывает и днем, если у них есть раненые или «двухсотые», которых нужно забрать. Их увозят, огнем прикрывают скорые – работает легкая броня, стрелковое, утесы, пулеметы. Ближе к вечеру уже «Васильки» работают, 82-мм минами закидывают по позициям, нормально начинается войнушка».
Весь мир – на войне
«Студент» родом из-под Мариуполя. Свою войну он начал с 13 апреля 2014 года – с захвата горсовета Мариуполя. Потом долгий и тяжелый путь: Славянск, Саур-Могила, Пески, Ясиноватая. На «промке» боец воюет уже второй год: сначала был на одной позиции, затем его перекинули на нынешнюю. Здесь уже укоренился, окопался и держит оборону с боевыми товарищами.
«Во время начала перемирий – школьного, новогоднего, хлебного становилось тише максимум на три-четыре дня. И опять же стрелковое не прекращалось вообще. Они работают, стараются обнаружить наши позиции, лежки, выманивают ребят на ответный огонь. Опять же снайпера зашли, работают. У наших соседей потери в последнее время от них были: тяжелые раненые, и «двухсотые». Неприятно, конечно, пацанов терять».
Пока мы беседуем с защитником республики, начинается стрелковый бой. На фоне одиночных выстрелов и очередей тема разговора переходит к политике: ополченец следит за происходящим на той стороне. Он считает, что принятием закона «О реинтеграции» Украина сама себе ухудшила положение во всем мире.
«Я думаю, что это закончится в течение года, может и раньше, потому что сейчас много стран уже отворачиваются от Украины, как от державы. Да, они там может с США договариваются о летальном оружии, но естественно оно появится у нас. Нам только дадут добро – мы пойдем и заберем».
Безусловно, «Студент» хочет вернуться домой: после разговоров с близкими часто появляется ностальгия по прошлому. Ему, конечно же, хочется повидать родных, друзей увидеть. Но при этом он лихо заявляет: только на недельку, а потом можно опять на войну.
«Просто за четыре года войны понял, что в жизни другого и не умеешь. Воевать, находиться на грани жизни и смерти уже вошло в привычку. Я был в отпуске, 10 суток дали: вот нахожусь дома, и не знаю, что делать. Вышел, мирные вокруг ходят, тебе ни поговорить с ними, потому что не о чем разговаривать, как и им с тобой. Все разговоры об одном: двухсотые, трехсотые, война, где взять БК побольше, чем отработать, с кем договориться о взаимопомощи между позициями. Весь мир – на войне, на передовых позициях».
Просто сказали: «Береги себя»
На этих же позициях мы знакомимся с еще одним бойцом – ополченец с позывным «Фанат». Житель Макеевки служит с 2014 года: сначала был в разведке, потом немного в Краснодоне, после пришёл в «Восток».
«Когда началась эта перемена власти непонятная в Киеве, я наблюдал. Они говорили, что хотят сместить олигархов, а к власти опять пришел миллионер. И когда новая власть пришла сюда, я увидел, как убивают женщин, детей – и просто не смог сидеть дома, пошел в ополчение. В семье к этому отнеслись с пониманием: просто сказали «береги себя», – поделился «Фанат». – На этих позициях долго обустраивались: наша рота тут уже второй год. Постепенно все строим, никогда не сидим без дела. Это наша жизнь, наше здоровье – по-другому никак».
«Фанат» подтвердил слова своего боевого товарища: на «промке» днем, в принципе, тихо, а перестрелки начинаются ближе к ночи. Украинские «освободители» используют стрелковое оружие, РПГ, иногда работах их 120-мм минометы.
«Как только вечер наступает, начинается у них. Днем, наверное, пьют, а вечером начинают. Последнее, что я слышал, что там стоят ВСУ. Но также говорят, что сейчас сюда «правосеки» приехали – рота снайперов. Но сами понимаете, это только то, что говорят. А на самом деле, что там и как – никто не знает.
У соседей на позициях совсем небольшое расстояние, там достают. У них там и трехсотые, и «двести» были буквально недавно. Мы тут друг друга и поддерживаем, только так. Кто нас еще поддержит?».
Конечно, бойцам уже хочется завершения войны: ребята устали, а дома их ждет спокойная жизнь. Но при этом у всех только одно стремление – победа, и уверенность, что она будет за ними – защитниками Республик Донбасса.
Автор: Виктория Толкачёва
Фоторепортаж Давида Худжеца специально для ИА «Новороссия»