В память о Волынской резне: будет ли эксгумация?

Автор: Редакция Новоросинформ

Кровавые события на Волыни, произошедшие 77 лет назад, навсегда вошли в историю как Волынская резня. Тогда, в ночь на 11 июля 1943 года боевики украинской повстанческой армии (ОУН-УПА)* ворвались одновременно в 150 польских сел на территории Западной Украины. Только за одни сутки тогда было убиты бо

Кровавые события на Волыни, произошедшие 77 лет назад, навсегда вошли в историю как Волынская резня. Тогда, в ночь на 11 июля 1943 года боевики украинской повстанческой армии (ОУН-УПА)* ворвались одновременно в 150 польских сел на территории Западной Украины. Только за одни сутки тогда было убиты более десяти тысяч мирных жителей, главным образом этнических поляков. Эти зверские убийства стали своего рода кульминацией массовых этнических чисток, совершенных украинскими национал-шовинистами в годы Великой Отечественной войны.

Посетившая в 1992 году Украину польская делегация, получившая разрешение на исследования и эксгумацию в местах указанных событий, уже тогда обнаружила свыше 600 мест массовых захоронений польских жертв украинских национал-шовинистов. Общее количество их (т.к. убийства осуществлялись несколько лет) колеблется от 36.000 до 100.000 и более человек. В основном женщин, детей, стариков.

Организаторами Волынской резни и последующих так называемых этнических чисток были вожди УПА – Роман Шухевич, Микола Лебедь и Роман Клячкивский. Их отряды, мобилизовав подонков-соотечественников обоего пола из близлежащих украинских селений, окружали польские села и хутора. Со звериной жестокостью убивали жителей, сжигали дома, церкви, сады, посевы. Уничтожали всё, что поддавалось огню –  дабы лишить поляков надежды на возвращение на пугающие пепелища пустырей. Зачастую не производили ни одного выстрела! Просто вырезали всё население – от грудных младенцев до стариков – косами, топорами и ножами. Воспоминания чудом выживших людей содержат многочисленные свидетельства вырываний языков, выкалываний глаз, забиваний гвоздей в голову, выпарываний плодов у беременных женщин, четвертований, кошмарных надругательств над трупами и утонченно садистских пыток…

В сборнике документов «Забытый геноцид: Волынская резня 1943-1944 годов» читаем: «Тем, что отличает резню на Волыни от всех известных этнических преступлений, является невероятная жестокость преступников. Ни сталинский НКВД, ни гитлеровские Einsatzgtruppen не отличались личной жестокостью исполнителей. А резуны ОУН-УПА и других националистических объединений словно питали к ней особое пристрастие».

Массовый геноцид польского населения пошел на спад только во второй половине 1944 года, когда стало ясно, что гитлеровские хозяева ОУН-УПА проигрывают войну, и что с польскими националистами, возможно, придется договариваться. Тем не менее, отдельные нападения на поляков имели место вплоть до 1947 года. На сегодняшний день поименно установлены имена свыше 36 тыс. поляков, убитых ОУН-УПА. Общее же количество жертв геноцида, известного как «Волынская резня», оценивается до 130 тыс. человек.

Сейчас на нынешней Украине идейные наследники Бандеры и Шухевича, пришедшие к власти в результате госпереворота 2014 года, старательно затушевывают страшные картины массовых убийств, совершенных изуверами времен «Волынской резни». Хотя риторика современных украинских национал-шовинистов остается прежней. Более того, в массовом геноциде мирного польского населения на Волыни они обвиняют самих поляков!

Еще в июне 2013 года, когда Сенат (верхняя палата парламента Польши) рассматривал заявления о признании Волынской резни 1943 года «этническими чистками с признаком геноцида», украинские национал-шовинисты в городском совете Львова направили гневное обращение в адрес польского парламента. В нем вся ответственность за кровавые события на Волыни перекладывалась на поляков: «Основной причиной украинско-польского конфликта было то, что панская Польша в межвоенный период (19)20-40 годов переселяла на западноукраинские земли польских колонистов-крестьян из западной части Польши… Основным их заданием, кроме колонизации наших земель, была полонизация украинцев. Польские колонизаторы должны были выполнять задачи польского правительства, поэтому всеми возможными способами провоцировали украинских крестьян к конфликтам, после которых польская государственная машина — полиция и армия — осуществляли «чистки» национально сознательных украинцев вплоть до так называемой «зачистки», то есть сжигания украинских сел и изгнания украинцев с их земель». Оказывается, именно поэтому поляки виноваты во всех этих зверских убийствах мирных жителей, совершенных оуновцами. До сих пор фотографии с мест Волынской трагедии нельзя без содрогания смотреть человеку с нормальной психикой.

Сегодня на нынешней Украине любят рассуждать по поводу «жертв польских депортаций и этнических чисток». Это широко освещается в СМИ, подогревая антипольские настроения. Поляки, напоминающие украинским национал-шовинистам о Волынской резне, объявляются «польскими шовинистами», сама же Польша — «заложницей своей политики полонизации и колонизации наших этнических территорий». «Польша, покайся», «Армия Крайова — помощница Сталина в войне против украинцев», «Подляшье и Холмщина — это земли Украины!» — с такими призывами, обвиняющими Польшу в геноциде украинцев, национал-шовинисты пикетируют польские посольства по всему миру. Сознательно игнорирующие историческую правду, фашиствующие украинские депутаты областного совета Волыни недавно заявили, что якобы Волынская резня если и проводилась, то поляками против украинцев. При этом бойцы УПА были объявлены борцами с польской оккупацией, спасавшими мирных украинцев от геноцида.

«Национально-освободительная борьба украинского народа за создание своей независимой державы на своих этнических землях никоим образом не могла быть геноцидом», — так говорится в заявлении Волынского областного совета.

Любопытно, что и польская сторона неожиданно стала прималкивать о жертвах украинского геноцида. Одно время польские политики, в том числе и бывший президент Бронислав Коморовский, выступали с довольно странными заявлениями о невиновности украинцев – мол, резня наверняка была спланирована Сталиным и осуществлялась переодетыми сотрудниками НКВД. Большая работа с польской стороной была проведена при Януковиче в 2013 году, Киев тогда предложил целую программу совместного отмечания 70-й годовщины событий, а бывший в то время председателем Верховной рады Владимир Рыбак даже высказался за учреждение совместного Дня памяти и примирения украинцев и поляков. Украина очень опасалась (и опасается это до сих пор) выведения вопроса о признании ее ответственности за геноцид на официальный уровень, и некоторое время удавалось этого избежать.

Только в 2016-м Польша, под нажимом общественности, официально признала резню, устроенную украинскими национал-шовинистами, геноцидом. В ответ через несколько месяцев Украина наложила мораторий на поисковые и эксгумационные работы.

Следует отметить, что Варшава не раз поднимала вопрос его отмены. В 2018 г. в Польше приняли закон, позволяющий возбудить уголовное дело за отрицание «преступлений украинских националистов в 1925-1950 годах (в том числе тех преступлений украинских формирований, которые сотрудничали с Третьим Рейхом)». Преступлением в документе называется также «Волынская резня», за отрицание которой также вводится наказание. Но 27 июня 2018 года польский парламент изменил, а президент Дуда подписал новую версию этого закона. В ней изменено положение, которое больше всего критиковали Израиль и США. В частности, отменен пункт об уголовном преследовании лиц, отрицающих факты преступлений украинских национал-шовинистов и обвиняющих в этом Польшу.

В середине января прошлого года Конституционный суд Польши также вынес решение по поводу поправок к закону об Институте национальной памяти, согласно которым вводилась уголовная ответственность за отрицание преступлений украинских национал-шовинистов, поправки эти признали не соответствующими основному закону. Якобы они не были юридически отрегулированы.

В Киеве тогда «новости» из Конституционного суда встретили с большим энтузиазмом: радовался бывший миристр иностранных дел Климкин, ликовал бывший директор украинского института памяти Вятрович, радовались обслуживающие режим журналисты и блогеры. Больше всех восторгался бывший президент Украины Порошенко. Часа не прошло, как он поблагодарил в «Фейсбуке» Анджея Дуду, передал приветствие Конституционному суду и заявил о дальнейшем укреплении украинско-польского партнерства.

Однако подобная преступная «линия» части высшего руководства Польши не нашла поддержки в польском обществе. Государственное Polskie Radio выпустило в эфир архивную запись с Вацлавом Гонсеровским. Подростком он стал свидетелем массовых убийств и сумел выжить в кровавом кошмаре. В программе хватало жутких подробностей о том, как людей распиливали живьем, убивали беременных женщин и сажали на кол детей. Одним из палачей оказался паренек, с которым герой передачи вместе ходил в школу. Прочие СМИ тоже много писали о резне, заодно подсказывая, где в интернете можно найти нашумевший фильм «Волынь».
Комиссия по расследованию преступлений против польского народа Института Национальной Памяти Польши объявила о поисках пострадавших лиц и свидетелей «геноцида со стороны ОУН-УПА». Институт нацпамяти Польши утверждал, что в период 1943-44 годов на Волыни были убиты несколько десятков тысяч мужчин, женщин и детей польской национальности. Кроме этого, речь шла о «физическом, психическом издевательстве над представителями вышеуказанной национальной группы, уничтожении или похищении их имущества, а также применении других репрессий и бесчеловечных поступков для создания условий жизни, которые несли угрозу их биологического истребления, или заставляли оставлять свои дома и бежать с территории Волынского воеводства», — считали в учреждении.

Как видим, официальная Варшава в силу внешнеполитических «обязательств» перед своими трансатлантическими кураторами, предпринимала несколько попыток «смягчить» положения закона, предпочитая списывать факты геноцида на якобы «болезнь роста украинской демократии». Хотя потом вдруг оказалось, что украинский неонацизм в лице славных наследников ОУН-УПА поднял голову и в самой Польше. И это вовсе «не болезнь роста демократии», а болезнь роста украинского неонацизма.

Достаточно вспомнить главную идею украинских национал-шовинистов – создание «Великой Украины на границе двух миров требовало» полного устранения инородцев и ликвидации расово плохих поляков ради «очищения» земель для «расово хороших» украинцев: «Будьте агрессорами и захватчиками, прежде чем сможете стать властителями и обладателями… Общечеловеческой правды не существует». Это фразы из трудов родоначальника украинского национал-шовинизма Донцова и его украинского ученика Сциборского, взгляды которых легли в основу политической платформы ОУН/УПА и идейного обоснования резни поляков на Волыни.

Нынешний президент страны Зеленский некоторое время данную тему полностью игнорировал, хотя польский президент Дуда в своем выступлении по поводу поисковых и эксгумационных работ обращался именно к нему. Неизвестно, есть ли вообще у Зеленского представление о Волынской резне, понимает ли он, о чем речь. Ведь, как известно, незнание истории не освобождает от ответственности.

27 сентября «Польское радио» со ссылкой на слова заместителя министра иностранных дел Украины Василия Боднара сообщило, что Киев разрешил польским ученым проводить поиск и эксгумацию тел людей, погибших во время «Волынской резни» 1943−1944 годов.

Но начнутся ли поисковые работы на практике? Ведь у украинского минкульта и местных властей остается множество механизмов, позволяющих им, несмотря на отсутствие формального запрета, блокировать начало конкретных поисковых мероприятий, не выдавая на них разрешения. Любая находка мало-мальски массового захоронения поляков, убитых членами ОУН-УПА, вне всякого сомнения, будет привлекать внимание СМИ – как украинских, так и зарубежных. И каждый раз украинскую «патриотическую общественность» будут тыкать носом в то, что их «герои» на самом деле были настоящими нелюдями — детоубийцами, насильниками, грабителям и гитлеровскими лакеями. Пандемия фашизма, охватившая тогда Украину, и ныне страшна по своей сути. В отличие от вирусной, когда весь мир борется с заразой и остро осознает ценность человеческой жизни. Посмотрим хватит ли у поляков их хваленой национальной гордости настоять на своем.

Наталья Залевская специально для ИА «Новороссия»

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров