19 век: великороссы и малороссы

Автор: Редакция Новоросинформ

Некоторые замечания по поводу этнического самосознания русских и украинцев в 19-м веке. Как же называл себя народ и с кем себя осознавал? И я имею в виду не то, как называла себя и свой народ тонкая образованная прослойка населения Российской Империи, знакомая с историей своей страны. Понятно, что и

Некоторые замечания по поводу этнического самосознания русских и украинцев в 19-м веке.

Как же называл себя народ и с кем себя осознавал? И я имею в виду не то, как называла себя и свой народ тонкая образованная прослойка населения Российской Империи, знакомая с историей своей страны. Понятно, что их идентификация своего народа базировалась на знании исторических документов, государственной политике или сепаратистских устремлениях, как в случае с украинофильской интеллигенцией. Я имею в виду, как называл себя сам народ, в большинстве своем не имевший доступа к академическим историческим знаниям. С кем и чем он себя идентифицировал?

Почему именно 19-й век? Ну, во-первых, именно в 19-м веке приключилась всеевропейская «весна народов», вдруг осознавших себя, как нации. Именно в 19-м веке началось украинофильское хождение в народ с целью пробудить украинское сознание малороссов. Чем оно завершилось, все знают, а вот с каким именно народным материалом пришлось столкнуться украинофилам, очень интересно.

Во-вторых, так уж сложилось, что свидетельств, отражающих именно глас народа, не очень много. Но материалов по 19-му веку всё же больше, чем за предшествующий период.

Ну и, в-третьих, неоднократно приходилось сталкиваться с утверждениями украинцев о том, что вина в разделении доселе единого русского народа лежит исключительно на России и русских, не признавших в предках украинцев единоплеменников и называвших их, как только угодно, но не русскими.

По этому пункту хочется добавить, что доля правды в этом есть. Действительно, в 16-17-м веках великороссы не называли малороссов русскими, а именовали черкасами и литовскими людьми в противовес к людям русским.

Ничего странного в этом нет, если вспомнить события предшествовавшие объединению русских земель. Я имею в виду многочисленные русско-польские и русско-литовские конфликты, в ходе которых предки украинцев не раз прошлись огнем и мечом по землям России. Действительно, трудно признать своего соплеменника и «защитника веры православной» в разбойнике, разорявшем церкви и монастыри, и, подобно татарам, угонявшем русских людей в крымское рабство.

Но к 19-му веку эти события немного подзабылись и малороссы вполне официально признавались и назывались русскими Малой Руси, т.е. малороссами. Т.е. уже нельзя было сказать, что великороссы не признавали их за русских.

Опустим сразу все свидомые фантазии о том, что, дескать, ещё в 19-м веке русских великороссов не существовало, а вокруг исконно мокшанской Москвы звучали разнообразные финские и уйгурские говоры. Этот горячечный бред уже давно разобран, и не хочется более тратить на него время.

Есть, правда, и еще одна версия, почему русских в 19-м веке не было. Мол, мужик-великорос называл себя исключительно христианином и даже если и употреблял термин «русский» по отношению к себе, то только в религиозном плане. Но, на мой взгляд, осознание себя христианином не мешает быть при этом ещё и русским и ассоциировать себя с Русью, хотя, несомненно, православие было одной из причин обрусения инородцев. И это в полной мере относится и к малороссам, у которых в среде казачества, кого только не встречалось.
Да и нет ничего нового в формировании народа вокруг определенной церкви. Примером могут служить сербы с хорватами, всё различие между которыми и сводится к разной вере. А то, что русский народ формировался с 10 века благодаря «русской вере» не является чем-то особенным.

Также отметем сразу вопрос самоидентификации галичан. Она известна и достаточно широко описана. До того, как превратиться в украинцев, они назывались русинами и народом русским. Примеры приводить не буду, их много. А уж закарпатские русины живут и поныне.

Т.е. кроме самоидентификации великороссов, рассмотрим, как себя идентифицировали малороссы на землях, которые вошли в состав России в 17-18 веках.

Итак, великороссы…

Странно, но никаких серьёзных исследований в части самосознания русских я не нашел. Если кто-то встречал что-то подобное, то буду рад ознакомиться. Но в целом, для меня очевидно, что простой великорусский народ ассоциировал себя именно с Русью и называл себя русским.
Об этом говорит весь народный фольклор, такой как русские былины и русские народные песни. Примеры былин приводить не буду, они общеизвестны, а вот примеры народных песен, записанных в 19-м веке и ранее.


(Песни из собрания русских народных песен Шейна П.В., 1870)

А вот эта из более ранних:

Русь, русаки, русские… Об этом же говорит множество русских пословиц и поговорок. Например, в сборнике «Пословицы русского народа» Даля В.И.


Все эти песни и пословицы однозначно указывают, что русский неграмотный мужик ассоциировал себя именно с Русью.

Вполне было бы достаточно и русского народного фольклора, но свидетельства народной самоидентификации попадаются в среде бюрократических документов Российской Империи. Как, например, «Труды комиссии по преобразованию волостных судов» 1874 года.

Русская деревня четко обозначает себя именно русской и отделяет от имеющейся в некоторых регионах мордвы.


А среди газетных заметок иногда попадаются совсем любопытные.


(Из газеты «Московские ведомости» за 1894 год)

Это, несомненно, пример народной самоидентификации. Причем самое интересное в этом случае то, что русский мужик настаивает, что он русин, хотя к 19-му веку это самоназвание считалось уже устаревшим и вышедшим из употребления в России. Но, как мы видим, оно вполне употреблялось в отдаленных деревнях.

Повторюсь, в целом вполне очевидно, что великорусская деревня называла себя русским народом и ассоциировала с Русью.

Перейдём к малороссам.

Увы, но в противоположность великороссам примеров позиционирования себя, как Русь и русский народ, в среде малороссов-простолюдинов в 19-м веке не наблюдается. Нет ни русских былин, ни русских народных песен, ни пословиц про Русь.

В наличии имеется казацкий фольклор, но как показывают казацкие же летописцы 17-18 веков, сами казаки объясняли свое происхождение от хазар, а не от Руси.

(«Летописное повествование о Малой России», Ригельман А.И., 18 век)

С Русью себя ассоциирует лишь тонкая образованная прослойка и духовенство. Сам же малороссийский народ называет русскими москалей уже с 17-го века, как это видно из жалобы местных жителей на полтавского полковника. Хотя возможно, что данный пример не очень корректен.


Не советую свидомым играть со словами «руский» и «руський», т.к. разница в них видна только на письме, да и корень все равно один и тот же — «рус».

Но вернемся в 19-й век. Казалось бы, что к этому времени «насильственная русификация украинцев», на которую постоянно жалуются украинские патриоты, должна была принести свои плоды в виде пробудившегося русского самосознания народа, но, увы, этого не наблюдается. Видимо, «насильственная украинизация» не была столь тотальной, как ее описывают патриоты, или мужик-малоросс в полной мере проявил свои «хатаскрайнические» навыки и остался тем, кем и был. Русью он себя так и не назвал.

Примечательно, что даже сами украинофилы середины 19-го века черпали истоки своей прошлой государственности вовсе не в Киевской Руси, а в казачестве. Это подмечает и канадо-украинский историк Сергей Екельчик.

Все попытки связать воедино казачий гетманат и Древнюю Русь в мифический полиморф Украина-Русь начались гораздо позже с подачи небезызвестного историка-украинофила Грушевского.

Но самое смешно, что и украинизация, которую развернули в 19-м веке украинофилы, принесла столь же жалкие результаты, как и русификация. Народ так и не стал украинцем.

А кем же он стал к концу 19-го века? Можете  судить сами.


(Кулиш П.А. «Записки о Южной Руси», 1857)


(из журнала «Киевская старина» за 1902 год)

По всему выходит, что к началу 20-го века на территории Малороссии не было ни русского, ни украинского самосознания. Не было и нации, как таковой. Народ был просто безымянной массой, не особо интересующейся пробуждением своего национального сознания. Стоит ли удивляться, что так легко удалось влить чуждое сознание именно этому народу, стоило взяться за это основательно? Мне трудно представить, как можно было бы убедить русского мужика, выросшего на русских песнях и пословицах про Русь, что он не русский. А вот с народом, который всего этого не имел, проделать подобное гораздо проще.

Хорошо это или плохо? Кому как. Сегодня нам остается только зафиксировать наличие украинского народа, чье самосознание изначально удерживается в рамках украинства исключительно благодаря массированной украинофильской пропаганде. Поменяется ли их самосознание, если просто отключить эту агрессивную пропаганду? Возможно. Но нужно ли это в первую очередь самой России? Может быть и нужно, но точно не путем насильственной русификации. Хотят быть украинцами, пусть будут. Пусть объедятся своего украинства до рвоты.

Самое курьезное состоит в том, что именно агрессивная украинофильская пропаганда является лучшей ненасильственной пропагандой Русского мира. Так что, украинофилы, поддайте газку! Переименуйте еще несколько городов, снесите еще несколько заводов, выложите сотню рекордных трезубов из сала, запретите даже думать на русском языке… А там посмотрим.

amp-amp.livejournal.com

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров